• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Сергей Петров Профессионал

Какая нужна военная реформа?

В последнее время газеты уделяет немало внимания проблемам военной реформы. Несмотря на актуальность, создание дорогостоящей профессиональной армии в России представляется довольно туманной перспективой. Очевидно, что военные расходы лягут непомерным бременем на бюджет. Но, на мой взгляд, можно несколько изменить существующую организацию армии, или как говорят сейчас, гуманизировать военную службу. Для этого нужно не только сокращение сроков службы, о котором уже давно говорят.

Кто придумал эту систему, когда восемнадцатилетних юношей отрывают от родных мест, лишая последней духовной опоры? Они служат в сотнях и даже тысячах километрах от родных мест. В приснопамятное советское время были даже такие факты, когда восемнадцатилетие отмечали в поезде, по дороге в воинскую часть. Оправдано ли такое насилие по отношению к юношам? Что заставляет государство спешить, забирая в армию вчерашних школьников, по сути, детей. Не пора ли отказаться от этого психологического оружия подавления и устрашения, доставшееся в наследство от тоталитарного режима?

Жизнь неспешна, даже медлительна. Ей некуда торопиться. Она не терпит резких скачков.
Призыв в армию должен быть обоснован особенностями возрастной психологии. Что говорят психологи по этому поводу? Например, астролог (и психолог) Григорий Кваша так пишет о юношеском возрасте: «Если любовь не реализуется, то она сублимируется, как доказал Фрейд. И потому можно лишь поражаться упорству военных начальников, которые стремятся 18-летних юношей, в самом пике этого возраста, отгородить от женской половины человечества. Это самый короткий путь к садизму и прочим прелестям сублимации — у нас её называют дедовщиной».

Интересны взгляды психолога Лууле Виилма. Есть потребность и есть её противоположность — обязанность. Обязанность отнимает свободу и превращает в раба. Обязанность является принуждением, которое вызывает сопротивление и протест. С этой позиции защита Родины должна бы быть не моей обязанностью, а моей потребностью. Появление такой потребности свидетельствует о социальной зрелости человека. А таковая наступает после 20 лет. Не случайно в Америке совершеннолетие признано в 21 год. Следовательно, возраст совершеннолетия тоже нужно привести в соответствие с нормами психологии и физиологии. А в 18 лет у человека кроме потребности продолжить образование, есть ещё одна хорошая потребность — быть оставленным в покое.
Забирая в армию под страхом наказания, по принуждению, у всякого нормального человека отбивают охоту что-либо делать. Неизбежно возникает реакция неприятия. По сути дела закон о всеобщей воинской обязанности на корню душит прекрасную мужскую потребность — быть защитником.

Было бы наивно полагать, что армию можно укомплектовать на добровольной основе. Но нужен компромисс между принуждением и доброй волей. Таким компромиссом и является повышение призывного возраста. Молодой человек а) сосредоточится (а это нужно в казарменной обстановке), б) приобретёт определённый жизненный опыт, в) приобретёт чувство собственного достоинства. И, наконец, он свыкнется с мыслью, что нужно служить и фактически пойдёт добровольно. А в 18 лет пусть служат добровольцы.

Что касается альтернативной службы, то мы прошли через систему принудительного труда. Можно себе представить, каково будет качество этого труда. Да и как доказать, что религиозные или иные убеждения противоречат военной службе. На мой взгляд, альтернативная служба нужна тем, кто в силу особенностей своей личности не может находиться в казарменной обстановке или кому нельзя доверять оружие. Такие люди есть. Да и призывной возраст нужно использовать максимально. Вспомним легендарного Илью Муромца. В наше время ему бы просто дали военный билет и признали негодным к военной службе. А ведь он стал настоящим воином.

Если будут уравновешены интересы личности и государства, то не будет уклоняющихся от службы. А создание профессиональной армии в России при её обширности территории и протяжённости границ задача довольно проблематичная.

Статья опубликована в выпуске 7.03.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Намеренно не поставил 1, ибо жизнь там и здесь - это почти что разные планеты (просто бывал). И сравнивать нас можно, например, с некоторыми странами Арабского Востока - максимум. Но и там армия крепка духом. Наша же изменила главной своей традиции (в статье не упомянуто) - слаба уже и маневром...

    Оценка статьи: 2

  • Совсем ничего не понял. Так что же вы предлагаете? Только изменить возрастные границы призыва. И всё!? В этом и будет заключаться "нужная военная реформа"?
    По-моему этого совсем недостаточно.

    Оценка статьи: 2

  • Простите великодушно, но бред полный. И на собственный вопрос не ответили и тему не раскрыли. А рассуждения о наследии тоталитарного режима, проявляющегося в "бесчестном отрывании юнышей от дома" бедненьких и несчастненьких, так вобще кошмар. В конце концов, отрывать именно в детско-юнешеском возрасте от дома (От мамочек, а иногда и папочек с их практической невозможностью воспитать и постоянным сюсюканьем, а так же превозношением собственного дитяти над всем сущим) придумали в далекой древности. И к сожалению, ничего лучше еще не придумали. А с точки зрения государства их выгодно оставить именно при мамочках, так у них свое мнение меньбше шансов имеет сформирвоаться и ими легче управлять. А вот с точки зрения общества обще самым эфффективным видом воспитания являются интернатный метод. Не в том виде, как в России себе все интернаты представляют, а в виде обучения и жилья в отрыве от родителей, которые редко обладают настолько больгшими знаниями в психологии, педагогике и целях общества, что бы воспитать перспективную личность. обычно воспитывается свое собственное подобие, да и то не всегда. Добавьте к этому занятость родителей и их желанием пожить самом. В общем, видать, автору невдомек, что есть мальчики, которые только в армии узнают, что обувь нужно мыть, пастель менять раз в неделю, а воротнички стирать каждый день. Что кроме ложки есть еще приборы и т.д.
    а еще много пролиставшему психологов автору так же нев домек, что целью общества явлется вовсе не потакание стремлением мальчиков соедениться с девочками когда им того хочется, а научить этих мальчиков контролировать свои эмоции, а заодно и воспитать отношение к женщине, как к чему то редкому и ценному. Впрочем, согласен, что и армия сейчас этого не дает.