Конечно, правонарушения здесь происходили и будут происходить при любой степени контроля и любой строгости наказаний. Тем не менее нельзя не заметить, что с ужесточением реального контроля и с увеличением количества технических средств (тех же видеокамер) безопасность движения сейчас куда выше, чем… да хотя бы десять лет назад.
И как бы автомобилисты ни ругали ГИБДД, но если не следить за порядком на дорогах, то очень скоро эти дороги утратят свою функцию. Проще говоря, проехать по ним станет невозможно.
А когда, кстати, появилась у нас в стране дорожная полиция… хотя нет, тогда она называлась милицией? Или все-таки полиция?
Вот в мире первые известные дорожные правоохранители появились в Древнем Риме при Юлии Цезаре, введшем и первые Правила дорожного движения. А как иначе в городе, чье население доходило едва не до миллиона?
Нормы движения по городским улицам вводили и в Средневековье, и позже. Но не факт, что за их соблюдением следили отдельные службы. Скорее всего, обычно этим занимались городские стражи порядка.
Хотя в России первые дорожные патрули (насколько понимаю, из привлеченных к помощи горожан) появились при Екатерине II. Их делом было задержать нарушителя и доставить в полицию, а уже там применялись соответствующие санкции в виде порки или штрафа.
- В России первые ПДД для автомобилей ввели в 1896 и затем в 1900 году.
Для водителей устанавливались требования к состоянию здоровья, обязательный экзамен по вождению и выдача документа на право управления. Но особой новизны в этом не было, поскольку такие правила давно действовали для профессиональных извозчиков. Да и ПДД уже столетие как действовали.
- А в 1902 г. в Германии впервые появляется регулировщик с жезлом. В России полицейским Петербурга жезлы выдают в 1907 г.
Как видим, здесь мы не отстаем от мировой практики. Но это обычные полицейские, работающие на «более бойких» улицах.
Кстати, в 1909 г. в Париже прошла Международная конференция по проблемам автомобилизма — первая попытка привести к единой системе национальные ПДД и дорожные знаки.
Советская власть тоже очень скоро вспоминает о порядке на дорогах: летом 1918 выходит «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям».
А в 1920-м издается уже Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», в частности, ограничивший скорость движения 25 (для легковых автомобилей) и 16 (для грузовых) верстами в час.
Тут же уточняются правила, регламентирующие регистрацию автомобилей, номерные знаки, водительские документы… в общем, все как и было.
Но! Кажется, здесь впервые появляется слово «Автоинспекция»:
30. Наблюдение за исполнением правил сего постановления возлагается на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов.
32. Автоинспекторам разрешается останавливать в случае надобности автомашины, не иначе как поднятием флажка днем или фонаря ночью.
34. Все лица, кои не подчиняются законным требованиям Транспортной Инспекции, подлежат немедленному аресту и представлению в Московскую Чрезвычайную Комиссию.
35. Милиция и прочие власти обязаны оказывать автоинспекторам при исполнении ими служебных обязанностей всяческое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия.
Похоже, с этого в нашей стране и начинается история дорожных правоохранителей.
Пока еще они существуют отдельно от милиции. А уже в 1921 году Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции № 225 вводит для сотрудников общеобразовательный ликбез, а также обязательное обучение регулированию дорожного движения.
Но, как и в царской России, движение регулируют обычные постовые. В их же функции (еще по постановлению «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» 1918 года) входит, например:
милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:
а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;
б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями… и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;
в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;
г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;
д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд…
В 1922 г. постовым регулировщикам возвращают и жезл, на этот раз красный. Вроде бы не столько по идеологическим соображениям, сколько потому, что этот цвет сочли более заметным.
В ноябре 1925 г. СССР присоединяется к той самой Международной конвенции относительно передвижения автомобилей, принятой в 1909 году.
- А спустя месяц, 30 декабря 1925 г., распоряжением Моссовета организуется ОРУД — Отдел Регулирования Уличным Движением.
Хотя тут информация разница.
- По другой версии, в 1928 г. для надзора за движением создается отделение милиции по наружной службе, а в 1929 г. при Моссовете организуется еще и самостоятельное подразделение по регулированию уличного движения.
В любом случае, это первые в нашей истории специализированные дорожные правоохранительные службы. Причина проста: движение в городах становится все интенсивнее. В столице — интенсивнее всего. В общем, как обычно…
В 1931-м в Москве проходит Всесоюзный съезд по регулированию уличного движения. И служба ОРУД переходит в НКВД.
- А в 1935 г. учреждается Госавтоинспекция при Цудортрансе.
Та самая привычная нам советская ГАИ.
На тот момент ее функции — скорее контролирующие. Налагать взыскания и подобное ГАИ не может, пока 3 июля 1936 года СНК СССР не переводит ее в ведение НКВД СССР.
При этом ОРУД занимается непосредственно контролем порядка на дорогах, ГАИ — «административными» функциями типа технического надзора, регистрации автомобилей, выдачи водительских удостоверений и пр.
Первое «Свидетельство на право управления экипажем», кстати, утверждено СПК еще в 1923 году. Правда, выдается оно городскими властями и вроде бы имеет силу по месту выдачи.
- И лишь в 1936 году, с созданием ГАИ, вводятся и типовое водительское удостоверение, и первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».
Следующая серьезная переработка ПДД проводится в 60-х, с присоединением СССР в 1959-м году к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах, и в 1968-м — к Венской конвенции о дорожном движении.
В 1954 году в составе НИИК МВД СССР образован отдел безопасности движения.
А ОРУД и ГАИ существуют параллельно до 1961 года, когда их объединяют в привычную нам единую структуру. Существовавшую до 1998 года, когда ГАИ было переименовано в ГИБДД.
В общем-то, по логике, название ГИБДД более верно отражает функции этой организации, которую многие привычно продолжали (и теперь продолжают) именовать «ГАИ».
С одной стороны, по привычке… Так многие и по сей день называют правоохранителей в целом то полицией, то милицией. С другой же стороны, аббревиатура ГИБДД оказалась не очень-то удобной.
Отметили это сами же сотрудники ГИБДД, цитирую портал Грамота.ру:
В августе 1998 года Главное управление ГИБДД обратилось в Институт русского языка им.
В. В. Виноградова РАН с просьбой «рассмотреть возможность представления Главному управлению ГИБДД предложений по словесному обозначению Государственной инспекции», поскольку, по мнению работников инспекции, «сокращенное название Государственной инспекции — ГИБДД — неблагозвучно.
И далее:
очевидно, что отношение к ГАИ — нейтральное, так как наиболее частотны ответы милиция и пост, а не оценочные.
Таким образом, слово ГАИ как слово, прочно вошедшее в словарный состав русского языка:
1) максимально похоже на обыкновенные (неабберивиатурные) слова;
2) удобопроизносимо;
3) в целом не имеет нежелательных ассоциаций;
4) давно известно носителям русского языка;
5) является базой для образования новых слов.
В результате широкого функционирования слова ГАИ, обусловленного важной общественной и социальной значимостью самой структуры ГАИ, это слово прочно связывается со смыслом «безопасность дорожного движения».
В отличие от аббревиатуры ГАИ, аббревиатура ГИБДД обладает существенными недостатками:
1) она громоздка, труднопроизносима и в силу этого не похожа на обычное слово (неаббревиатурное);
2) образование производных от этой аббревиатуры затруднено;
3) эта аббревиатура не отражает изменение функций органа, который раньше именовался ГАИ, — как показывают толковые словари, смысл «безопасность дорожного движения» уже заключался в слове ГАИ;
4) она вызывает нежелательные ассоциации — например со словами гибель, гиббон, биде (последние буквы).
И тут, как ни странно (особенно для того времени!), власть пошла навстречу народу: в 2002 году в Указ
- Во-первых, ГИБДД стала параллельно называться Госавтоинспекцией. И во-вторых, вроде бы наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.
Хотя тратить средства на изменения наименований, табличек, шевронов и надписей все же не стали. Да, в общем-то, и слава Богу…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...