• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как назывался лучший истребитель РККА Великой Отечественной?

Я Як-истребитель,
Мотор мой звенит,
Небо — моя обитель.
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он — истребитель!
В. Высоцкий

В Великую Отечественную войну СССР входил с изрядно устаревшим парком военных самолетов. Техника в то время развивалась очень быстро, а основные наши истребители и бомбардировшики были задуманы и реализованы еще в начале 30-х, и этот факт остался не замечен руководством. С чем вступила в войну истребительная авиация Страны Советов?

Основной советский истребитель 1941 года назывался И-16. Наши называли его «ишачком», испанцы его называли «chato» (курносый), а немцы, познакомившиеся с ним в Испании, обозвали его «rata» (крыса) — видимо, за то, что и маленький, и больно кусается, лучше не пытаться его загнать в угол.

Появился этот самолет в начале 1930-х, испытательные полеты на нем проводил Валерий Чкалов в 1933 году.

У машин И-16 последних типов, выпуска 1939−1940 года максимальная скорость составляла 460−470 км/ч, вооружены они были или двумя пушками ШВАК-20 и двумя пулеметами винтовочного калибра ШКАС, или четырьмя ШКАСами.

С вооружения истребительных полков к лету 1941 года еще не были сняты бипланы И-153 («Чайка»), И-15 и И-15бис, вооруженные четырьмя пулеметами.

Кроме устаревших машин, в приграничных округах было 740 истребителей Миг-3, 82 истребителя Як-1 и некоторое количество ЛаГГ-3.

К сожалению, тем летом ВВС РККА только начали переучивание на новые машины, потому значительная часть новейших машин военной авиации оказалась без пилотов, и их либо сожгли на земле, либо захватили наступавшие части Вермахта.

Разгром в приграничных сражениях заставил руководство страны форсировать перевооружение ВВС РККА.

От неплохого тяжелого высотного самолета-истребителя МиГ-3, который был отличным оружием для войск ПВО, Красная Армия отказалась, вместо него стали производить другие боевые машины.

Истребитель ЛаГГ-3
Истребитель ЛаГГ-3
Фото: ru.wikipedia.org

Новый истребитель ЛаГГ-3 в боях начала войны показал себя не слишком хорошо. Его скорость составляла от 490 до 540 км/ч, но в маневренности он уступал И-16. А его вооружение — пушка ШВАК-20 (или пулемет УБС) и два ШКАСа — проигрывало в сравнении с вооружением истребителей противника.

Истребитель Ла-5
Истребитель Ла-5
Фото: ru.wikipedia.org

Однако КБ конструктора Лавочкина провело работу, позволившую заменить его «родной» двигатель М-105П на двигатель воздушного охлаждения АШ-82. Дело в том, что в то время на многие боевые самолеты устанавливали двигатель М-105, а двигатели АШ-82 не пользовались слишком большим спросом у авиаконструкторов.

Скорость нового самолета была 500−600 км/ч, как минимум не уступая по скорости истребителям немцев, а две пушки ШВАК-20 в бою были грозным оружием. Там, где летчик на пулеметном И-16 мог повредить немецкий бомбардировщик, летчик на Ла-5 при таких же попаданиях сбивал врага.

Первый авиаполк, вооруженный Ла-5, принял боевое крещение под Сталинградом, в то время, когда немцы господствовали в небе. Один полк на новых машинах не смог завоевать небо, всего после пары недель боев в строю осталось лишь несколько летчиков и 7 самолетов, хотя потери немцев в этих боях превосходили наши. Остатки полка были отведены в тыл, но по результатам проверки боем было решено производить этот самолет массово.

Истребители Ла-5 и последовавшие Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9, тяжелые, скоростные истребители с мощным вооружением, по своим боевым качествам превосходили и FW-190, и Me-109.

Именно на Ла-5 летом 1943 года сбил первые свои 9 немецких самолетов старший лейтенант Иван Кожедуб, впоследствии ставший Трижды Героем и до конца войны воевавший на «лавочках» (сначала ЛА-5ФН, потом Ла-7).

Полагаю, именно самолет Лавочкина — один из кандидатов на звание «лучший истребитель РККА Великой Отечественной».

Истребитель Як-3 в Московском музее Великой Отечественной войны
Истребитель Як-3 в Московском музее Великой Отечественной войны
Фото: ru.wikipedia.org

Однако семейство самолетов Як внесло не меньший вклад в Победу. Уже на первом этапе войны, в июне 1941 года, в бой вступили первые несколько десятков самолетов Як-1. Их скорость составляла до 569 км/ч на высоте, то есть по скорости они почти не уступали Мессерам. Хотя модель «Фридрих» все же превосходила их и по скорости, и по скороподъемности.

КБ Яковлева всю войну продолжало модифицировать линейку самолетов Як, проектируя все более совершенные машины. Уже с осени 1941 г. наши авиазаводы выпускали другую модификацию Яка — Як-7. Эти самолеты имели скорость выше, чем первый самолет серии, и были вооружены авиапушкой и двумя пулеметами. На самолетах модификации Як-7Б, кроме ШВАК-20, стояли два 12.7 мм пулемета УБ, а для повышения его пожароустойчивости при попадании пуль бензобаки Яков, начиная с этой модели, стали делать протектированными.

Уже в октябре 1942 года начался выпуск самого массового истребителя РККА Як-9. Это развитие предыдущей модели самолета — Як-7, самолет был более маневрен, имел лучшую скороподъемность, его силовой набор делался из дюраля, что позволило уменьшить крыло самолета, тем самым увеличивая его скорость. Новый силовой набор позволил увеличить объем бензобаков, а тем самым — и дальность полета.

Были созданы несколько модификаций Як-9.

Як-9Т был вооружен пушкой НС-37, пробивавшей броню толщиной до 45 мм. То есть этот самолет мог жечь немецкие танки, поражая их в моторную часть или в верхнюю слабую броню, а при атаке на бомбардировщики, при попадании одного снаряда этой пушки, немецкие самолеты разваливались в воздухе. Использовался он и для борьбы с катерами противника — даже одно попадание его снаряда обеспечивало поражение цели.

Советские истребители Як-9ДД на аэродроме Фоджа в Италии. Август 1944 г.
Советские истребители Як-9ДД на аэродроме Фоджа в Италии. Август 1944 г.
Фото: Владимир Иванов, warallbum.ru

Як-9ДД, имевший дальность полета 1800 км. Его использовали для особо дальних разведок, к тому же он оказался полезным для сопровождения дальнебомбардировочной авиации, в том числе — бомбардировщиков союзников, осуществлявших челночные бомбардировочные перелеты из Италии в Полтаву.

Бомбили врага легкие пикирующие бомбардировщики-истребители Як-9Б.

Бомбометание с Як-9Б
Бомбометание с Як-9Б
Фото: warallbum.ru

Высотные перехватчики Як-9ПД, имевшие потолок в 13500 м, сбивали высотные
разведчики врага.

Самым страшным для врага был Як-9У. На него ставили мотор М-107А, его вооружение было усилено, крылья обшивали фанерой, силовой набор был весь из дюраля. Этот самолет был очень скоростным (максимальная скорость на испытаниях превысила 720 км/ч), легким, вертким, он имел мощное вооружение — это был лучший самолет из всей серии Яков. И по результатам боев с немцами сами летчики расшифровывали его название как «убивец».

В общем, Яки внесли огромный вклад в победу, недаром за ту войну сделали десятки тысяч одних только Яков.

Летчик-истребитель полка «Нормандия» Ролан де ла Пуап с советской девушкой-авиатехником
Летчик-истребитель полка «Нормандия» Ролан де ла Пуап с советской девушкой-авиатехником
Фото: warallbum.ru

Какие же истребители ВВС РККА были лучшими? Трудный вопрос… Легкие и верткие Яки были отличны для сопровождения наших бомбардировщиков и штурмовиков, хорошо воевали с истребителями врага. А тяжелые и мощные «лавочки» с их двумя или тремя авиапушками были смертельно опасны для бомбардировщиков. Каждый на своем месте, а Победа была одна на всех.

Статья опубликована в выпуске 26.01.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: