«Воинские игры» прямо связаны с подготовкой молодых казаков наставниками — их называют «дядьками». Разумеется, это вовсе не игра. Просто так называется на особом казачьем языке. Это тренировка физической и моральной выносливости, воспитание характера настоящего казака в соответствии с традиционной казачьей культурой.
Казаки обширно представлены в социуме, как особая социальная группа, ролевыми признаками, опирающимися на исторические традиции. Относиться к явлению можно как угодно (оценка зависит от установки), когда оно фактически есть. Исторические традиции в российском государстве свидетельствуют о многолетнем и разнообразном по территориальному признаку укладе жизни, причем в общении между разными социальными группами традиции перенимались и трансформировались настолько хорошо, что их знали и помнили как «внизу», так и «наверху».
Государь Иван Васильевич IV, прозванный Грозным, с удовольствием наблюдал кулачные бои. По многочисленным свидетельствам, именно он любил устраивать поединки среди сильнейших бойцов, и он же награждал победителя шубой с царского плеча. К примеру,
По существующему в то время закону-уложению «за смертный бой» победителю полагалась принародная казнь. Подробное описание битв добрых молодцов, кулачных бойцов, оставили в своих воспоминаниях иностранцы-дипломаты, побывавшие в Московии в
Царь Алексей Михайлович, наоборот, пытался с помощью карательных мер запретить кулачные бои. Царские указы требовали от воевод принятия жестких мер, начиная от публичных «порок» кнутами и ремнями до заточения в остроги «кулачников» и «воров». Причем ворам на веках вырезали клеймо из трех букв, да так это выглядело, что всем было видно «вор», когда человек опускал веки.
Не оставалась в стороне и церковь; русский патриарх принародно осудил человеческие пороки и придал анафеме пьянство, азартные игры и кулачные бои. Но искоренить сложившиеся веками традиции народных развлечений оказалось невозможно.
Император Петр Первый вновь возродил право устраивать по праздникам кулачные бои. Государь понимал, что участие детей и «вьюношей» в кулачных «потешках» воспитывало у бойцов выносливость и ловкость, умение собраться с силами и добиться победы, не щадя живота. Такая школа мужества была необходима для будущих солдат, и царь приветствовал кулачные бои, в которых и сам считался мастером. Так в русско-шведской Северной войне Петр отличил особыми знаками поголовно личный состав полков за храбрость и бесстрашие, проявленные солдатами в рукопашных схватках.
На Руси кулачные бои традиционно устраивались на Рождество и Масленицу.
В кулачных боях неизменно принимал участие казачий атаман Матвей Иванович Платов, получивший за военную кампанию 1812−1813 годов титул графа. Генерал Радлов показан в художественным фильме «Сибирский цирюльник» в эпизоде с массовым кулачным боем на Масленицу — это была народная традиция, в которой не гнушались участвовать все сословия.
Кулачный бой, эдакая дикая забава: стенка на стенку — это старая русская традиция.
До наших дней сохранилось довольно много свидетельств того, что в них участвовали не только атаманы и казаки, генералы и простолюдины, но и представители всех сословий. Как и в любом деле, на поприще «кулачников» вырастали настоящие профессионалы, которые совершенствовавшие мастерство не только ради азарта и удали молодецкой, но и за деньги; на этих людях зарабатывали на манер современного тотализатора, да и сами они имели от своего занятия хлеб насущный. Кулачные бойцы имелись почти в любой крестьянской артели.
В этом деле быстро приобреталась известность.
Существовали правила для поединков. В губерниях бойцы состязались в кулачных боях в трех вариантах:
- бились «на выбывание» со стоящими в очереди соперниками;
- вызывали охотников на поединок;
- третий — массовый, или, как сейчас бы сказали, командный вариант на манер «стенка на стенку».
Разновидностью третьего варианта была драка, называемая «сцеплялка-свалка». О правилах состязания-игры и количестве участников договаривались выбранные командой атаманы.
Таким образом, в XIX веке кулачные бои не были случайным явлением или проявлением традиционного «невежества» после посещения кабака, как писали об этом явлении в Европе. Из забавы к тому времени уже сложилось и профессионально оформилось кулачное ремесло.
Обычно испытанные в схватках бойцы договаривались о месте и времени поединка. Составлялась шайка (команда) и дрались как в селах — южные и северные околицы, меж разными деревнями (деревня на деревню), так и в городах — улица на улицу, стенка на стенку. Посадские — на городских, «монастырские» крестьяне — на помещичьих, посадских.
И, разумеется, для обывателей массовая драка представляла зрелище, потеху, как в цирк сходить. Стенка на стенку, рукопашная — более зрелищна, ибо представляла четкую организацию с применением дозволенных правилами маневров: разведка соперника, выяснение настроя противника через едкие насмешки (провокация), ругань и оскорбления.
В ходе массового кулачного состязания-боя разрешалось проводить смену бойцов по возрасту (дети, юноши, зрелые мужики в силе), применять смекалку (куда ж без нее?) и хитрости: заманивание в засаду, перестроение команд «копьем», «клином» (то же, что и «свинья»), где на острие команды в бой шел сам атаман или предводитель. Наконец, была своя тактика: в критический момент поединка вводить группы свежих, самых сильных бойцов, которые часто решали исход кулачного боя.
В бою «свалкой» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы. После чего сцеплялся в битву с другим соперником. Несмотря на правила «лежачего не бить», «не биться по-увечному» (не закладывать свинчатку в рукавицы), «мазку не бить» (с появлением устойчивого кровотечения бой останавливался — за этим следили почтенные старики, в прошлом кулачные бойцы), «сзади не нападать, а биться лицом к лицу», в возникшей свалке подчас «чинная драка» частенько переходила дозволенные пределы. А как же иначе?
Противники накануне боя усиленно готовились: парились в бане, подкрепляли силу обильной едой, ночью «не шалили» с женами — силы копили.
Во все времена среди казаков были такие, кто нарушал запрет на мясную пищу (требования православного поста). Атаманы читали специальную молитву:
Стану я, раб божий, благословясь, пойду, перекрестясь из избы в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю. И на том святом Окиян-море стоит стар мастер-муж, и у того святого Окиян-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным мечом тот дуб. И как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словом ключ в море, замок на небе, отныне и до века.
Иные борцы усердно молились, иные посещали знахарей, с помощью которых принимали специальное зелье, настоянное по старинному рецепту и применяемое предками перед сражением:
Убей змею черною саблей или кинжалом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зеленую и в черную, да положи в сапог левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ни об чем не говори.
Все эти меры способствовали боевому настрою перед кулачным боем.
Впрочем, кулачные бои в деревнях и станицах (за околицами) издавна происходили не только на кулаках, но и на палках, на «волчатках», хотя такие поединки требовали специальных навыков и потому проводились в основном казаками.
Казаки показывали свою удаль и мастерство владения оружием в основном не в сшибках меж собой. А на праздниках — перед народом, облаченные в справу по всей форме.
В кулачном же бою для уменьшения травм борцы надевали папахи, рукавицы, подбитые изнутри войлоком — чтобы смягчать силу крепкого удара.
В ходе пира в честь победителей исполняли песенное прославление героев схватки. Часто победителям в награду подавались новые холсты для замены изорванных одежд, кожа, материал для изготовления оружия, ведро водки.
В наше время повсеместные ранее традиции канули в лету, но люди «памятливые» на разных территориях не забыли и продолжают возрождать их. В период 2010—2020 гг. неоднократно проводились казачьи воинские игры и лагеря, где на культурные мероприятия собирались почтенные старики и молодежь, последователи старинных традиций.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...