• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Павел Ткаченко Профессионал

Как правильно выбрать нотариуса?

Для человека, который обращается за совершением нотариальных действий нечасто, выбор нотариуса (и даже просто физический поиск нотариальных контор) является вопросом сложным. Но к решению данного вопроса, как и ко многим другим, можно подойти с точки зрения потребностей клиентов.

В чем заключаются потребности клиентов нотариуса? В совершении нотариального действия, разумеется. И все? Наверное, нет. Не в последнюю очередь имеют значение цена и продолжительность совершения действия. И если первый фактор более или менее унифицирован (установленными законом минимальными ценами, да и высокой конкурентностью нотариального рынка), то второй — продолжительность, уже можно использовать как способ дифференциации одного нотариуса от другого.

От чего зависит продолжительность совершения нотариального действия? В первую очередь от типа этого самого действия. Заверить договор купли-продажи — всегда дольше, чем засвидетельствовать копию документа. Но все зависит еще от естественной расторопности персонала нотариуса, да и самого нотариуса, наличия технических возможностей для оперативного выполнения действий, достаточного количества персонала конторы, а также, что немаловажно — умения нотариуса планировать свое время и готовности работать по предварительной записи.

А что еще важно клиентам? Тут следует вспомнить, что нотариус все-таки оказывает услуги клиентам, а значит — можно вспоминать все те требования, которые мы обычно предъявляем к сфере услуг. А именно — удобство расположения «точки оказания услуг», удобный график работы, вежливый и профессиональный персонал, техническая оснащенность офиса, возможность расчета не только наличными, но и по безналу, а также с использованием пластиковых карточек. Это, так сказать, базовые «сервисные» требования.

А если пойти дальше? Тогда вспомним и о том, насколько нотариус готов гибко подходить к потребностям клиентов, причем не только базовым, но и общечеловеческим. Мягкий диван в офисе уже стал обязательным предметом интерьера, призванным облегчить клиенту неизбежные минуты ожидания, так же, как и обязательный набор журналов для клиентов.

Но вот многие ли способны предложить клиентам напитки, телевизор, бесплатный беспроводной интернет, а иногда — и банальную туалетную комнату для посетителей? А если пойти дальше — у всех ли офис достаточной площади, чтобы клиентам было не просто где расположиться, но с комфортом расположиться? У всех ли достаточно помещений для проведения переговоров, проведения расчетов и проверки подлинности передаваемых банкнот?

Какие еще дополнительные услуги клиенты могут получить, вынужденно проводя минуты (а иногда, в сложных случаях, и часы) в нотариальной конторе? Многие ли нотариусы считают необходимым об этом задумываться?

Ну и, наконец, можно вспомнить о таких важных вещах «экономики эмоций», как впечатление от пребывания у нотариуса и желание приходить снова. Это невозможно запрограммировать — это либо есть, либо его нет. И невозможно перечислить все факторы, влияющие на это впечатление, так как большинство из них — нематериальны. Но именно они в большинстве своем определяют, куда клиент обратится повторно — к уже знакомому нотариусу или пойдет искать другого…

Тут важно отношение. Отношение нотариуса к самому себе, в первую очередь. Если нотариус воспринимает себя как самую важную «деталь» своей конторы — то и его ожидания от клиентов, и поведение, а в конечном итоге впечатления клиентов будут соответствующими.

А вот если нотариус рассматривает свою работу как возможность помочь своим клиентам решить их проблемы (т.е. ориентирован на служение людям) — тогда и результат будет однозначно другим. И персонал к себе он подберет под стать: не гламурных девиц с вселенским самомнением, а трудолюбивых и приветливых помощников. И всю бизнес-модель выстроит соответственно.

И немаловажную роль играет отношение нотариуса к своей работе.

Если для него нотариат — это признак статуса, то не ждите от него приветливости. Нотариус — царь и бог, и клиенты нужны, как подданные королю, для подтверждения своего высокого статуса.

Если нотариат — способ заработать денег — то отношение будет, как в недорогом супермаркете: все по-деловому, без излишеств и без особых эмоций.

А вот если нотариат — любимое дело и возможность встречаться с новыми и интересными людьми, помогать им в их жизни и бизнесе, тогда клиентам в такой конторе будет тепло и уютно. Как дома, только лучше.

Статья опубликована в выпуске 12.04.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ребята, я чего-то не понимаю? В США стать нотариусом может любой: заплати стошку в ситихолл, получай лицензию и заверяй себе на здоровье. Я сама уже лет двадцать нотариус - обновляю лицензию и страховку (на случай нотариальной ошибки - с ней море по колено) каждые 4 года. Что на мой взгляд неправильно построено в России: пресловутое "копия верна". А кто это сказал? Нотариус? А ок кто: почерковед, криминалист, эксперт по подделкам? Какое у него образование, чтобы судить подделка это или верная копия? У нас верность или неверность копии может дать только криминалистическая лаборатория. И это правильно, товарищи. Даже самая пронырливая тетя Фрося с дипломом юриста и лицензией нотариуса вот так с первого взгляда не имеет ни права, ни знаний шлепать штампиком "копия верна". Как это решается в США? Приходит ко мне в офис человек и говорит, что он - магараджа Индии. Я приведу его к присяге , заставлю поставить подпись ( в случаях с завещаниями и некоторых других - беру двух свидетлей к присяге и подписи) и заверяю: такой-то подписавшийся по его заявлению является магараджей Индии. Мой штамп и печать. Все. Человек приносит мне заверить копию: я привожу его к присяге и подписи, что копия, представленная мне верна с его слов. Пусть он пока живет, да? Но если он солгал мне под присягой, мало ему не покажется, если его ложь раскроется когда-то, а с меня - трын трава. Был у меня звонок чокнутый среди ночи: ответтье Приморью, ответтье Приморью! - Доверенность на распоряжение всем (генеральная диспозиция) мною когда-то была заверена. Ну не идиоты ли? Это хорошо, что я звонки офисные всегда переводила на домашний тел. Хорошо, что я клиента помню в морду и в фамилию - ну, подтвердила я им по телефону, что типа да, заверяла я такое дело. Успокоила я власти Приморья, хотя на моем месте мог бы быть любой ловкач-пройдоха. Вывод: институт нотариата в РФ построен изначально неправильно. Нотариат РФ не имеет компетенции работать в режиме правда-неправда. Для этого есть следаки и кримы, эксперты...В сфере покупки-продажи недвижимки у нас в клоузинге занято как минимум человек по 6-7 с каждой стороны. Это - спецы по недвижке. Что делает нотариус? Заверяет ИХ заявления под присягой, но сам нотариус права голоса не имеет. И это чисто и прозрачно, честно и правильно.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 апреля 2010 в 14:13 отредактирован 15 апреля 2010 в 16:05 Сообщить модератору

      Лаура Ли, "У нас верность или неверность копии может дать только криминалистическая лаборатория." - а у нас нотариус в случае простых копий документов смотрит только значимые вещи - ФИО, номера, другие цифры. Вспомните, до ксерокопий всё это просто на машинке печатали. А то и сам делает копию и заверяет, что она верна.
      Что касается звонков - по доверенности, заверенной нотариусом, никто ничего не сделает, пока не уточнит у нотариуса, делал ли он эту доверенность. Техника такова, что бланки, подписи и печати любые подделывают.
      С заверением подписи тоже всё просто. Нотариус видит, как человек поставил подпись, и удостоверяет это.

      Никакие присяги и заявления для нотариуса не нужны, он с этим связываться не будет, такие вещи определяются только в суде. Вот там и экспертизы, и прочее. Нотариус - это просто человек с лицензией, по которой государство ему верит, что он не ловкач-пройдоха.

      • Марианна Власова, Техника такова, что бланки, подписи и печати любые подделывают.
        читать дальше →

        • читать дальше →

  • Мне чаще приходилось сталкиваться с нотариусами по работе (и не только). Ничего подобного, как то: напитки, телевизор, а уж про интернет и туалетную комнату и говорить нечего, я не встречала. Чаще всего муторное ожидание своей очереди в узком коридорчике и пара-тройка старых журналов. Хотя, кто знает, может быть я ходила по "дешевым нотариусам"?

    Оценка статьи: 5

    • Каролина Динкелакер, тема статьи (в более развернутом виде) - это моя магистерская работа на программе МБА. Поэтому (какое-никакое) исследование вопроса проводил. И за 10 лет работы юристом, и за 5 лет руководства нотариальной конторой (неофициально, разумеется).

      Думаю, многое зависит от ситуации в конкретном нотариальном округе. Донецкий (а в данном случае статья написана на понимании именно этого нотариального округа) уже начинает давать сервис начального уровня (хотя до совершенства еще далеко). Но я знаю достаточно примеров даже в Донецке, близких к описанным вами. Я молчу о районных нотариальных конторах в сельской местности - там все намного "прикольнее" - я наверное напишу статью о курьезах с нотариусами. То-то посмеемся

      Ну и насчет "дешевизны" Я в отношении нотариусов предпочитаю употреблять это слово на в отношении цены, а как отражение личности самого человека, ставшего нотариусом. Если человек - Человек, то не имеют значения цены на его услуги - вы (или какие-то другие клиенты) все-равно будете обслужены на достойном уровне. Если же нотариус "дешевый" - то вас может разочаровать все, и в том числе высокая цена (не соответствующая качеству оказанной услуги!).

      Оценка статьи: 5