Работа, карьера, бизнес
Александр Евстегнеев Грандмастер

Финансовый кризис. Это плохо или хорошо?

Снова все СМИ — Интернет, газеты, журналы, радио — заполнились истеричными страшилками: на мир надвигается второй виток глобального финансового кризиса.

По различным прогнозам, этот кризис окажется для всех нас намного страшнее кризиса 2008 года.

Давайте вместе разберемся — что такое кризис?

Кризис — это переходный этап, поворотный момент, точка надлома и т. п.
Кризис — это такая ситуация, когда старые методы перестают работать, что приводит к непредсказуемым последствиям.

Поэтому воспринимайте финансовый кризис, который резко обострился в этом августе, как всего лишь очередной экзамен от дедушки Дарвина. Ибо «выживает сильнейший».

Чтобы помочь вам сдать этот и последующие экзамены, я приготовил несколько рекомендаций — как от него защититься и как на нем заработать.

Предлагаю для начала рассмотреть три варианта возможного развития событий:

1) вы вообще не готовы к жесткому сценарию развития кризиса (таким он был в 1998 и 2008 гг.);
2) вы начали что-то предпринимать до наступления кризиса;
3) вы полностью к нему готовы.

Что произойдет в первом случае?

Предположим худший сценарий. Самый худший.

Итак… Экономика вашей страны упала или находится в глубокой депрессии. Банки заморозили счета с вашими скромными накоплениями. Ваш начальник уволил вас без выходного пособия (ему и себе-то нечем платить зарплату). Ваш бизнес рухнул из-за отсутствия платежеспособного спроса (ведь у людей попросту нет денег).

Платить за детский сад и школу нечем, поэтому голодные дети сидят дома вместе с вашей второй половиной. Ипотека и автокредит требуют немедленного погашения. Нервы на пределе. Вы боитесь выходить на улицу, где шастают вооруженные бандиты (или потерявшие работу гастарбайтеры).

Да уж, неприятная получилась картина. Что делать? Согласитесь, в такой ситуации уже поздно что-то предпринимать. Остается только ждать и надеяться на государство и социальное пособие.

Второй вариант

Ваша «финансовая подушка» — запас наличных — позволяет вам спокойно переждать самую острую, болезненную фазу кризиса, когда все стремительно летит вниз. Постепенно экономика начнет оживать. Компании вновь набирают сотрудников. Вы вновь получаете работу и клиентов с деньгами. Все возвращается на круги своя. Хеппи енд.

Третий вариант

Пришел очередной «финансовый кризис». Но вам глубоко наплевать на то, что происходит в экономике вашей страны и в общемировом масштабе. Вы хорошо и уверенно себя чувствуете, ведь у вас все в порядке.

Да, развалились несколько ваших бизнесов, но работают (пусть и не на полную катушку) оставшиеся. Деньги в солидном Швейцарском банке по-прежнему принадлежат вам, а не рухнувшим отечественным банкам.

И, сидя у камина в своей уютной вилле на берегу Средиземного моря, вы скупаете оптом подешевевшие до смешного уровня акции лучших компаний-лидеров общемировой экономики. А после того, как экономика оживет, вы очень дорого продадите эти акции и купите себе еще пару-тройку отелей с видом на Лазурный берег. Ведь на бурном росте после финансовых кризисов издавна зарабатываются огромные состояния.

Какой вариант развития событий вам наиболее симпатичен? А по какому сценарию вы действовали несколько лет тому назад — осенью 2008 года?

Несколько моих рекомендаций

Выполните эти простые шаги, они помогут вам сохранить свои сбережения и доходы во время финансового кризиса:

1. Скажите панике — нет!

2. Обновите свое резюме и/или срочно расширяйте свою клиентскую базу. Заранее подготовьтесь к потере работы или потере своего бизнеса — тщательно продумайте, что вы будете делать в этом случае?

3. Помните, теряют все, кто держится за «старые позиции». Что вы можете улучшить, оптимизировать, начать делать более эффективно на своем сегодняшнем рабочем месте?

4. Проверьте состояние своей «финансовой подушки». Есть ли у вас запас наличных денег минимум на полгода ваших обычных семейных расходов?

5. Пройдите тренинг ораторского мастерства, переговоров или продаж — умение договариваться с кем угодно о чем угодно очень сильно пригодится вам в трудную минуту и позволит гарантированно заработать на «хлеб с икрой» даже во времена самого страшного финансового кризиса.

Финансовый кризис — это отличное время для роста вашего профессионального мастерства, повышения личных доходов и приобретения сильно подешевевших активов.

Обновлено 11.02.2018
Статья размещена на сайте 13.09.2011

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 100 комментариев к моей статье - и после этого Вы говорите, что эта тема не волнует людей?
    что финансового кризиса не будет?

  • Комментарий скрыт
  • Александр Евстегнеев,
    Вы довольно плохо ориентируетесь в заявленном Вами материале. Начиная с того, что финансы - это одна, очень незначительная, сторона кризиса... Мирового СИСТЕМНОГО кризиса. Тут вчера, вроде, по ящику обсуждали именно его - так пара олигархов (один из них Лебедев) заявили, что никакого кризиса нет, а если случится, то это только к лучшему. Только вот остальные, подавляющим большинством, высказались абсолютно иначе. А Прохоров, хотя я и не его сторонник, сказал очень правильную мысль - что надо не о финансах беспокоиться, а о том, чтобы развивать-восстанавливать производство, создавать рабочие места. Грубо говоря: самолёты бьются - это тоже кризис (точнее - разные виды кризисов, которые формируются в систему). Так что Ваши "советы" - это один из рассказов множества слепых от рождения про слона.

    Оценка статьи: 2

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 19 сентября 2011 в 21:48 отредактирован 19 сентября 2011 в 21:51
      Почему же ?

      Владимир Аникейчев, ТВ до сих пор зовут ящиком ? У многих он превратился в толстую доску. "Кризис не в разрухе, а в головах".
      работать надА, брать и делать !, нужна тотальная мобилизация всех ресурсов, как в Китае, а не мрачные прогнозы Кудрина и неудачно названного Минэкономразвития.

      Оценка статьи: 4

    • Комментарий скрыт
      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 25 сентября 2011 в 07:59 отредактирован 25 сентября 2011 в 14:59
        Теперь ясно:

        Михаил Ковалев, Христос был супер-мЭном и налётчиком. Отодрать кнутом несчастных торговцев и банкиров ! За что, спрашивается? Они честно оказывали услуги людЯм, а их вон как !
        Прудон тоже хорОш мЮслитель ! Собственность - кража. А если чел грибов насобирал, которые всё-равно сгнили бы на корню, то это как ? "Кража" у природы ?

        Оценка статьи: 4

  • Комментарий скрыт
  • Простенько так... Типа, мир - это когда стреляют где-то подальше от вас.

  • Комментарий скрыт
    • Кризис - это индикатор

      Владимир Рывкин, ПЕРЕзрелости экономической политики.
      Вон в США официально отмечен прирост бедняков до уровня 64-х млн. персон. В России стабильно, каждый год констатируется прирост то ли миллионеров, то ли миллиардеров. Только В.Путин стесняется признавать это своим достижением (достижением своего ручного управления). Бедняки в США не бедствуют в привычном понимании, но и не "цветут и пахнут".
      В России был один буян-налётчик на привилегии, но подумав, стал их предводителем.

      Оценка статьи: 4

  • Татьяна Гусева Татьяна Гусева Дебютант 16 сентября 2011 в 10:37 отредактирован 16 сентября 2011 в 10:38

    Александр Евстегнеев, как в песенке - это очень хорошо, что пока нам плохо! Честное слово, дурацкая статья, умозрительная, с советами "задним умом" - на разные варианты - вы к кризиусу готовы, не готовы и т. д. К кризису нельзя бть готовым. Как к смерти. В смысле, мы знаем, что скорее всего, все умрем. Но каждое утро думать об этом глупо. Есть дела поважнее. Кризис до сих пор даже предсказать никто не может, какая уж тут готовность? Разве что в виде маниакального каждодневного беспокойств: ой, вот еще копеечка, не буду её тратить на лекарство (новые сапоги, булкухлеба), а то вдруг - сегодня к вечеру кризис, а я не готов?
    Что касается "хорошо-плохо" - кризис очень хорошо, примерно как волк в лесу. Это очень хорошо - правда, не для больных и отощавших. Также и кризис по-своему хорош и необходим - кто был беден, станет ещё беднее, кто богат - ещё богаче. Как в лесу - выживает сильнейший. В данном случае - богатейший. Ещё и с большой прибылью. Остальные рассуждения - разговоры в пользу бедных.

    Оценка статьи: 3

  • Александр Евстегнеев, поток сознания в верном направлении - вполне понятен. Вот если бы еще развить заявленный тезис "Хорошо или все-таки нет?". И что реалистично делать, когда "уволили, деньги сгорели, жена ушла", а не когда "один бизнес сгорел, пять других остались", а?

    Если бы меня спросили "А что делать в кризис?", я бы ответил: уменьшать свои хотелки (желания), большая часть которых - гимн нашей гордыне и чванству, обременяющих нас и часто ведущих в кабалу. Искать удовольствие не только в материальном окружении.

    Очень часто наблюдаю, что о "невыносимости" жизни больше стенают те, кому лень пройти пешком два км, а не ездить на дорогом авто, кто не может закончить постройку загородного дома, а не те, кто живет в общежитии и т.д.
    Сегодня утром "сочувствовал" грекам: в кадре раскормленные от невыносимой греческой жизни мужчины с тремя подбородками, жарко повествующие о том, что их бизнес сгорел, а на местный завод идти они не желают. Будут искать лучшей доли в Германии или В.Британии. Смотрел и плакал...

    • Комментарий скрыт
      • Олег Ветер, Вы мне напомнили о "средней заработной плате по Белоруссии: даже сейчас, в кризис, - около 500 долл." Или "средней зарплата по нашему предприятию: 400 долл". Или "У моего соседа два джипа: в среднем на нас по одному джипу". А средняя температура по больнице - 36, 6.

        Если элита страны в 5%, во главе с кланом Кадаффи, владела 70% ВВП на тело населения, это может означать... что 95% народа имело имело в своем распоряжении 30%. На тело населения выходит...

        И помимо колбасы в холодильнике есть и другие вопросы, которые волнуют даже простых людей: бесперспективность, коррумпированность, всевозможные несвободы в стране.

        • Комментарий скрыт
          • Олег Ветер, когда я читаю про Беларусь, в которой живу, то картинка - почти как в Ливии. И босяков нет.

            Кстати, мой коллега был там два года тому. И рассказывал, что да, и зарплаты, и пособия, и жить можно. Но это лишь взгляд человека, который там был лишь проездом, и также перечитал популярную статистику.

            Как Вы думаете, а чего тогда, от такой сладкой жизни, бедуины взбунтовались? Все поголовно оболванены, и жаждут еще большего?

            Страна закрыта, находилась в конфронтации со всем Западным миром, народ не имел тех свобод, которые казались ему неотъемлемыми.
            И по теме статьи, Вы вот привели такой материальный расклад. Может, получается, что ВВП в 15 тыщ на душу - не все?

            • Комментарий скрыт
              • Олег Ветер, ситуация знакомая (она почти по всему ближнему и неближнему востоку).
                Некогда жил в Нейтральном Туркменистане. Представьте начало 2000-х: бензин бесплатный (стоил 2 цента за литр), проезд в общтранспорте бесплатный (1 цент), квартплата - не существующая (1 долл/мес). Мясо дешевое (80 с/кг). Зарплаты? 100-200 долл. Может, даже 300 и выше в не госструктурах. И ВВП был почти как Ливии. Ну, может чуть ниже. Правда, красота?
                (Приезжавшие россияне также, как Вы о Ливии, тогда восхищались столицей страны: как из сказки "Тысячи и одной...". Потому как на поверхности все сверкало и блестело).

                Так вот, Великий Туркменбаши был велик не только бесплатной нефтью для народа, но и тем, что, как и Кадаффи, якобы объединил пять основных племен, якобы примирив их.

                Удивительно, но при всех его заслугах, бесплатном бензине и межплеменном мире, народ его ненавидел и боялся. Знаете почему? Потому, что власть была узурпирована и невероятно коррумпирована. В стране пропадали люди. Благосостояние одних, которым также щеголяли в статистике, было за счет других - о которых узнавали шепотом.

                Отчего народ - именно простые люди, и не только под давлением глав племен и кланов, рвущихся к власти, - взялись за оружие - в том числе по причине узурпации власти в руках одного семейства.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Я не понимаЙ !

    Александр Евстегнеев, откуда растут ноги кризисов ? В чём коренная причина ? Красивости в статье ничего не объясняют.
    Почему полыхают пожары кризисов ? Не по учёному ли лоху К.Марксу ? Я мечтаю основать свою фирму инноваций и буду делать изделия только по заказам.
    Почему в статье не нашлось места слову перепроизводство ?
    Почему так болезненно проходили дебаты в Конгрессе США о повышении планки госдолга ? Фактически доллар являтся мировой валютой, не узаконить ли это де-юре ? По прецеденту с евро ? Это же просто пережиток, что любой небОльшенькой стране нужны обязательно свои зайчики-тугрики. Кста... какая-то малая страна отказалась от нацвалюты.
    ...Вот из общага ЕС кинули Португалии "материальную помощь" в сколько-то миллионов или миллардов евро ? Чем плохо?
    Может и оклемается Португалия от таких влияний ?

    Оценка статьи: 4

    • Комментарий скрыт
      • Крах доллару предрекают...

        Михаил Ковалев, уж не меньше 20-ти лет, а он всё не крахает.Чего ж особенно нелепого, если "он и так выполняет эту роль" ? "Право США печатать эти "мировые деньги" может МВФ или др. финансовая контора.
        "Гигантский паразит" и "отходы-фекалии" мало чего объясняют.
        Какая-никакая финансовая система много чего обеспечивает. И инновации и выдерживат гонку вооружений, как чёрную дыру экономики.

        Оценка статьи: 4

        • Комментарий скрыт
          • Насколько смутно

            Михаил Ковалев, я помню, золотой паритет доллара отменил Никсон и небо до сих пор не упало. Шаг Де Голля вызывает симпатии. Меня постоянно напрягает этот фантастический госдолг США. Кто бы разложил по полочкам, кому и сколько именно должны отвалить США, чтоб избавиться от долга, "искажающего фешенебельный пейзаж" "мирового экономического лидера"?
            СкоКо надо отвалить Китаю, Венесуэле, Буркино-Фассо, России, МВФ, Греции, Португалии и далее по вкусу ?
            Если "такой организации нет", её следует учредить на ближайшем "слёте" 8-ки или 20-ки (на о.Русском,напр.), чтобы подтвердить, что эти посиделки могут дать хоть какой-нибудь результат и оправдывают грандиозные затраты на подготовку, особенно на о. Русском.

            Оценка статьи: 4

            • Комментарий скрыт
              • Очевидно,

                Михаил Ковалев, что мировая рыночная гармония нуждается в коррекции. Как можно "в наш век промеж планет" и интернет допускать такие такие североафриканские пожары ?
                Это живой укор мыслителям, лидерам, ООН, МВФ и другому офисному плангтону.

                Оценка статьи: 4

  • 1. "Согласитесь, в такой ситуации уже поздно что-то предпринимать."
    -- Не согласимся. Вы предлагаете всем, кто попал или попадет в такую ситуацию, просто лечь в гроб, сложить ручки на груди и ждать старуху с косой?.. В такой ситуации самое и предпринимать.

    2. В статье не рассмотрен сценарий гиперинфляции.

    3. Не совсем понятно, что автор подразумевает под "финансовой подушкой"? Если сумму на счете, то см. вариант первый - про "банки заморозили счета с вашими скромными накоплениями". Если наличные дома, то нужно обратить более пристальное внимание на "шастающих по улице бандитов (или потерявших работу гастарбайтеров)".

    • Андрей Десятников, не совсем понял ваши вопросы.
      это скорее не вопросы, констатация Вашего взгляда на жизнь
      у Вас свой взгляд, у меня - свой

      • Пункт первый - аргументированное несогласие с одним из тезисов, озвученным в статье.

        Пункт второй - констатация факта по поводу статьи. Сценарий существенной инфляции упоминается многими авторами в связи с увеличением денежной массы да хотя бы тех же США, поэтому абсолютное его игнорирование в пособии по преодолению кризиса заставляет задуматься об универсальности такого пособия.

        Пункт третий - вопрос, да.

        Вопросы, согласен, во многом риторические. Можно их считать констатацией различных взглядов на жизнь, разумеется.

  • А еще нужно постоянно вкладывать деньги в себя, в свое образование, в свои навыки. Это самые надежные вложения. Тогда ни в какой кризис не пропадешь.
    Как раз собиралась переводить с английского статью "7 шагов к финансовой безопасности" для моего сайта. А тут статья как раз по той же теме. Забавно.

    • Комментарий скрыт
      • Олег Ветер, сентенция принадлежит даже не старику Спенсеру (неужели вы дей-но полагаете, что такие базовые заявления делались только вчера из уст вот именно этого или того персонажа?).
        "Побеждают сильнейшие, а побежденным горе!" или "Выживает сильнейший" в трактатах о человеке - было еще у греческих философов (думаю, что и они были не первыми).
        Кстати, у Дарвина, или Спенсера, эта аксиома звучит как "Survival of the fittest" - выживают САМЫЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ - что ближе к оригиналу. "Сильнейшие" и "приспособленцы" - разница очевидна.

    • Анастасия Марьина, маленькое уточнение.
      согласен, вкладывать деньги в себя нужно.
      но это все будет бесполезной тратой денег. вот если тут же применять полученные знания и получать ощутимые результаты - вот это уже инвестирование своих денег - тогда они обязательно многократно вернутся

  • А мне бы хотелось прочитать, что делать в первом варианте. У нас 80-90 процентов населения к кризису не готовы. Конечно, здорово сказать панике нет и пройти ораторский тренинг, если в такой ситуации надо, по вашему совету раслабиться, то дальше можно было не писать, ну нет у меня денег в швейцарском банке и запаса, чтобы подождать год или два. А у кого есть, тому ваша статья не нужна.

    Оценка статьи: 3

    • Александр Евстегнеев Александр Евстегнеев Грандмастер 16 сентября 2011 в 04:03 отредактирован 16 сентября 2011 в 04:05

      Виталий Пичугин, привет, когда я был год назад на Твоем тренинге, ты заставил нас делать много странных вещей.
      я их выполнял, не задавая вопросов - зная, что Ты спец, полностью доверяя Тебе
      а сейчас Ты не хочешь встать в позицию ученика и задаешь вопросы, вместо того чтобы, просто выполнять мои рекомендации.
      а то, что Денег сейчас нету, так это поправимо - теперь Ты знаешь, что к следующему финансовому кризису их нужно просто взять и накопить.
      а иначе их никогда и не будет
      самые большие состояния делаются на бурном подъеме экономики после кризисов и просто глупо этим не пользоваться.
      как заработать, сохранить и приумножить свои деньги - это написано в других моих статьях