• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алёна Лонкина Дебютант

В чем гений Квентина Тарантино?

Признайтесь, что когда вам говорят «фильм в духе Тарантино», в вашем воображении возникают неприглядные кровавые сцены бойни и насилия с черным юмором? Наверняка вы находитесь во власти этого стереотипа. Эта статья освободит вас от его цепей. И вы посмотрите уже прояснившимся взглядом и удивитесь, как были слепы до этого… Давайте приоткроем завесу и взглянем на изнанку творчества этого голливудского режиссера.

Квентин Тарантино Фото: Depositphotos

Начнем с того, что Квентин Тарантино, хоть и был сыном актера, никакого «кинообразования» не получил, не посещал ни одного «киноинститута». Он даже не закончил школы — бросил учебу в 15 лет и стал работать билетером в кинотеатре, где показывали «очень взрослые фильмы». Можно сказать, что попасть в недостижимый мир Голливуда ему помогли удача, страсть к кино и смелость.

Свое оскароносное «Криминальное чтиво» он писал на отрывках блокнотов, а после надиктовывал его по телефону ассистентке известного режиссера. Все свободное время он проводил перед экраном, впитывая все фильмы, которые находил: и хорошие, и плохие. Возможно, именно такой теоретический опыт и пример других режиссеров помогли ему выработать свой индивидуальный стиль. Он проявился еще в «Бешеных псах», первом самостоятельном фильме, а полностью раскрылся в «Криминальном чтиве».

В работах Тарантино прежде всего стоит отметить, наверное, длинные диалоги героев. Они нисколько не скучны, а наоборот, невероятно информативны и полностью раскрывают характеры. Беседа двух друзей в машине, встреча давних подруг за круглым столом кафе или долгий ленивый разговор охотников за головами в карете, мчащейся по бескрайним снегам — все это дополняет ситуацию, которую предлагает нам знаменитый режиссер, и не утомляет ни на секунду. Вы готовы и дальше слушать болтовню о массаже ступней или о фильмах про угон машин, до того это органично и непосредственно в кадре.

О диалогах Тарантино можно сказать только одно — это его конек, его стихия, где он раскрывается как гениальный сценарист.

Нелинейность повествования или необычный хронометраж — еще одна уникальная фишка его почерка. Вспомните только беспорядок глав в «Чтиве». Напоминает «Героя нашего времени», не так ли? Конечно, эти классики несравнимы, но такой способ повествования дает режиссеру и писателю сказать гораздо больше и подать сюжет намного динамичнее.

А как насчет последнего фильма Квентина — «Однажды в Голливуде», где добрые два часа он заставил нас наблюдать размеренную скучную жизнь уходящего в небытие актера спагетти-вестернов и его друга-каскадера, а затем одарил 10 минутами альтернативной исторической версии истории семьи Мэнсона с традиционной динамичной дракой? И это побоище произвело эффект ледяного душа после теплой усыпляющей ванны.

К слову, об альтернативных версиях в мировой истории. В своем первом историческом фильме о Второй мировой, «Бесславных ублюдках», Тарантино не изменил своему стилю и поджег Гитлера в кинотеатре, тем самым предложив свой вариант развития событий. Историю, конечно, нельзя переписать, что было, то было, но кто запрещал фантазировать?

Квентин Тарантино на съемках к/ф «Бешеные псы»
Квентин Тарантино на съемках к/ф «Бешеные псы»
Фото: kinopoisk.ru

Нельзя не отметить уникальную операторскую работу. Всем известно, что Тарантино нередко сам вставал за камеру и придумывал варианты съемки кадра. И это также вошло в его неповторимый почерк. «Взгляд из багажника» или «голландский угол», «мексиканский тупик» когда три дула смотрят друг на друга, а также традиционный описываемый камерой круг вокруг говорящих за столом никогда не дадут заскучать и дополнят его картины.

Деталь также важна режиссеру в кадре. Именно она многое может поведать нам о характере героя. Обратимся к «Бесславным ублюдкам», а именно к Гансу Ланде, закоренелому расисту-эсэсовцу, которого за успешные поимки евреев прозвали «Охотником на евреев».

Тарантино негласно заявляет нам, что Ланда — своеобразный отрицательный Шерлок Холмс. Об этом нам говорит его огромная и нелепая курительная трубка в первой сцене на ферме, а также острый ум. Помните, как он пожимал руки дочерям фермера? Никакой это не знак вежливости. Полковник щупал пульс, дабы проверить, напуганы ли девушки его визитом, скрывают ли они у себя врагов рейха.

Кадр из к/ф «Бесславные ублюдки», 2009 г.
Кадр из к/ф «Бесславные ублюдки», 2009 г.
Фото: kinopoisk.ru

Таких деталей и намеков очень много, и если вы не замечали их раньше, то это лишь повод пересмотреть внимательнее фильм и разглядеть в нем не только кровавое побоище.

Кстати, об этом. В заключение хочется сказать о глубоком подтексте в фильмах Тарантино, его своеобразной философии.

Знали ли вы, что его любимым писателем и поэтом является Борис Пастернак? Теперь знаете. Творчество нашего покойного соотечественника во многом повлияло на режиссуру Тарантино. Библейские отсылки, воспевание кино прошлых годов и столетий, эволюция героев или их полная душевная деградация, как это случается с Джулсом Уиннфилдом и Винсентом Вегой — все это говорит о Тарантино, как о великом режиссере и тонком психологе, который мастерски рассказывает нам с экрана истории. А не только как о любителе крови и вестернов.

Теперь вы прозрели?..

Статья опубликована в выпуске 23.03.2020
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: