Ленинградцы обороняли свой город, ремонтировали танки и орудия, лечили раненых, спасали бесценные произведения искусства. А ещё — строили нужные для Балтийского флота шхерные катера.
Как известно, после 1917 года в Финляндии победили сепаратисты, и эта часть откололась от Российской империи. Равно, как и Прибалтика. Время тогда было тяжёлое, и когда ситуация с границами более-менее устаканилась, получилось так, что Советский Союз лишился значительной части балтийского побережья.
Поэтому некоторые наши высокопоставленные военные чины говорили, что на Балтике нужны лишь крупные военные суда, а, например, Ленинград и так прикрыт с моря сетью фортов и береговых батарей. И посему незачем распыляться на постройку разных типов военных кораблей, которые то ли пригодятся в будущем, то ли нет.
Однако в середине 30-х годов ХХ века ситуация на Балтике стала напряжённой (из-за амбициозных гитлеровских планов), а тут ещё наша внешняя разведка стала сообщать, что многие финские военные симпатизируют политике Гитлера.
В общем, начальник артиллерии Краснознамённого Балтийского флота вице-адмирал Грен решил (не один, конечно) сработать на упреждение и дал техническое задание на разработку шхерных катеров.
Шхеры — это такие длинные извилистые заливы на Балтике, в которых удобно прятать корабли или, к примеру, скрытно высаживать десант.
Грен предложил ленинградским судостроителям создать компактный бронекатер для патрулирования и уничтожения вражеских судов (и живой силы) как на море, так и на озёрах. Последних, как известно, в районе балтийского побережья немало.
Судостроители принялись за выполнение поставленной задачи и в январе 1941 года представили комиссии эскизный проект бронекатера. Водоизмещение у него планировалось в 156 тонн, а вооружение состояло из двух орудий в танковых башнях и трёх спаренных крупнокалиберных пулемёта.
То есть техническое задание было выполнено, но с одной существенной оговоркой. Шхерный бронекатер чаще всего должен был вести патрулирование прибрежной зоны и лишь в некоторых случаях — гнаться за кораблями противника. То есть на судно планировалось устанавливать экономичный дизельный двигатель, предназначенный, в основном, для работы на малых и средних оборотах.
А с дизельными двигателями была беда — их наша промышленность ещё не изготавливала. Поэтому первый вариант шхерного бронекатера, что называется, «положили на полку».
Скоро началась Великая Отечественная война, в ходе которой немцы совместно с финнами быстренько решили стать хозяевами на Балтике. Частично им это удалось. И вот тут наше военное руководство быстро вспомнило о проектах шхерных катеров (мониторов), разработанных перед самой войной.
Эти проекты нашли и решили максимально быстро переработать с учётом сложившейся обстановки. В результате появился на свет советский шхерный монитор проекта № 161.
На этом корабле решили поставить пушки в мощных башнях от танка КВ. Кроме того, здесь применяли не дизельные, а проверенные боевыми действиями авиационные двигатели ГАМ-34БС.
Вооружение шхерного бронекатера было приличным:
- две пушки калибра 76 мм;
- одна — калибром 45 мм;
- одна — калибром 37 мм;
- два крупнокалиберных пулемёта;
- а также два миномёта калибром 82 мм.
Хотя описываемые бронекатера получились не идеальными, они с честью несли службу на Балтийском море и топили не только небольшие суда противника, но и целые миноносцы.
В конце войны ленинградские корабелы изрядно потрудились над своим первым шхерным монитором и спроектировали новый бронекатер. На нём уже использовались морские башни с орудиями, а также американские дизельные двигатели «Дженерал моторс».
Однако к тому моменту, когда улучшенные катера Адмиралтейского завода в Ленинграде были готовы (август 1945 года), Великая Отечественная война закончилась. Так что повоевать новым катерам так и не пришлось.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...