Впрочем, обо всё по порядку…
Жил в России в конце ХIХ столетия учёный и путешественник Эдуард Васильевич Толль. В какой-то момент он увлёкся полярными исследованиями и загорелся обнаружить загадочную Землю Санникова. Если же таковой Земли не обнаружится, рассуждал Толль, то всё равно при её поисках будет проведена столь нужная для империи работа по изучению её арктических владений.
В общем, при активном участии Толля Императорская Академия наук повелела в 1899 году снарядить Русскую Полярную экспедицию.
Для этой цели выбрали шхуну «Заря», которая, разумеется, была переоборудована с учётом новых требований. В экипаж «Зари» отбирали проверенных в деле людей, среди которых оказался и Александр Колчак. Его пригласил лично Толль.
Колчак приглашение принял. Так как до отплытия шхуны с российской экспедицией ещё было время, Александр Васильевич Колчак списался по почте с известным путешественником из Норвегии Нансеном и договорился с ним о личной встрече.
Так как авторитет лично Нансена (как полярного исследователя) был крайне высок и норвежские мореходы вообще имели большой опыт в покорении льдов, шхуна «Заря» находилась на переоборудовании именно в Норвегии.
Колчак прибыл в эту страну, немного изучил особенности полярных судов и, разумеется, встретился с Фритьофом Нансеном, который дал ему много полезных советов относительно плавания.
Русская Полярная экспедиция стартовала 21 июня 1900 года из Кронштадта. Двигаться пришлось как бы обратно, по Балтийскому морю в сторону Дании и Норвегии. Ведь надо было попасть в Баренцево море.
В норвежском порту Тромсё «Заря» сделала остановку. Здесь она приняла на борт 1500 пудов сушёной рыбы, а также 50 тонн угля, ведь шхуна была парусно-паровой. В этом же порту на наш корабль погрузили 10 тонн угля-антрацита, но в брикетах. Задумка на этот счёт была интересной: в случае чего, из брикетов можно было соорудить жильё.
В Тромсё наших исследователей ожидало ещё и оборудование для полярных исследований, отправленное лично Нансеном. Всевозможные гидрологические и гидрохимические штуки погрузили на «Зарю», и она двинулась далее.
Покинув Норвегию, наш корабль благополучно преодолел почти 100 миль и добрался до российского порта Александровск-на-Мурмане (ныне — город Полярный). В этом месте состоялась небольшая передышка, а также погрузка на борт 60 ездовых собак.
Полноценная исследовательская экспедиция для «Зари» началась 31 июля 1900 года, когда она отплыла из Александровска-на-Мурмане.
Во время этого самоотверженного и опасного мероприятия Полярная экспедиция получила много данных, касающихся гидрохимии и гидробиологии Ледовитого океана. Были проведены ценные картографические изыскания, и кое-где — исследования минералогические.
Александр Колчак лично с бароном Толлем участвовал в 40-дневной экспедиции вдоль Таймырского полуострова. Это позволило нанести на карту много мест, ранее почти не изученных, а также сделать определённые выводы о флоре и фауне этого сурового края.
Во время этой санной экспедиции Колчак и Толль едва не погибли. Они не смогли раскопать один из своих «складов» во льду, после чего пришлось сильно урезать свой рацион и рацион ездовых собак.
Вернувшись к месту стоянки «Зари», Колчак и Толль восстановили свои силы. И тут последний сказал, что собирается посетить с проводниками остров Беннетта для поисков легендарной Земли Санникова.
Препятствовать барону не стали, и 13 июля 1902 года он, вместе с тремя провожатыми, двинулся в направлении острова. Назад никто из смельчаков не вернулся…
Когда все мыслимые сроки для возвращения Толля миновали, Колчаку поручили возглавить поисковую экспедицию для поиска пропавших людей. Во время этого мероприятия Александр Васильевич заработал себе хроническую пневмонию и тяжёлую форму суставного ревматизма. Произошло это из-за того, что он во время волнения упал с баркаса в холодную океанскую воду, да ещё и потерял сознание.
Известно, что барона и его спутников Колчак не нашёл. Однако на острове Беннетта спасатели обнаружили записи барона и его ящики с геологическими коллекциями.
Возвращение в Петербург было одновременно радостным и грустным, ведь часть полярников погибла. Однако случилось это не зря.
По результатам Полярной экспедиции, продолжавшейся более двух лет, Александр Колчак сделал обширный доклад, зачитанный в зале Императорского Русского географического общества. Этот доклад был настолько важен и своевременен, что в 1906 году Колчаку присудили Большую золотую Константиновскую медаль от географического общества.
После этого Колчак много консультировал корабелов при постройке двух русских ледоколов — «Таймыр» и «Вайгач». На последнем Александр Колчак (уже в чине капитана второго ранга) принимал участие в исследовании Берингова пролива. Это произошло в 1910 году.
Так что Александр Васильевич многое успел сделать и для науки.
Спасибо за содержательный рассказ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить