• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Владимир Рогоза Грандмастер

Почему в России в штат тюремной администрации входили православные священники?

Среди спецслужб и правоохранительных учреждений России традиционно наибольшее количество священников входило в штат тюремного ведомства. В начале XIX века эта практика получила нормативное закрепление. В мае 1831 года Комитетом министров была утверждена тюремная инструкция, содержащая главу «О церкви», которая подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов. В инструкции четко прослеживалось стремление государства объединить усилия тюремной администрации и священников в воспитании заключенных. Формально священники, дьяконы и псаломщики с этого времени входят в состав тюремной администрации, что было законодательно закреплено в 1887 году, когда их признали официальными должностными лицами аппарата управления мест лишения свободы. С этого времени в России появился самостоятельный институт тюремного духовенства.

Уже в 1911 году в 273 тюремных церквях и 77 церквях, расположенных при тюрьмах, служили 346 священников, 30 дьяконов и 208 псаломщиков. В исправительных арестантских отделениях имелось еще 40 церквей, которые обслуживали 44 священника, 4 дьякона и 30 псаломщиков.

В отдаленных районах страны тюремные церкви зачастую были единственными храмами в округе, поэтому их прихожанами становились и местные жители. В этом случае, для исключения нежелательных контактов арестантов с посторонними лицами и предотвращения побегов применялись меры, закрепленные специальной инструкцией. Предусматривалась выдача прихожанам именных разрешений (билетов) за подписью и печатью начальника тюрьмы на разовое или постоянное посещение церкви. Заключенные во время богослужений отделялись от остальных прихожан глухой перегородкой или железной решеткой. Когда в церкви кроме заключенных находились только служащие тюрьмы и их семьи, ограничивались устройством барьера или широкого свободного пространства. Обязательно в церкви выставлялся наряд тюремной стражи.

Для религиозно-нравственного воздействия на заключенных использовались не только возможности священнослужителей, но и значительного количества попечительных и патронажных организаций, которым разрешалось работать в местах заключения. На 1 января 1909 г. таковых было более 50. Члены этих организаций проводили в тюрьмах религиозные чтения, снабжали тюремные библиотеки и заключенных религиозной литературой. Так, только представитель Общества попечительного о тюрьмах И. Р. Каргель с 1896 по 1908 гг. посетил места заключения 603 раза и раздал 67780 экземпляров Нового Завета. От попечительных организаций в тюремное ведомство поступали значительные денежные суммы, которые расходовались на церковные нужды и дополнительные выплаты духовенству. Только в 1908 г. на эти цели поступило более 105 тыс. рублей.

Заметное место в воспитательном воздействии на заключенных отводилось тюремным библиотекам. Было определено, что «содержание библиотек с подбором книг духовно-религиозного содержания, организация чтений и устройство духовно-нравственных бесед возлагается на тюремных священников». Зачастую тюремные библиотеки обладали значительным книжным фондом. Так, в библиотеке Александровской каторжной тюрьмы, которой заведовал священник Писарев, в 1909 г. насчитывалось более 4,5 тыс. томов. На приобретение книг в этой тюрьме ежегодно выделялось до 300 рублей из экономических сумм.

Стараниями тюремного духовенства создавались школы для малолетних заключенных и детей стражников. Священники не только заведовали этими школами, но и преподавали в них ряд предметов, в первую очередь — Закон Божий.

Тюремное духовенство активно привлекалось для воспитания у тюремной стражи ревностного отношения к исполнению должностных обязанностей. Для этого использовались различные методы. Так, сложилась практика чествования «юбилеев службы», когда отмечалось 20, 25, 30 и т. д. лет беспорочной службы офицеров, чиновников и нижних чинов стражи. Традиционно празднование начиналось в тюремной церкви, где служили молебен, затем священник выступал с «благодарственным словом» в честь юбиляра. В подарок юбиляру, как правило, преподносилась икона или складень. Такие торжества проходили при большом стечении народа. Зачастую на чествовании заслуженных нижних чинов присутствовали высокопоставленные представители тюремного ведомства, губернской и уездной администраций, епископата. Сообщения о таких празднованиях печатали в местной прессе и журнале «Тюремный вестник».

Роль православного духовенства в тюрьмах постоянно возрастала. В соответствии с инструкцией от 28 декабря 1915 г. священники становились членами тюремного совещания по вопросам внутреннего распорядка. Инструкция предписывала общие молитвы заключенных утром, вечером, перед обедом и ужином. Она определяла целью воспитательного воздействия на заключенных «внушение правильных понятий о религии и об общих гражданских обязанностях, требующих преданности Престолу и Отечеству и почитания соответствующим законам и властям».

Деятельность тюремного духовенства находилась под контролем священноначалия. Члены Синода, митрополиты и епископы часто посещали места заключения, проводили богослужения, читали проповеди, вникали в нужды тюремных церквей. Так, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний не только ежегодно посещал места заключения, но и выступал на страницах Тюремного вестника по проблемам религиозного просвещения в тюрьмах.

Православная церковь не только активно работала в местах заключения, но и сама оказалась включенной в систему учреждений исполнения наказаний. Система церковных наказаний, сложившихся России, варьировалась от церковного покаяния, законодательно установленного еще Петром I, до пожизненного содержания в монастырской тюрьме, куда можно было попасть, не побывав под судом и следствием. По решению императора или Синода для заключения под стражу мог быть использован любой монастырь.

Зачастую заключение в монастырской тюрьме отличалось крайней жестокостью, т.к. власть игумена не только над узниками, но и над стражниками была практически бесконтрольна. Так, тюремная инструкция Спасо-Евфимьевского монастыря, разработанная в 1855 г., предусматривала, что «в совершенном подчинении архимандриту состоят смотритель арестантского отделения, военная стража и служители». Ему принадлежит право налагать на заключенных различные наказания, в том числе — ограничивать пищу хлебом и водой, заковывать в кандалы. Причем по срокам такие наказания не ограничивались.

В наши дни вернулись к практике активной деятельности православного духовенства в местах лишения свободы. Хочется верить, что это поможет хотя бы части заключенных встать на путь исправления.

Статья опубликована в выпуске 28.01.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Понамарчук Читатель 6 февраля 2008 в 20:50 отредактирован 20 мая 2018 в 16:55 Сообщить модератору

    Интересные факты, интересная тема...

    В наши дни вернулись к практике активной деятельности православного духовенства в местах лишения свободы. Хочется верить, что это поможет хотя бы части заключенных встать на путь исправления.

    Кажется мне, что игра не стоит свеч - жаждущий из-под земли достанет, а равнодушный и разжеванного не проглотит.
    А хотя... ещё есть балансирующие - им катализатор не повредит. Но... церковь ли тот катализатор?

    Справедливо говорят - хроший ответ вопросов не убавляет, а совсем наоборот.

    Хорошо у вас получилось...

    А уменя всплыло в памяти "Воскресение" Толстого Л.Н.

    Оценка статьи: 5