• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Татьяна Морозова Мастер

Нужен ли третейский суд для спорных территорий?

Третейский суд — древнейшее изобретение человечества в разрешении различных споров. Приоритетом в таком разбирательстве, как правило, являлось договорное начало. Сегодня в мире почти в каждом крупном государстве созданы третейские суды на постоянной основе — арбитраж третьего лица, к которому обращаются спорящие стороны, которому доверяют и соглашаются подчиняться его решению. Такие суды популярны и успешно действуют в США, Англии, России, Франции, Австрии, Швеции и других государствах.

Третейские суды создаются не только постоянно действующими, но и решающими конкретные споры. Некоторые из них, такие как Лондонский Международный арбитражный суд, Американская арбитражная ассоциация, Международный Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Третейский суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — всемирно признанные, уважаемые организации.

В декабре 2007 года в России был создан Третейский суд по Правам Человека. Судьями в нём выступают известные адвокаты, деятели науки, культуры, спорта, правозащитных организаций и других сообществ. В структуру этого третейского суда входят несколько коллегий и в их числе: по межэтническим и межкультурным спорам, по защите чести и достоинства, по спорам гражданским, финансово-экономическим, общественным и политическим. Есть в этой организации, учреждённой Общероссийским общественным движением «За права человека», и примирительные комиссии.

Как показал недавний инцидент в Грузии с многочисленными жертвами и разрушениями, самыми опасными для существования человечества продолжают оставаться территориальные споры, в которые включаются государства, обладающие ядерным оружием и претендующие на мировое господство. Совет Безопасности ООН, на который по уставу организации наций возлагается главная ответственность за поддержание мира и решения которого принимаются на основе принципа единогласия, не справляется с функциями мирного урегулирования территориальных споров между государствами.

Состояние неопределённости в решении таких споров, связанных с целостностью государств, всегда может подтолкнуть одну из сторон к планированию применения силы, что и произошло в Южной Осетии. Если бы существовал международный арбитраж с независимыми судьями и экспертами, решения которого спорящие стороны и всё мировое сообщество обязаны были исполнять, в том числе признание новых независимых государств, нации находились бы в относительной безопасности.

Ещё во времена рабовладельческой демократии некоторые правители древних государств предлагали прекратить войны и решать территориальные споры третейским судом, а при отказе одной из сторон применяли к ней силовое воздействие. Перекраивались территории не только военными действиями, но и полюбовно, правителями. Время от времени на оккупированных землях вспыхивали восстания, и начинались освободительные войны. После завоевания Наполеоном Испании взбунтовались её колонии в Южной Америке, требуя для себя независимости. Возглавлял эту борьбу Симон Боливар, чьим именем была названа Республика Боливия.

С падением Наполеона некоторые европейские монархи собрались оказать помощь испанскому королю в подавлении восстания, но президент США Монро пригрозил, что, если они вмешаются, то им придётся воевать с Соединёнными Штатами. Эта угроза, известная, как «доктрина Монро», фактически длительное время охраняла южноамериканские республики, и к 1830 году они полностью освободились от европейского господства.

Защита малых наций сильными державами создаёт риск глобального военного конфликта, избежать которого удаётся далеко не всегда. Первая мировая война началась со взятия Россией и Францией под защиту Сербии от агрессии Австро-Венгрии после Сараевского убийства наследника трона, и постепенно в неё втянулись тридцать восемь государств. Мировое побоище продолжалось более четырёх лет, забрав жизни десяти миллионов военнослужащих и тринадцати миллионов гражданских лиц.

Разбирательство в третейском международном суде споров по самоопределению наций, отторжению территорий, нарушению целостности государств, ликвидации автономий с привлечением независимых экспертов и юристов позволило бы разрешать их без оружия, сохраняя человеческие жизни и не разрушая варварски города.

Статья опубликована в выпуске 13.10.2008
Обновлено 27.03.2019

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: