• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Фантастический боевик «Обливион». Первый удачный блокбастер 2013 года?

Заметили, что американцы любят все крушить? А что, ломать — не строить. Как поется, весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем… А затем прилетит волшебник в голубом вертолете и, разумеется, покажет кино.

«Обливион» Фрагмент постера к фильму

Про то, как бедное, замученное войнами, голодом и нехваткой ресурсов человечество (его «лучшая, американская» часть) корчится в агонии на опустошенной планете. Этот сценарий пережевывается Голливудом с завидным постоянством, но в случае с новой лентой Джозефа Косински все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

…В году 2017 от Рождества Христова жители голубой планеты могли наблюдать в ночном небе беспрецедентное и эффектное зрелище — гибель Луны, нашего единственного естественного спутника. Коварные пришельцы рассчитали все до мелочей: изменения в гравитационном поле вызвали на Земле непоправимые последствия. Землетрясения и цунами навсегда превратили поверхность планеты в безжизненную пустыню. А затем агрессоры спустились с небес, чтобы добить тех, кому посчастливилось выжить.

Мы победили, если только это можно назвать победой. Остатки населения переселились на космическую станцию ТЕТ, откуда планируют первым же рейсом вылететь на далекий, но гостеприимный спутник Сатурна Титан. Однако для столь масштабного путешествия необходимы ресурсы, поэтому на погибшей Земле построены гигантские гидроплатформы, аккумулирующие энергию. За их жизнедеятельностью приставлены наблюдать летающие роботы — «дроны», обученные убивать вражеских вандалов.

Тем не менее партизанские вылазки «падальщиков» (так ласково земляне прозвали инопланетян) не всегда безуспешны. «Дроны» выходят из строя, ставя под сомнение глобальную миссию. Вот почему на Земле еще есть люди. Их всего двое — техник Джек Харпер и его верный диспетчер Виктория. Каждый день Джек спускается с облаков, чтобы починить очередного робота, а Вика держит связь с Центром на ТЕТ и координирует поиски.

Идиллия рушится в тот момент, когда техник находит обломки упавшего с орбиты звездолета. Внутри он находит капсулу со спящей красавицей Юлией, девушкой из его снов. Да, Джек ничего не помнит из своего прошлого, амнезия призвана оградить его от переживаний и сомнений. Но что, если эти вспышки в памяти не случайны, а сам Джек — лишь винтик в неведомой ему игре? Что, если Земля по-прежнему пригодна для жизни, а всемогущий ТЕТ — совсем не то, чем кажется?..

Только мудрый индеец Джо дважды не наступает на одни и те же грабли, в то время как в Голливуде есть примета, что хорошую карьеру следует начинать плохим сиквелом. И Джозеф Косински сей садовый инструмент не миновал, последовав примеру своего кумира Джеймса Кэмерона. Его дебют — продолжение (а на самом деле безвольный ремейк) культового фантастического боевика «Трон» с подзаголовком «Наследие» — наглядно доказал, что одним 3D сыт не будешь.

Но режиссера заметили. Энтузиазм оценили. И дали шанс реабилитироваться. Для этой светлой цели Косински предложил студии Disney, спонсировавшей его дебютный проект, сценарий-комикс собственного сочинения. Однако Дисней — не лучшее место, для того чтобы снимать апокалиптическую фантастику. Посему задумка Джозефа плавно перекочевала в руки кинокомпании Universal, которая пообещала автору не превращать его будущий фильм в семейную историю по типу «Инопланетянина».

Нет, похоронив Америку, Косински ее не приоткрыл. Может, текст и авторский, но больше смахивает на компиляцию. Всего по чуть-чуть. Немного Кубрика, щепотка «Матрицы», чайная ложечка «Звездных войн», легкий аромат Тарковского. Но в отличие от других, менее одаренных или более ленивых «сборщиков», Джозеф не дает своему творению расползтись на эпизоды. Создателя буквально тошнило от идей и каждой он пытался уделить свои пятнадцать минут славы. Увы, хронометраж не резиновый, поэтому некоторые задумки и впрямь задели мозг за извилины, а некоторые ушли по касательной, жизненно важные органы не затронув. Не торопись Косински, он мог бы на этом материале забабахать телесериал почище «Остаться в живых», но не всякий вытерпит столь мучительно долгую реализацию своей мечты.

Фильм невероятно красив. И пускай по-русски название фильма переводится как «забвение», согласитесь, «Обливион» звучит (как говаривала Алиса) «чудливее и странноватее». Последним фильмом, который сумел вызвать во мне схожие ощущения, был «Я — Легенда» с Уиллом Смитом. И то правда, первые минут двадцать ленты идут параллельными курсами. Разве что у Тома Круза не собаки, зато есть сексапильная Вика в лице английской актрисы и фотомодели Андреа Райзборо.

Брошенные города, засыпанные по маковку песком небоскребы, перевернутые и искореженные «колеса обозрения» и спортивные стадионы, выглядящие куда хуже Колизея. Лауреат Оскара, оператор «Жизни Пи», «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и уже упомянутого второго «Трона», Клаудио Миранда показал нам Землю такой, какой она бывает только в Исландии. Чилиец должен быть доволен собой, сотворенные им кадры так и просятся в фоторамку или, как минимум, на рабочий стол монитора.

Всем интересно, как сыграл Том Круз в паре с Ольгой Куриленко. Что тут сказать? Круз, как та маленькая собака, что до старости щенок, не меняется последние лет десять-пятнадцать. Актер уже давно всем и все доказал, поэтому волен быть собой и улыбаться в камеру за пустяковые по меркам нынешних блокбастеров 25−30 миллионов баксов. Он непременно убедителен в сценах действия и пронзительно устойчив к любым драматическим всплескам сюжета. Что касается Куриленко, то она в кои-то веки не выглядит бельмом на глазу, хотя все еще отчаянно переигрывает в ключевых эпизодах. На месте Круза я бы отдал предпочтение Райзборо, куда более эффектно вышибающей слезу, но супротив сценария не попрешь. Тут перевес сил явно на стороне Ольги. Ах да, чуть было не забыл про Моргана Фримана, которому зачем-то сунули в рот сигару и заставили изображать изрядно постаревшего Морфеуса. Он и изобразил. Как всегда, шикарно.

Красота требует жертв. И этой жертвой стал финальный месседж фильма. Таки непонятно, на что хотел акцентировать внимание зрителя Косински. На общечеловеческий гуманизм? На любовь мужчины к женщине? На необходимость «не отступать и не сдаваться»? Или все-таки на бесконечно прекрасные пейзажи и разбросанные по небосклону остатки Луны? По этому вопросу единого мнения не сложилось, что, кстати, совсем неплохо с коммерческой точки зрения. Смешение жанров пошло картине на пользу, что вкупе со щадящим рейтингом PG-13 обеспечило фильму максимально широкую аудиторию.

Ругать «Обливион» совершенно не хочется, кино получилось зрелищным и интересным, а главное, запоминающимся. Остается лишь пожелать Косински дальнейших успехов и удачи. Учитывая, что режиссер всерьез намерен впрячься в продолжение «Трона», удача ему сильно понадобится.

Статья опубликована в выпуске 15.04.2013
Обновлено 27.02.2021

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: