Перейти к четвертой части статьи
Три года спустя эти надежды подтвердились, когда лучшим в Америке снова был признан фильм из Италии, на этот раз «Средиземное море» Габриэле Сальватореса, а Джанни Амелио за драму «Похититель детей» (Il ladro di bambini) вручили награды Европейской киноакадемии и Большой приз жюри Канн.
К тому времени, когда триумфатором за рубежом стала военная драма Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» (La Vita e bella, 1997), получившая награду в Каннах, а также три Оскара в Америке, стало понятно, что слухи о скоропостижной смерти итальянской киноиндустрии были сильно преувеличены, и в стране выросло новое поколение талантливых мастеров.
Новую волну вскоре стали называть «Новым кино Италии», однако четкого определения данному течению никто дать не мог. Главной отличительной чертой очередного витка в истории отечественного кинематографа являлась его чрезвычайная разнородность.
Более того, когда данный расцвет стали смешивать со словом «молодой», вдруг выяснилось, что ключевые фигуры, вроде режиссеров Амелио или Нанни Моретти, уже давно не мальчики и работают в кино с 70-х годов. Все они начинали по-разному: кто-то в кабаре или драматическом театре, кто-то закончил школу киноискусств, другие же дебютировали на телевидении или в сфере рекламы. В любом случае, все эти люди выросли в крепких профессионалов, решивших посвятить свою жизнь кинематографу, при этом не считая нужным вписываться в какие-то рамки или разделять чьи-то убеждения.
Большая часть новых кинофильмов были склонны рассказывать о глубоко личном, даже интимном, концентрируясь на частной жизни и человеческих судьбах. Главными темами «нового итальянского кино» стали семья и ее проблемы, взросление и кризисы возраста. В качестве формы частенько стала использоваться популярная в Америке схема «роуд-муви». Но вместе с тем от частного создатели фильмов часто переходили к общему, пытаясь рассказать о своей стране, о людях, которые в ней живут. Картины режиссеров Джанни Амелио, Марко Ризи, Рикки Тоньяцци и Антонио Капуано заставили многих критиков заговорить о появлении «нео-неореализма».
Показательной в этом плане стала лента Даниэле Лукетти «Доверенное лицо» (Il portaborse, 1991). Злая сатира на социальные и политические реалии Италии оказалась жутко проницательной, указывая на невероятный уровень коррупции в стране, что годом позже подтвердилось расследованиями в ходе беспрецедентной полицейской операции «Чистые руки» (Mani pulite).
Другие кинематографисты также затрагивали «трудные темы», рассказывая о наследии политического терроризма 70-х, об усиливающемся могуществе мафии, о проблемах, связанных с новой волной иммиграции.
Общей чертой нового кино было и полное равнодушие к Риму, как основной съемочной площадке. Многие кинорежиссеры с большим рвением покидали столицу, чтобы снимать свои фильмы в самых отдаленных и непопулярных частях полуострова. Карло Маццакурати работал на северо-востоке, Паоло Вирци и Роберто Бениньи предпочитали Тоскану, Марио Мартоне и Антонио Капуано обосновались в Неаполе, а Джузеппе Торнаторе часто приезжал по работе на родную Сицилию.
У возрожденного итальянского кинематографа не было ярко выраженного географического центра. Сосредоточием его самых характерных черт стал не кто иной, как Нанни Моретти. Независимый кинодеятель, начавший свою карьеру в 70-х, спустя двадцать лет Моретти стал не только частым гостем на экране (как режиссер собственных фильмов и актер в работах своих коллег), но и своеобразным ментором и образцом для подражания для тех, кто только начинал пробовать свои силы в кинематографе.
Несмотря на широко распространенные страхи и ожидания естественного упадка после возрождения в 90-х, в новом тысячелетии итальянский кинематограф продолжает «цвести и пахнуть». С одной стороны, ситуация сильно поменялась, с другой — смешение поколений наводит мысль о повторении 60-х.
Еще не постаревшие режиссеры, но уже ветераны «нового кино» продолжают удивлять публику своими творениями: в 2001 своим фильмом «Комната сына» (La stanza del figlio) Нанни Моретти завоевывал приз ФИПРЕССИ и Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а картина Марко Туллио Джиорданы «Лучшие из молодых» (La meglio gioventu), несмотря на свой весомый хронометраж (режиссерская версия длится шесть часов), успешно прокатилась по кинотеатрам Европы.
Впечатляют дебюты молодых режиссеров Винченцо Марра, Саверио Костанзо и Даниэля Викари. Пристальное внимание к своей персоне привлек Паоло Соррентино картинами «Последствия любви» (2004), «Друг семьи» (2006) и «Изумительный» (2008), каждая из которых была номинирована на Золотую пальмовую ветвь Канн.
В последние несколько лет резко возрос интерес к документалистике. Это отразилось не только в увеличении количества документальных лент, но и в образовании специализированной организации — Национальной ассоциации итальянских документалистов. Более того, документальные проекты получили свою, отдельную, нишу на престижном Венецианском кинофестивале. Как и короткометражки, которые тоже перестали играть роль предварительных опытов перед вступлением в мир большого кино, а стали самостоятельным, полноценным и популярным киноформатом.
Несмотря на то что сегодня посещаемость кинотеатров в Италии составляет лишь десятую часть от рекордных показателей 50-х годов, нынешнее состояние отечественного кинематографа в стране представляется весьма оптимистичным. Ежегодно в свет выходит порядка ста фильмов, часть из которых спонсируется непосредственно из государственной казны.
Главной проблемой, еще с 90-х, остается прокат итальянских фильмов. Учитывая, что дистрибуция и прокат в Италии сосредоточены в руках узкого круга компаний, которые чаще отдают предпочтение зарубежной кинопродукции, фильмы собственного производства нередко минуют кинозалы и остаются в тени разрекламированных американских блокбастеров.
Подобная ситуация, впрочем, характерна для многих территорий, включая Европу, Азию, Россию и Латинскую Америку. Тем не менее итальянское кино, не хватая звезд с неба, продолжает жить и радовать нас, зрителей, новыми эмоциями и впечатлениями.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...