• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как воевали советские электрики?

Часть 2

Летом 1941 года при Управлении спецработ Западного фронта был сформирован 8-й отдельный инженерно-строительный батальон. И это подразделение занималось постройкой оборонительных электрических заграждений. Постановление о строительстве было утверждено уже 2 августа.

Строительство Можайской линии обороны Фото: ru.wikipedia.org

Перейти к первой части статьи

Линия электроукреплений примерно совпадала с третьей полосой Можайской линии обороны (примерно Нахабино-Хлебниково-Домодедово), хотя строилась независимо от системы обычных укреплений.

На строительство первоначально отводилось 18 дней. А теперь представим: за это время предполагалось проложить линии электропередач, установить скрытые трансформаторные подстанции, подвести системы управления; наконец, построить сами рубежи обороны. Ах да, и все это нужно было предварительно спроектировать и рассчитать.

Фактически линия электрозащиты была завершена к октябрю 1941 года: около 300 км высоковольтных электрифицированных рубежей от Химок до Домодедова. К этому времени уже был получен и некоторый опыт боевого применения.

Агрегатный автомобиль электростанции АЭС-3, применялся для питания электрозаграждений
Агрегатный автомобиль электростанции АЭС-3, применялся для питания электрозаграждений
Фото: Общественное достояние

К Ленинграду немецкие армии подошли раньше, чем к Москве. Первое столкновение Вермахта с электрозащитой произошло в сентябре 1941-го, в районе Пулково, где энергетики перекрыли дорогу на город Пушкин. От высоковольтной ЛЭП протянули кабель к установленному в землянке понижающему трансформатору, а оттуда кабелем запитали металлические стержни, забитые в землю на протяжении километра. Насколько следует из известных описаний, немцам дали войти в зону шагового напряжения и подали на препятствие 2000 вольт…

Пару слов о том, как это работает.

Шаговое напряжение — разница потенциалов между разными точками поверхности, по которой напряжение как бы «разливается». Чем шире шаг, тем дальше окажутся одна от другой стопы, тем больше разность потенциалов между ними и выше протекающий через тело ток. Если человек падает — он контактирует с почвой руками, и ток течет уже по пути «рука-нога», через сердце…

Выйти из зоны шагового напряжения можно. Если успеть понять, что происходит, и, поставив стопы максимально близко друг к другу, выходить очень короткими шажками. Немцы понять не успели…

Распределение электрического потенциала вокруг упавшего провода; US1−US2 — шаговое напряжение.
Распределение электрического потенциала вокруг упавшего провода; US1−US2 — шаговое напряжение
Фото: ru.wikipedia.org

Вообще-то, на особый эффект военные не рассчитывали, ставя задачу «попугать немцев». Вышло иначе. Вроде бы бригада из пяти человек несколько дней сдерживала наступление, пока энергетиков не расстреляли из минометов. Несколько десятков немцев так и остались на электрическом поле. Этот случай широко известен.

Но еще раньше, в районе ж/д станции Вяртсиля, на установленных электротехнической ротой 12-го отдельного инженерного полка Ленинградского военного округа электрозаграждениях погибло около двух десятков немцев.

Говорят, что в Карелии электрозаграждения были особенно эффективны, поскольку финны очень боялись их и редко совершали вылазки там, где они использовались.

Московские энергетики об этом опыте наверняка знали. Времени на подготовку здесь было побольше, и использовались заграждения нескольких типов:

  • обычные электрозаборы над землей;
  • заграждения, когда на дно траншеи укладывался слой изоляции, на него — оголенный кабель, сверху — слой дерна;
  • сетчатые заграждения, подвешиваемые на кольях;
  • уже упоминавшиеся вкапываемые в землю электроды для создания шагового напряжения;
  • водные электрозаграждения.

И этим боевое применение электрического тока не ограничивалось.

Зимой 1942 года военные электрики установили на Ладожском озере защитные антидиверсионные заграждения, закрывавшие подходы к «Дороге жизни». Запитывали их от двух передвижных электростанций, сама защита была двухрядной: из натянутой на кольях металлической сетки и спирали Бруно, хорошо всем знакомой колючей проволоки, уложенной спиралью.

Электрозаграждения
Электрозаграждения
Фото: Общественное достояние

А в 1944 году те же подразделения устанавливали электрозаграждения на участке от Ладожского озера до устья реки Вуоксы. Здесь разные участки заграждений включались отдельно. Это позволяло, когда нужно, открывать проходы для своих частей и снова закрывать их, прикрывая подходы к нашей линии обороны.

А теперь вдумаемся: для этого потребовалось построить 37 подземных (земляночных) трансформаторных подстанций. Плюс, помимо стационарных, использовались передвижные электростанции. И насколько известно, нигде под Москвой немцам так и не удалось преодолеть электрифицированные заграждения.

Но электрозаграждения требуют постоянного обслуживания и контроля. Здесь обрыв кабеля означает обесточивание участка цепи. И электрикам, как и связистам, приходилось работать под огнем…

Не говоря уже о том, что электростанции — обычные, гражданские — были объектами, подвергавшимися усиленным бомбардировкам и обстрелам. Можно полностью эвакуировать завод, перебазировав его в восточные районы страны. Электростанция должна работать, пока не оставлен запитанный от нее населенный пункт или предприятие. Ту же Волховскую ГЭС вначале большей частью эвакуировали. А потом столь же спешно восстанавливали, чтобы дать напряжение в Ленинград.

Строительство оборонительного рубежа на подступах к Москве
Строительство оборонительного рубежа на подступах к Москве
Фото: Общественное достояние

А директор Каширской ГЭС до последнего тянул с подрывом станции, несмотря на то что линия фронта подошла к самой Кашире. Пока в Москве не приняли решение не отдавать Каширу. Наверное, не нужно рассказывать, что обстановка на станции все это время была далека от мирной…

Так что и совершенно мирной профессии электрика нашлось самое что ни на есть боевое применение.

И с отвёрткой и пассатижами воевали. И воинскими уставами это было предусмотрено. Вообще-то, с этого и следовало начать, электрозаграждения начинали использовать еще в Русско-японскую и Первую мировую войны. Так что и применять, и защищаться от них учились. Во всяком случае, в некоторых армиях или на некоторых участках фронтов.

Так, в 1916 году в русской 9-й армии проводилось специальное обучение обращению с такими заграждениями. Причина проста: при столкновении с австрийской электрозащитой погибли и первые коснувшиеся проволоки под напряжением, и те, кто пытались им помочь.

С другой стороны, в русской армии времен Первой мировой использовались передвижные электростанции, в т. ч. на базе автомобилей. Скорее всего, использовались они не столько для питания заграждений, сколько для обеспечения частей электроэнергией, но и электрозащиту от них можно было запитывать.

Например, на одном из участков фронта Первой мировой войны было «4 автомобильные станции мощностью 20 кВт». Не знаю, мощность это одной установки или всех четырех в сумме. Но даже и 5 кВт для бытовых нужд вполне достаточно, а уж сто лет назад, полагаю, этого тем более хватало.

Строители Красногорского участка высоковольтных электрозаграждений
Строители Красногорского участка высоковольтных электрозаграждений
Фото: Общественное достояние

Вроде бы в 1915 году в немецкой армии разрабатывались и методы электризации почвы, но тогда это на вооружение не взяли из-за технических сложностей и больших потерь мощности.

Ну, а в СССР техническими инновациями активно интересовались. И ту же электризацию почвы применяли, например, под Москвой. А к началу войны Красная армия подошла уже с некоторым опытом…

Вот, к примеру, пособие под названием «Электротехнические средства инженерных войск» 1938 года. Посвящено оно применению электротехнических средств в целом и, в том числе, боевому применению и противодействию им.

Так выше я упоминал, что финны, по воспоминаниям участников Великой отечественной войны, боялись электрозаграждений. Возможно, так и было. Вот только сами финны электрические преграды в ходе войны использовали. И для борьбы с ними в Красной Армии использовался специальный защитный костюм, сплетенный из медной проволоки и закрывавший все тело бойца. Изолирующие средства сами по себе были признаны ненадежными, так как «в полевых условиях… нет уверенности в исправности изоляции». Медный же костюм позволял току проходить по пути наименьшего сопротивления, то есть по медной «оболочке бойца» в землю, минуя тело сапера.

Вначале, еще в Первую мировую войну, чужие заграждения пытались заземлять, набрасывая на них оголенные металлические проводники. Но этот метод, хотя и в целом рабочий, оказался недостаточно надежным. Так что было предписано попросту вырезать в заграждениях проходы. Считалось, что медные костюмы дают достаточную защиту от возможных касаний токонесущих заграждений.

Опыт Зимней войны еще раз подтвердил эффективность и электрических заграждений, и средств противодействия им. И военные инженеры к 1941 году подошли с багажом соответствующих знаний и умений, позволившим в кратчайшие сроки создать препятствия, которые Вермахт так и не сумел преодолеть.

Так что электрики на войне иногда сражались с проводами и пассатижами в одной руке и винтовкой в другой.

Статья опубликована в выпуске 7.06.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 7 июня 2021 в 18:58 отредактирован 7 июня 2021 в 19:00 Сообщить модератору

    Хорошая тема...
    Можно спорить о гуманности, но что было, то было.
    Будучи энергетиком строительного треста в восьмидесятые годы работал с главным энергетиком объединения Зайцевым.
    Он мне рассказывал об этом как непосредственный исполнитель и очевидец.
    Эффективность правда с его слов была низкая.
    Зато психологический эффект был мощным.
    Правда и скандал был определённый, обвинили страну во многих нарушениях.

    Оценка статьи: 5