Вторые попрекают первых в подмене любви к людям любовью к собакам и в том, что собакофилы ставят животных выше людей. Ну, а первые в долгу не остаются, обвиняя вторых в патологической жестокости и желании самоутвердиться за счёт безответных животных.
Сразу скажу, что автор относит себя к первым. И предлагает собаконенавистникам вовремя остановиться и дальше не читать. А остальным переадресую «вопрос из Интернета»: как себя вести, если «гуляла в лесу, а навстречу вышла стая рычащих бездомных собак?». Как бы вы ответили на подобный вопрос?
Ну, а реальные ответы разделились на два типа: предложения так или иначе отпугнуть стаю и осторожно ретироваться. При явном преобладании первых. Почему?
Предположу, что причиной — наше мнение о себе, как «венце творения» и «царе природы». А можно ли гавкать на «царя»? И первым желанием оказывается поднять что-нибудь длинное, тяжелое, твердое и отогнать наглое животное.
Конечно, мы рационализируем это желание, «объясняя» свое поведение тем, что собака опасна, что она проявляла агрессивность, и мы не более чем оборонялись.
Обычный аргумент: «Это же собака, кто знает, что у неё на уме?» А ведь бывает ещё хуже: «Своя собака — и та непредсказуема…»
Это уже край. Если для кого-то оказывается «непредсказуемой» собственная собака — такому человеку и черепашку доверять небезопасно. Здесь пересекаются два фактора: страх и желание самоутвердиться.
Страх происходит от незнания. Стремление к самоутверждению… например, от завышенного чувства собственной значимости. Или это — компенсация подавляемого и зачастую скрытого от самого себя страха.
Но эта тема большая и требующая углубления в психологию.
Сейчас — о страхе, как следствии незнания.
Нам свойственно бояться незнакомого. Просто на всякий случай, все незнакомое прежде всего оценивается с т.з. его потенциальной опасности. Вообще-то, это нормальная инстинктивная реакция, тысячелетиями способствовавшая выживанию человечества.
Но! Ключевое слово здесь — «незнакомое». Наши предки не могли позволить опасности надолго остаться незнакомой. А вот наши современники — могут.
Во-первых, мы привыкли жить в искусственной среде, где сделан слишком большой акцент на безопасности.
Во-вторых, современный человек слишком полагается на экспертное мышление. По сути, каждому горожанину достаточно хорошо разбираться в своей профессиональной сфере. Если какие-то проблемы возникли за ее пределами — достаточно пригласить «специально обученных людей», тех самых «экспертов», которые все решат.
Все это актуально и в отношении собак. Мы привыкли, что домашних собак контролируют хозяева. А уличные в большинстве случаев к человеку индифферентны, так что большинство горожан их особо и не замечают. За исключением небольшого процента людей, патологически боящихся собак. Но и этим людям редко приходит в голову получше изучить то, что они считают таким опасным.
Остальные на уличную собаку и внимания не обратят, если вдруг не окажутся лицом к лицу с агрессивно настроенным животным.
И отчего-то у тех и других самой распространенной реакцией оказывается агрессия: отогнать! Отогнать, хотя на вас не напали и не факт, что собираются нападать. При этом, если собака в ответ усиливает агрессию, это вызывает лишь еще большее возмущение…
Второй вариант — при встрече с агрессивно настроенной собакой человек впадает в панику. Не обязательно (к счастью!) убегает, а чаще застывает в ступоре, не зная, что делать.
Примерно так же многие ведут себя и в иных внештатных ситуациях: вышел ли из строя компьютер, или задымилась розетка.
- Действие первое: испугаться.
- Действие второе: вызвать на помощь специалиста.
Как, собственно, и произошло в разбираемом случае:
«На моё счастье неподалёку шел мужчина, когда я закричала, он бросился ко мне и отогнал животных».
Кстати, замечу: речь вовсе не о глухом лесе, а скорее всего о городском или пригородном лесопарке, где легко встретить «случайного прохожего». И собаки здесь — не одичавшие, не полуволки, а обычные городские собаки…
Еще раз процитирую автора вопроса:
«До сих пор страшно представить, что бы со мной стало…»
Действительно: а что было бы, не окажись поблизости случайного прохожего?
Возможно, собаки сами успокоились бы, убедившись, что опасности эти двуногие не представляют. Или люди, преодолев оцепенение, попытались бы, по своему обыкновению и следуя дурным советам, поднять палку и, размахивая ей… покинуть опасное место? Или пострадать?
Если собака скалится и рычит на нас, многие автоматически реагируют агрессивно: на нас зарычали — мы замахнулись. Проблема в том, что собака ведет себя так же: на нее замахнулись — она зарычала.
А теперь вопрос: это собаки ведут себя, как люди, или люди — как собаки?
Поведение животных, описанное в начале, характерно для одной ситуации — если вы вторглись на территорию стаи.
Дело в том, что городские собаки,
Это совершенно естественно для собак, являющихся территориальными животными. Именно этот инстинкт и позволяет людям использовать собак для охраны территории. Вне которой здоровая, нормальная собака не агрессивна.
Защищать вне дома и без хозяина/вожака/потомства ей нечего, объектом охоты человек не является — так зачем его трогать? Что делить с человеком? Да и людей кругом много, на всех бросаться — никакого здоровья не хватит.
Не стану давать никаких рекомендаций. Лучше расскажу о личном опыте подобной ситуации.
Однажды, путешествуя по делам туризма, мы заглянули в заброшенный сельский дом. Или, если быть точным, не «заглянули», а прошли внутрь.
Где и выяснили, что:
- отсутствие людей не означает отсутствия хозяев;
- животные иногда проявляют больше разумности, чем люди.
Мы прошли в дом, а следом за нами вошли собаки. Штук шесть, и все не мелкие.
К счастью, мы не выдали «естественную» реакцию — не стали ни хвататься за твердые предметы, ни пинать «наглых шавок». Просто замерли от неожиданности.
А собаки ни малейшей агрессивности не продемонстрировали. Просто появились и молча окружили…
Как я штанов не намочил — не знаю… Хотя на нас даже не рыкнули. Просто стояли, смотрели и ждали.
Мы, вполне возможно, и отбились бы. Но какой ценой? Без потерь точно не вырвались бы. К счастью, нам в голову не пришла дурная мысль отогнать «опасных животных».
Нам дали понять, что место занято. А мы сочли, что не время изображать «царей природы», а то недолго и закончить, как некоторые российские цари…
В итоге нас просто молча проводили до выхода. Продемонстрировав, что животные бывают умнее, чем нам кажется. Иногда умнее иных людей…
Как поступать в подобных случаях? Каждый решает сам…
Скажу одно: человек потому и стал «царем природы» и верхним звеном пищевой пирамиды, что умело использовал свои преимущества. Главное среди которых — ум. А попытавшись тягаться с животными в дурной силе, мы рискуем утратить этот статус.
Наше главное оружие — это знание, это понимание причин происходящего и его следствий. В том числе — последствий наших поступков. Не сочтите за труд понять поведение животного — и уже зная это, строить свое поведение.
Животные уважают людей не потому, что мы сильнее, а потому, что умнее. И сильнее оказываемся лишь благодаря уму.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.