• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Королёва Мастер

Как адмирал Эбергард развивал Черноморский флот Российской империи?

Недавно мне попалась на глаза интересная книга «Адмирал Эбергард. Время и судьба». В ней собрана архивная информация об этом незаслуженно забытом морском офицере.

Группа броненосцев русского Черноморского флота. Первый — «Евстафий» Фото: Общественное достояние

Будущий адмирал родился 9 ноября 1856 голу в Патрасе (Греция). Его отец был консулом. Он брал сына на российский стационер, на котором ему часто приходилось бывать по службе. Так мальчик познакомился с военным кораблем, что впоследствии сыграло важную роль в его судьбе.

После окончания морского училища Андрей Августович много плавал. Уже тогда он зарекомендовал себя как требовательный, но справедливый офицер, который не изменит своим принципам. Когда началась Русско-японская война, он был направлен в Порт-Артур под командование адмирала Макарова.

Кстати, еще задолго до начала войны он высказывал идею, что флот должен базироваться не в Порт-Артуре, а в местечке Мозампо недалеко от Цусимского пролива. Как же он был прав! Возможно, тогда бы 1-я эскадра не оказалась в ловушке, а смогла бы присоединиться к эскадре Рожественского. Но ценная мысль Эбергарда не была принята во внимание, как в России часто и бывает.

После окончания войны Эбергарда отправили на Черное море командиром броненосца «Пантелеймон», бывшего мятежного «Потемкина». И не зря. Андрей Августович смог расположить к себе команду и восстановил дисциплину.

В 1911 году адмирала Эбергарда назначили командующим Черноморским флотом. Его назначение не прошло бесследно. В первую очередь Андрей Августович подтянул дисциплину. Уже тогда он начал готовиться к войне. Он ввел ночные плавания и маневрирования без огней, что со временем приучило экипажи кораблей действовать в сложных условиях.

Адмирал Андрей Августович Эбергард (1856−1919)
Адмирал Андрей Августович Эбергард (1856−1919)
Фото: Общественное достояние

Адмирал выходил в море на несколько дней, где впервые в истории флота проводил совещания, для чего командиры собирались на флагманском корабле. Интересный факт: Эбергард, вопреки традициям, никогда не афишировал в прессе выход эскадры, часто вводя в заблуждение даже угольщиков.

В своих воспоминаниях Н. Р. Гутан писал:

Андрей Августович с флотом устаревших кораблей с первых же дней войны достиг главной цели каждой морской вооруженной силы — владением морем, что и продолжалось уже до самого конца войны, вернее, до развала нашего флота революцией.

В начале войны вышел особый приказ адмирала. В нем говорилось, что если флагман не извещал эскадру о курсе движения, то это значило «Курс на Босфор».

Впервые в истории русского флота адмирал Эбергард ввел в строй корабль-ловушку. Он выглядел, как торговое судно, но имел мощное вооружение.

Был он и сторонником строительства подводных лодок большого водоизмещения.

Подводная лодка типа «Нарвал». Севастополь
Подводная лодка типа «Нарвал». Севастополь
Фото: Общественное достояние

А самой главной заслугой Андреея Августовича было кардинальное изменение статуса и боевых функций морской авиации. В 1915 году Эбергард выделил ее из службы связи и подчинил непосредственно начальнику штаба Черноморского флота. В 1916 году было разработано «Положение о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского Флота». Для базирования гидросамолетов Андрей Августович перепрофилировал посыльные суда «Александр 1» и «Николай 1» в авианосцы.

Были разработаны и документы практической деятельности авиации Черноморского флота:

  • «Правила сигналопроизводства».
  • «Временная организация авиации Черноморского флота».
  • «Инструкция по поиску и уничтожению подводных лодок».
  • «Положение о центральных мастерских при воздухоплавательной дивизии Черного моря».

Теперь экипажи гидропланов занимались поисками и уничтожением вражеских субмарин, тем самым не раз спасая корабли от скрытых атак.

А в 1916 году пришел приказ об освобождении А. А. Эбергарда от должности командующего Черноморским флотом. Это было большой неожиданностью для него.

Впечатляет прощальный подарок лейтенанта Качинского, который он сделал уезжающему адмиралу. На гидроплане М-5 летчик поднялся на высоту 200 метров и в течение 20 минут выполнял различные фигуры пилотажа. Таким образом, от лица морской авиации он хотел отблагодарить адмирала. По воспоминаниям очевидцев, Эбергард был растроган.

М-5 — летающая лодка конструкции Д. П. Григоровича
М-5 — летающая лодка конструкции Д. П. Григоровича
Фото: Общественное достояние

Так адмирал А. Эбергард решил судьбу морской авиации, сделав ее самостоятельной боевой единицей.

Статья опубликована в выпуске 28.09.2020
Обновлено 15.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерий Хачатуров Мастер 6 ноября 2020 в 08:09 отредактирован 6 ноября 2020 в 08:16 Сообщить модератору

    Вспоминая события тех лет, необходимо отметить, что Николай 2 на нужды любимого им Балтийского флота выделил больше средств, чем на нужды Черноморского флота. В результате на Балтике были корабли, которые не сделали одного выстрела, в то время, когда Черноморский флот был лишен многого для ведения военных действии,
    Когда адмирал Эбергард узнал о прибытии немецких кораблей в Стамбул, он настойчиво просил у царской Ставки разрешения силами своих броненосцев нанести упреждающий удар по Константинополю, с целью нейтрализации германского линейного крейсера «Гебен», но не получил на это согласия. В результате именно турецкий флот, с «Гебеном» во главе, осенью 1914 года нанес упреждающий удар по базам нашего флота. Прорабатывая идею с десантом в Константинополь, адмирал Эбергард предложил использовать болгарский порт Бургас в качестве дополнительной базы Черноморского флота. Согласия на захват порта он не получил, и порт Бургас стал базой германо-турецких сил.