• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Вадим Гарин Мастер

Кто такие дети войны и нужен ли закон о них?

В 2014 году ряд депутатов нижней палаты Федерального Собрания (КПРФ) выступили с законодательной инициативой об установлении статуса «Детей войны». Разработали проект федерального закона № 493165−6 «О детях войны». Он устанавливает статус, а также регулирует порядок его присвоения. Определяет перечень мер социальной защиты этой категории лиц.

Советские дети среди разрушенного населенного пункта Фото: warallbum.ru

Согласно статистике, в случае принятия соответствующего закона статус «Дети войны» могут получить более 17 миллионов граждан. Так какова судьба этой инициативы? Прошло шесть лет…

На федеральном уровне на сегодняшний день закон заморожен. То есть он не принят и не отклонён. Экспертное сообщество считает, что неопределенность относительно будущего этой законодательной инициативы вызвана тем, что его реализация потребовала бы довольно внушительных бюджетных расходов, что в условиях кризиса, а сейчас и пандемии, практически нереализуемо.

Давайте разбираться вместе, кто эти дети войны, какие льготы предусматривались при разработке закона и что конкретно они могут получить в результате его принятия. И для чего вообще необходим статус «Дети войны»? Чем обосновывают необходимость льгот?

  • Дети войны — это лица, родившиеся с 1928 по 1945 год включительно и не входившие ранее в какую-либо льготную категорию.

То есть это люди возраста 76−93 лет. Сколько из них не входит ни в одну из льготных категорий? Неизвестно, никто не подсчитывал. Такой статистики нет. Однако надо думать, что здоровых людей среди них мало, а льготников — большинство! Сколько из 17 миллионов граждан сможет воспользоваться этими льготами? Можно только гадать. Думаю, единицы, да и те, которые не дожили сегодня до 80 лет. А те, кто дожил — уже пользуются льготами по постановлению правительства.

Советские женщины и дети возвращаются домой. Авторское название фото — «В родное село», 1943 г.
Советские женщины и дети возвращаются домой. Авторское название фото — «В родное село», 1943 г.
Фото: Макс Альперт, warallbum.ru

Разберёмся, какие льготы предположительно возможны? В перечень стандартных льгот регионального уровня входит:

  • увеличение пенсии;
  • компенсация до 50% на оплату услуг ЖКХ, содержания жилья, взносов на капитальный ремонт;
  • льготы по капремонту;
  • налоговые льготы;
  • льготы по проезду в городском и пригородном транспорте;
  • ежемесячные или ежегодные доплаты из регионального бюджета;
  • внеочередное обслуживание в медицинских учреждениях;
  • бесплатные лекарства по региональному перечню либо продажа препаратов по льготному тарифу.

Главной причиной неприятия закона о «Детях войны» является увеличение расходования бюджетных средств. Но никто из авторов закона и экспертов не принял во внимание, что многие из этого списка имеют инвалидность, многие являются ветеранами труда, а многим уже за 80 лет. То есть они и так пользуются льготами!

Правительством ранее принято решение, что при достижении гражданами 80-летнего возраста вводится льготная фиксированная выплата в составе страховой пенсии по старости. «Она увеличивается вдвое: 5334,19×2 = 10 668,38 Р. Перерасчет будет производиться автоматически».

Так кому предполагается выплатить эти разнесчастные 380 руб. в месяц? (для справки: ветераны труда получают 480 руб.). Пока примут закон (если вообще его собираются принимать), скольким пенсионерам удастся получить заветную и желаемую сумму?

По моим несложным подсчётам, не более 1,5−2 млн. граждан. То есть не более 570 млн. руб в год. А теперь сравните эти деньги с финансовой поддержкой населения за 2000 год. Даже не капля в море — молекула!

Та же история и у выплаты за капитальный ремонт жилья. Какие льготы предполагаются? По нашему законодательству пенсионерам старше 70 лет компенсируют 50% взносов за капремонт, а достигшим 80 лет — 100% (это тоже считается льготой). Так кому предполагается ввести льготы? Мёртвым душам?

Та же история и с налогами. Возьмём наиболее весомый транспортный налог. Моей машине 21 год! Я плачу 4100 р. в год, а езжу три-четыре раза в год. На дачу, с дачи и за продуктами. По законам Воронежской области, где я проживаю, отмена налога предусматривается после возраста автомобиля 25 лет. Доживу ли я до этого срока? Несмотря на то что я инвалид 2 гр. с двумя протезами и инфарктами, плачу этот транспортный налог и льготы не имею!

Но есть исключение, конечно же, в Москве — столица всегда жила и живёт отдельно от остальных городов. Вот в Москве инвалиды не платят транспортный налог. Мой брат, проживающий там, не платит транспортного налога просто потому, что он пенсионер, а не потому, что инвалид! Мне говорят, подай в суд на правительство Воронежской области, ведь машина — это твои ноги! Но тут заложена «бомба». В области принят закон, что с инвалидов, имеющих личный транспорт, налог не взимается при мощности двигателя до 120 л.с. А у меня 135 сил! Значит, плати, дед, пока не помрёшь!

И нет бы, брали налог с излишка мощности — берут полностью! Говорят: «Продай машину и купи другую с нужной мощностью». Но кто же купит это старьё? За бесценок продать? А на что я куплю другую машину с мощностью до 120 л. с. Как это называется? Мой сын-адвокат говорит в таких случаях: «Право ты имеешь, но ничего не можешь». Можешь скрипеть зубами!

Остальные налоги — копеечные. 100−300 руб. Городским транспортом я не пользуюсь, сижу всю зиму у окна. Продукты привозят дети. Значит, и тут мне эта льгота не нужна.

Фото: Вадим Гарин, личный архив

Доплат из местного бюджета мне никаких не производят и в поликлинике сижу в очереди, как все. Какой там возможен первоочередной приём? Другие деды с бабками разорвут на части! Опять мимо!

О бесплатных лекарствах лучше не заикаться: я не могу этим воспользоваться, даже имея 2 гр. инвалидности. То нет в списке льготных лекарств, то нет в аптеке, то предлагают дешёвые неэффективные заменители, а что дадут этим «Детям»?

Поскольку закон не принят, некоторые регионы согласились с предложением КПРФ ввести категорию «Дети войны», что и было сделано в 2019 г. в Москве, Воронеже, всего в 15 городах с явным прицелом при проведении выборов различной политической масштабности (выборы глав отдельных регионов, губернаторов, дополнительные выборы в Госдуму и местные выборы в Санкт-Петербурге).

Как это происходило в Воронеже? Очень организованно. Пришло уведомление, что необходимо явиться с документами и фотографией в районную администрацию для регистрации и оформления удостоверения члена областной патриотической организации «Дети военного времени 1928−1945 годов рождения». Мы с женой еле дошли. Я с костылём и палкой, она страховала — хорошо, ветра не было.

Нам выдали удостоверение…

Фото: Вадим Гарин, личный архив

Вот что написали об этом в местных СМИ (автор текста: Андрей Валерьев):

Радует, что вопрос о поддержке «детей войны» таки сдвинулся с мертвой точки. Последний год в этом направлении активно работала КПРФ. Воронежские коммунисты собрали колоссальное число подписей в поддержку «детей войны» — 80 тысяч. Благодаря этому удалось теперь, хоть и накануне губернаторских выборов, развернуть власть к этой проблеме лицом. Первоначально Правительство области считало, что следует подождать принятия федерального закона о льготах детям войны (соответствующий проект внесли в Госдуму депутаты от КПРФ еще три года назад). 21 февраля, по словам пресс-службы Воронежской областной думы, Алексей Гордеев «согласился с тем, что вопрос требует скорейшего рассмотрения».

Губернаторские выборы прошли…

Выводы напрашиваются простые: как всегда, получили пшик! Пиар-компания КПРФ прошла успешно: нас, детей войны, голодавших и терпевших всяческие лишения в тяжёлое для всей страны время, опять обманули. А так хотелось получить эту несчастную тысячу рублей в год!

Но вот что ещё очень обидно: по замыслу чиновников и активистов КПРФ, стариков, кроме того, хотят разделить на «достойных» и «недостойных» выплат. Выплаты в размере 380 рублей получат только те «дети войны», которые не являются «Ветеранами труда» или «Тружениками тыла». То есть только один из пяти всех «детей войны», граждан 1928−1945 годов рождения. Это похоже на очередное надувательство. Зачем?

Старые фотографии… С появлением гаджетов мы всё реже и реже рассматриваем их в альбомах.

Фото: Вадим Гарин, личный архив, 1950 г.

На днях в поиске нужной мне архивной папки я наткнулся на старенький альбом с чёрно-белыми фото своего детства. Снятые плохенькой камерой «Любитель» и отпечатанные ночью в ванной коммунальной квартиры, они вызвали тёплое ностальгическое чувство. Пожелтевшее фото моих друзей, катающихся на самодельных санках, лыжах… Фуфайки, валенки, ушанки, старенькое пальто. Вот таким мы были, дети войны…

Статья опубликована в выпуске 6.04.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я под список "дети войны" подхожу по возрасту, но не читаю материалы по этой теме. Здесь другое дело: автор - коллега по ШЖ. Все правильно разложил Вадим по полочкам!

    Оценка статьи: 5

    • Любовь Дубинкина, здравствуйте коллега! Вы правы, это безусловно не проблема - это манипуляция политиков от КПРФ. А мы, старики, как правило легковерны: думаем, что о нас помнят, сочувствуют нашему тяжёлому детству. Мы привыкли к идеологической составляющей советской власти, верим СМИ... А на самом деле элементарный очередной обман. Ведь льготы, которыми нельзя воспользоваться даже чисто теоретически - это и есть манипуляция. Мне тоже изначально не было это нужно, но я пошёл за этим дурацким удостоверением: подумал, что вспомнили, кому-то это нужно. Да нужно, пропиариться нв чувствах старых людей. Враньё - как оно надоело нам.

  • Возможно "им" надо раздуть недовольство в единых рядах пенсионеров, чтобы мы друг на друга гавкать начали?
    У меня двоюродная сестра под критерии подходит.
    Подходил бы и двоюродный брат, но он уже умер...
    Разобщенной толпой легче манипулировать.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, здравствуйте! Возможно вы правы. Противно, что стариками пытаются манипулировать, а они легковерны. Уж на что я мало кому верю - "купился" и пошёл за этим дурацким удостоверением, хотя я имею все льготы, которые только придут в голову! Противно, что используют все "щели" в головах и выставляют это заботой!

      • Вадим Гарин, Добрый вечер! Мне кажется, что у них настольная книга - "Приключения Чиполлино". Во всяком случае вдохновение и законы они оттуда черпают, а на народ смотрят, как на источник наживы, ну и как на электорат,иногда. А ценами у нас как президент занялся, так они и полезли вверх (туда же бесконечность уходит!): до его "забот" сахар стоил 36-38 руб/кг, а сейчас - 46 руб/кг. Аналогично и с другими продуктами: все подскочило на 15-20%,а то и больше, но официальная инфляция где-то 4% с небольшим. Вот и получается, что пенсии с нас снимают, не стесняясь, ежегодно, где-то процентов на 8-10%. "Спасибо за заботу" - не забыть бы сказать.
        Вот в столице новый ресторанчик для "нас" открыли.Кажется, "Мишлем" называется. Так там одно блюдо 30 000 руб.стоит! По ТВ говорили,что очень вкусно!

        Оценка статьи: 5

  • Вадим Анатольевич. спасибо Вам за статью! Что можно здесь комментировать? Грустно и горько... Мы все - отработанный материал, создавший в свое время и базис и надстройку для современных "радетелей за пенсионеров, малоимущих, производство, рост цен и доходов простых граждан" в пределах 12000 руб..А дети войны, не могут быть инвалидами, как и инвалиды - ветеранами, а ветераны - детьми войны!!!. Они только могут (теперь уже - могли) работать,работать и, опять же, работать за копейки. А поэтому, позвольте сделать такой вывод: НЕСМОТРЯ НА ВСЕ "ЗАБОТЫ" О НАС - БУДЕМ ЖИТЬ, ВОПРЕКИ ВСЕМУ!!! Оценка статьи - отлично

    Оценка статьи: 5

    • Нина Галай, Вы правы во всём. Это бессовестная игра, вернее заигрывание. Я, как и многие отработал более сорока лет и праздника у нас дома два: День Победы и ежемесячный праздник - пенсия, которой еле, еле хватает на всё необходимое. Этим несчастным детям войны прибавили бы хотя бы по тысяче и не орали бы с трибун о заботе!

      • Вадим Гарин, Так орать и обещать гораздо проще. К тому же они еще над такими законами долго "работают": вроде бы и надо сделать,да денег жалко... Ведь весь российский бюджет вокруг кремля крутится. Не знаю, как у Вас,а у нас что лекарства купить,что такси вызвать, что в ДУК заявку о протечке крыши подать - все через дорогую столицу делать надо.

        Оценка статьи: 5

  • Всё правильно сказано.
    И изложено...
    А вообще, любые программы всяческих льгот, это просто прикрытие воровства из бюджета. Вернее даже- предпосылка совершения воровства.
    К сожалению, у нас отсутствует система контроля.
    Любого...
    Помните, как дрожали даже функционеры ЦК от перспективы проверки КПК?
    Долгая это история- льготы...
    У нас в стране она процветает откровенно несправедливо.
    Но...
    Это долго можно обсуждать.
    Спасибо за тему и изложение!

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Голубков, спасибо за отзыв и рад, что наши мнения совпадают. Но должен сказать, что я "стреляный воробей" а повёлся на эту провокацию. Мы с женой пошли за этими дурацкими удостоверениями. Мне это очень тяжело: передвигаюсь еле-еле. Через день-два пришло осмысление, но сначала подумал, что моя бывшая партия решила проявить заботу! Мы, советские люди во многом наивные. А жена сказала: хоть бы тем, кто погиб на войне (у неё погиб отец) - она не понимает, что эти жулики рассудили правильно: претендентов на льготы ничтожное количество, а убитых - 27 миллионов!
      А то, что они погнали "волну" - свинство это обыкновенное, непорядочное и некрасивое!

    • Владимир Голубков, спасибо за отклик. Согласен с вами на сто процентов. Желают только нахапать деньги где только можно под любыми предлогами. При советской власти контроль был действительно эффективный. Конечно я помню Арвида Яновича Пельше (я был зам. председателя технико-экономического совета Ростовского Горкома КПСС) , но кроме него были и другие, правда он был главной страшилкой для негодяев. КРУ, КХК, Ведомственные проверки и др. Сам не раз возглавлял межведомственные комиссии... Помню очень хорошо.

  • Я родилась в 1945 году и не являюсь что я дети войны какая несправедливость

  • Вадим Анатольевич! Спасибо за тему! Конечно же, оценка 5!!! Вы , конечно же, во всем правы". Это - очередной пиар, который не щадит даже такие ситуации. А это ли не абсурд, что "Дети войны" не могут быть ни инвалидами (на практике их большинство), ни "Ветеранами труда": иначе надо будет льготные копеечки им складывать! А у нас могут сложить только сроки за мелкие преступления.
    Что касается столицы, то это - государство для избранных в государстве их содержащих, а потому тами льготы и надбавки... А финансы со всех регионов туда же стекаются - москвичи всю Россию скупили. У нас, когда такси в городе заказываешь, например, спрашивают, из какого города. То же и с лекарствам. ДУКи тоже все москвичам принадлежат. Так что в регионах-то нет копеек ни для "Детей войны", ни для другой поддержки пенсионеров. Все только на словах. А детям войны можно было бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте по Удостоверению сделать - не очень обременительно для бюджета страны, но пропиариться можно,

    Оценка статьи: 5

    • Нина Галай, Спасибо за отклик! Тем у нас, к великому сожалению, пруд пруди. Я вижу только, что становится хуже и хуже. Цены на продукты и лекарства взлетели в космос и что любопытно: что ни придумают - всё какие-нибудь гадости!