В 2009 году поцелую даже был посвящен отдельный вопрос на конгрессе Американской ассоциации за прогресс науки (American Association for the Advancement of Science). Там же было объявлено о появлении специальной науки филематологии (philematology), изучающей фундаментальные физиологические, психологические и иные особенности человеческого поцелуя.
Но сегодня я хотела бы не углубляться в тему «полезности» поцелуя и его рекомендованной врачами и психологами продолжительности (как-то скучно целоваться и одновременно поглядывать на часы — а не достаточно ли уже для пользы моему организму?). Хотелось бы поговорить о сценах поцелуя в кино, которые испокон веков продолжают завораживать нас своей красотой.
Психологи говорят, что, отождествляя себя с героями фильма, зритель может ощутить почти всю гамму обуревающих героев ленты чувств. И это приближает его к состоянию, близкому с эйфорией, испытываемой при реальном поцелуе.
Кое-что о кинопоцелуях я описала в статье «Какие поцелуи стали самыми известными в истории?» Сегодня хотелось бы посвятить статью самым удивительным поцелуям, запечатленным именно в кинематографе. Как это случается с танцами или музыкой, эти ленты мы смотрим и пересматриваем ради таких сцен.
Я попробовала загнуть пальцы рук, чтобы отметить картины, в которых запечатлены самые яркие моменты поцелуев, но… рук не хватило — я сумела насчитать навскидку более 30 фильмов!
Сцена с первым поцелуем была снята в далеком 1896 году. Ее запечатлели Мэй Ирвин и Джон С. Райе в ролике Томаса Эдисона под названием «Поцелуй». Сам ролик длился всего полминуты — столько же, сколько поцелуй.
Самый насыщенный поцелуями фильм XX века «Дон Жуан» был снят в 1926 году, режиссером Аланом Крослэндом на студии Warner Bros. Дотошные кинокритики насчитали в нем 190 поцелуев! При длительности фильма 1 час 50 минут эта цифра впечатляет.
Не буду испытывать терпение читателей и ограничусь топом из 12 самых известных фильмов, которые содержат сцены с наиболее запоминающимися поцелуями. Bо избежание предвзятости фильмы будут расположены в хронологическом порядке.
1. «Золотой век» (1930)
Режиссер: Луис Бунюэль.
Автор идеи: Маркиз де Сад.
В ролях: Гастон Модо, Лия Лис, Макс Эрнст, Лионель Салем, Жермена Нуазе, Дюшанж.
Это один из самых ранних и скандальных фильмов, снятых Луисом Бунюэлем в содружестве с его другом художником Сальвадором Дали, и, кстати, один из первых звуковых французских фильмов.
Картина содержит целую коллекцию откровенных сцен. Самым сильным моментом фильма по-прежнему считается страстный поцелуй Гастона Модо и Лии Лис, на втором месте — сцена, где Лия целует палец статуи, который непреднамеренно стал участником действа.
В своей книге «Мой последний вздох» (фр. Mon Dernier Soupir) Бунюэль так отзывается о произведении:
Для меня это был… фильм о безумной любви, неудержимом влечении, назло всем обстоятельствам швыряющем друг к другу мужчину и женщину, которые никогда не смогут быть вместе.
2. «Унесенные ветром» (1939)
Режиссеры: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд.
В ролях: Вивьен Ли, Кларк Гэйбл, Лесли Хауард, Оливия де Хэвиллэнд, Оскар Полк.
Знаменитая мелодрама с Кларком Гейблом и Вивьен Ли в главных ролях — это целая эпопея о жизни молодой женщины с юга, спокойное течение которой нарушает Гражданская война. Героине приходится пройти через множество испытаний, нищету и голод, а также трагическую потерю близких, прежде чем она встретит свою настоящую любовь.
На съемочной площадке между исполнителями царили неприязнь и ревность. Кларк Гейбл отказывался играть, утверждая, что все лавры этого «фильма для женщин» достанутся героине Вивьен Ли. И был прав. Но даже буря негативных эмоций не помешала финальному поцелую героев (снятому на фоне багровеющего заката) навсегда остаться в памяти зрителей и истории кинематографа.
3. «Касабланка» (1942)
Режиссер: Майкл Кертиц.
В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пауль Хенрид, Клод Рэйнс, Конрад Фейдт.
Этот фильм, бесспорно, стал сокровищницей мирового кинематографа и по праву заслужил свои три «Оскара». Его часто называют великим кино о великой любви. Главная тема, кроме военной — конфликт между чувством и долгом. Для персонажей Ингрид Бергман и Хамфри Богарта в «Касабланке» поцелуй — это возможность стать свободными хотя бы на один короткий миг.
4. «Окно во двор» (1954)
Режиссер: Альфред Хичкок.
В ролях: Джеймс Стюарт, Грэйс Келли, Уэнделл Кори, Телма Риттер, Рэймонд Берр.
В фильмах Альфреда Хичкока, кроме саспенса, всегда присутствуют романтические сцены. Причем хотя поцелуи в фильмах великого мэтра ограничены парой секунд, согласно требованиям кодекса Хейса, они являются невероятно выразительными («Дурная слава», «Головокружение»). Но лучшей и самой яркой была признана сцена «Окна во двор», в которой Грейс Келли нежно целует спящего в кресле Джеймса Стюарта. Режиссер и оператор сумели так снять ее, что у зрителя создается иллюзия присутствия в кадре.
Из Википедии:
Кодекс Американской ассоциации кинокомпаний, также известный как кодекс Хейса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов… ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США… Снимать фильмы, не соблюдая кодекс Хейса, было можно, но такие фильмы не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров, принадлежавших членам ассоциации. В 1960-е годы киностудии отказались от соблюдения устаревшего кодекса; в 1967 году он был отменён.
5. «Завтрак у Тиффани» (1961)
Режиссер: Блэйк Эдвардс.
В ролях: Одри Хепберн, Джордж Пеппард, Патриция Нил, Бадди Ибсен, Мартин Болсам.
Фильм является экранизацией одноименного романа, но в оригинальной книге «Завтрак у Тиффани» не было такой яркой романтической линии. В фильме одинокая, немного циничная, но страшно обаятельная Золушка — ночная бабочка — находит своего принца, пусть и не такого богатого, о каком мечталось. Чувственная сцена между Одри Хепберн и Джорджем под дождем стала и одной из самых легендарных сцен поцелуя в кино. Сколько женских слез было пролито в кинотеатрах! О таком поцелуе до сих пор мечтает каждая девушка.
6. «Крестный отец II» (1974)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола.
В ролях: Аль Пачино, Роберт Дюволл, Дайан Китон, Роберт Де Ниро, Джон Казале.
The Kiss of Death (Поцелуй смерти) — так критики и зрители назвали далеко не романтичный поцелуй во второй части «Крестного отца». Дон Майкл Корлеоне в исполнении бессменного Аль Пачино узнает о том, что его брат Фредо — предатель. Майкл рывком привлекает его к себе и с силой целует в губы, а потом произносит: «Я знаю, что ты предал меня, Фредо. Ты разбил мне сердце».
Газета Times назвала эту сцену одним из самых «сильных» поцелуев в кинематографе: «Это поцелуй, который убивает».
7. «Привидение» (1990)
Режиссер: Джерри Цукер.
В ролях: Патрик Суэйзи, Деми Мур, Вупи Голдберг, Тони Голдуин, Стэнли Лоуренс.
Потрясающий актерский состав и необычная история делают культовую мелодраму «Привидение» незабываемой отчасти и из-за самого печального поцелуя. Интересно, что обе романтические сцены фильма присутствуют только в его начале и в конце. Все остальное время герои ленты, реальная девушка и призрак ее возлюбленного, пытаются безуспешно обрести друг друга. И на один-единственный миг им это все же удается с помощью медиума, которую потрясающе и гротескно играет Вупи Голдберг.
8. «Титаник» (1997)
Режиссер: Джеймс Кэмерон.
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс, Фрэнсис Фишер.
Незабываемая сцена между Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет на борту обреченного на неизбежную гибель «Титаника» может стать украшением любого топа о поцелуях в кино.
Изначально режиссер Джеймс Кэмерон планировал взять на главную женскую роль в «Титанике» актрису, похожую на Одри Хэпберн в «Завтраке у Тиффани». Такое решение чуть было не стоило ему участия Леонардо ДиКаприо — актер демонстративно отказался от такого типажа героини, боясь проиграть ей в романтичных сценах.
К счастью, Кэмерон изменил свое мнение, увидев на пробах Кэйт Уинслет. От Кейт главный актер также был не в восторге: он заявил, что относится к актрисе как к сестре. Но в итоге их поцелуй на корме корабля по-прежнему кажется поцелуем двух по уши влюбленных друг в друга людей.
9. «Дневник памяти» (2004)
Режиссер: Ник Кассаветис.
В ролях: Райан Гослинг, Рэйчел МакАдамс, Джеймс Гарнер, Джина Роулендс, Сэм Шепард.
На экране герои фильма в молодости предстают невероятно чувственной парой, но в реальной жизни МакАдамс и Гослинг очень плохо ладили друг с другом. Гослинг даже не мог смотреть на актрису влюбленным взглядом в кадре, а при чтении сценария отвел режиссера в сторону и заявил:
Заберите ее отсюда и приведите другую актрису, потому что с ней у меня ничего не выходит.
Кассаветис решил поступить по-другому: он попросту запер героев в одной комнате, чтобы они вдоволь накричались друг другу, и это помогло — съемочный процесс пошел куда легче.
МакАдамс призналась, что ей и ее партнеру Гослингу пришлось несколько часов стоять под проливным дождем, чтобы добиться эффекта, который хотел получить режиссер фильма. Возможно, благодаря требовательности режиссера этот поцелуй вошел в сокровищницу самых трогательных поцелуев в кино.
10. «Человек-паук» (2002)
Режиссер: Сэм Рэйми.
В ролях: Тоби Магуайр, Уиллем Дефо, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Клифф Робертсон и др.
У Тоби Магуайра в фильмографии порядка 40 ролей в кино, но больше всего он запомнился зрителям в экранизации серии комиксов о Человеке-пауке. А его «перевернутый» поцелуй с Мэри Джейн под дождем признан одним из самых романтичных и даже получил награду MTV.
Красивая сцена в блокбастере стала культовой, хотя главный герой с ужасом вспоминает эти съемки. Висеть вниз головой для человека — вообще не самое приятное занятие. А если при этом Кирстен Данст впилась в тебя губами, а струи искусственного дождя затекают тебе в нос, мешая дышать… В тот момент Магуайр думал только о том, как бы не задохнуться. Тем не менее у зрителя этот поцелуй надолго остался в памяти.
11. «Трудности перевода» (2003)
Режиссер: София Коппола.
В ролях: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Анна Фэрис, Акико Такешита, Кадзуёси Минамимагое, Кадзуко Сибата, Кэтрин Ламберт и др.
Поцелуй Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон — одна из самых загадочных сцен поцелуя в истории современного кино и одна из самых обсуждаемых.
В конце фильма герой Билла Мюррея что-то шепчет на ухо персонажу Скарлетт, а потом нежно целует ее в губы. И никто не может догадаться, что поцелуй в этом эпизоде не был запланирован, в оригинальном сценарии Софии Копполы эта сцена вообще отсутствовала.
Но случается, что во время съемок актеры находят что-то свое, оригинальное, так и Билл Мюррей привнес в фильм то, что просто просилось в этой сцене. Что он шептал своей возлюбленной, так и осталось тайной для зрителя, или «lost in translatiion», а поцелуй героев фильма вошел в историю самых запоминающихся в кино.
12. «Звездные войны: Последние джедаи» (2017)
Режиссер: Райан Джонсон.
В ролях: Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Адам Драйвер, Дэйзи Ридли, Джон Бойега, Оскар Айзек, Гвендолин Кристи, Бенисио Дель Торо и др.
Независимо от личного отношения зрителей разных возрастов к эпопее, ни один не смог остаться равнодушными к сцене, в которой Люк Скайуокер говорит постаревшей Лее (Кэрри Фишер): «Никто никогда не уходил», — и нежно целует ее в лоб.
Этот трогательный момент поклонники вселенной Звездных войн всегда смотрят с замиранием сердца. А тот факт, что замечательная актриса Кэрри Фишер трагически погибла за год до премьеры фильма из-за остановки сердца во время перелёта из Лондона в Лос-Анджелес, делает еще более щемящим эффект от сцены прощания Люка и Леи.
Как и в «Трудностях перевода», зрителю трудно поверить, что столь эффектного поцелуя изначально не было в сценарии. В одном из интервью Марк Хэмилл признался, что желание поцеловать Лею-Кэрри Фишер возникло у него спонтанно. Режиссеру очень понравилась эта сцена, и он решил оставить ее в фильме.
Невозможно в одной статье перечислить все самые запоминающиеся поцелуи в кино. «За бортом» остались еще десятки кинолент, такие как «Мулен Руж», «Мои черничные ночи», «Красотка», «Мистер и миссис Смит», «Как стать принцессой», «Горбатя гора», анимационный «Алладин», и другие. Но в День поцелуев каждый может выбрать себе что-то по вкусу для просмотра, а еще лучше — просто поцеловать любимого человека.
Целуйтесь и будьте счастливы!
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!