Как же так, рассуждало наше руководство, ведь первый спутник запущен в Советском Союзе! И первый реактивный пассажирский самолёт сделан в СССР! И атомные станции мы строим прекрасно! А тут — роман русского писателя, но экранизирован в идеологически чуждой стране! Непорядок! И это накануне 150-летия Бородинской битвы, которую намеревались отмечать в 1962 году.
В общем, в 1961 году руководство нашей страны (как кинематографическое, так и обычное) приняло решение экранизировать в СССР роман Льва Толстого. Режиссёром ленты предложили стать Сергею Бондарчуку. Точнее, кандидатов было два: Бондарчук и Иван Пырьев. Но последний взял самоотвод, поэтому снимать фильм стал именно Бондарчук.
Следует заметить, что советская экранизация установила несколько своеобразных рекордов, которые впечатляют до сих пор.
Например, сценарий к фильму писали почти год! Ведь произведение Толстого довольно объёмное, а Бондарчук замыслил фильм, который должен был состоять из четырех отдельных частей. В общем, сценарий кино закончили в феврале 1962 года, и после этого его ещё месяц обсуждали-утрясали в Министерстве культуры. Наконец, все шероховатости сгладили, и можно было приступать к съёмкам фильма.
Ещё один рекорд, установленный нашей экранизацией — это длительность рабочего процесса над фильмом. Если сложить всё вместе — со сценарием, пробами и так далее, то получается, что «Война и мир» потребовала более шести лет работы! Впрочем, оно того стоило.
Историки кино позднее подсчитали, что в нашей экранизации присутствует почти 300 героев, причём с репликами на немецком, французском и, понятное дело, русском языках.
Замысел съёмочной группы предполагал, что в ленте будет максимально достоверно отображена историческая эпоха. Пришлось декораторам и куче их помощников постараться.
Известно, что 40 музеев СССР предоставили для съёмок часть своих экспонатов. Помимо этого, фабрики страны изготовили 9000 исторических костюмов и около 200 000 пуговиц!
Сцену Бородинского сражения снимали с участием огромного количества массовки. Её численность составляла 15000 человек! Но операторам и монтажёрам удалось с помощью комбинированных съёмок создать полное ощущение того, что происходит сражение как минимум с втрое большим количеством людей.
Часть съёмок производили с вертолёта, что было довольно новым техническим решением в советском кино и полностью себя оправдало.
Во время съёмок Бородинской битвы были определённые ограничения, поэтому все задействованные люди поначалу отрабатывали свои движения без камеры. Ведь большое количество дублей получить нельзя было.
Во время этого масштабного действа израсходовали 23 тонны взрывчатки, 15000 ручных дымовых гранат, 40000 литров керосина! И сцена, надо сказать, получилась впечатляющей.
Кстати, для съёмок «Войны и мира» специально сформировали кавалерийский полк, который впоследствии принимал участие в создании других фильмов.
Когда в 1962−63 годах снимали батальные сцены, то съёмочная группа отправилась в Закарпатье (там были наиболее подходящие пейзажи), и реквизит, следовавший вдогонку, занял 150 вагонов! В том же Закарпатье только солдат Прикарпатского военного округа на съёмках было задействовано примерно 3000 человек.
Дошедшие до наших дней финансовые документы картины говорят о том, что на создание указанной ленты ушло почти 18 000 000 рублей! Некоторые настырные товарищи не поленились подсчитать, что в наши дни эта сумма составляла бы почти 800 000 000 долларов!
В общем, после нескольких лет мытарств, трудов, вдохновения и тяжёлого сердечного приступа (у Бондарчука) фильм был закончен. Последняя, 4-я, часть под названием «Пьер Безухов» была представлена на широком экране 4 ноября 1967 года.
Фильм был очень хорошо принят зрителями. Права на его показ купили 117 стран.
В апреле 1969 года наша версия произведения Толстого получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также за лучшие декорации.
А кроме того, советская «Война и мир» удостоилась награды на Московском международном кинофестивале, премии «Золотой Глобус», а также премии Ассоциации американских кинокритиков.
И все эти награды явились результатом напряжённого труда всё съёмочной группы. А также — финансовой поддержки государства. Которой часто не хватает сегодня на нужные культурные инициативы…
Создание этого фильма - это результат чёткой и внятной госидеологии. Не то, что в нОнешнее время. В свете этого грандиозного успеха не лишне будет вспомнить, как травили и поносили С. Бондарчука перестроечные пигмеи и завистники.
Многие фильмы времён тех давних до сих пор остаются непокорёнными вершинами к/искусства и образцами.
...Автору - благодарность по роте любителей кино. Оценка 5+ !
0 Ответить
Есть получасовой видеоролик "На съемках фильма Война и мир"" - рекомендую его к просмотру. Изобретательность и отвага операторов удивляет. Подозреваю, что, если бы посмотрел эту документальную ленту в детстве, захотел бы стать кинооператором.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, какая досада! В положительном ключе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И как жаль Савельеву.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
И всё это того стоило!!
Оценка статьи: 5
1 Ответить