• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Дебютант

Как стать грамотным потребителем?

Афоризм в тему: «Продавцу — язык, покупателю — глаза».

Проблема товарного дефицита, слава Богу, ушла в прошлое. Сейчас — были бы деньги — купить можно практически все, что угодно. Вот только все чаще приходится сталкиваться с другой проблемой — качества товаров. На каждом шагу слышишь истории о приобретении неработающей техники, несъедобных продуктов и т. п. Как уберечь себя от брака и заведомого обмана?

Правило первое. Чтобы защищать свои права — нужно их знать. В любом книжном магазине, в отделе юридической литературы можно приобрести дешевую брошюру, содержащую закон «О защите прав потребителей». Прочтите — и будете защищены. Рекомендации, помогающие застраховаться от покупки некачественного товара, очень просты и всем известны, но, увы, люди часто о них забывают.

Правило второе. Не стесняйтесь интересоваться качеством товара, требуйте показать сертификат соответствия. Сохраняйте чек — именно эта крохотная бумажка станет основным документом, который поможет «разрулить» возникшую проблему. Иначе продавец вас просто «не узнает»!

Правило третье. Испорченные консервы, скисшее молоко, «пустой» внутри хлеб — наверняка, вам хоть раз приходилось с этим сталкиваться. Согласно законодательству, продукты ненадлежащего качества у вас обязаны принять обратно и вернуть деньги. Кроме того:
 — всегда проверяйте на упаковке срок годности. Недобросовестные продавцы часто пытаются выдать его за дату выпуска.
 — не берите стеклянные консервы с неплотно прилегающей или вздутой крышкой — это так называемый «бомбаж»!
 — не покупайте консервы в помятых банках, внутреннее покрытие у них может быть повреждено, и тогда в продукт проникают вредные вещества.
 — остерегайтесь магазинов, где не соблюдены условия расстановки — на одной полке расположены пирожные и селедка, фрукты и окорочка.

Правило четвертое. Не забывайте о гарантиях. Это касается покупки бытовой техники, сотовых телефонов и прочих полезных, и, кроме того, дорогостоящих вещей.
 — тщательно проверяйте правильность оформления гарантийного талона. Он должен содержать полное наименование фирмы, магазина, ЧП и т. п.; печать; реальные номера изделия, сертификата соответствия.
 — не выбрасывайте до истечения гарантийного срока заводскую упаковку.
 — не стесняйтесь проверять инструкцию, она должна содержать текст на русском языке.
 — найдите на упаковке или в инструкции пометку о гарантийном сроке завода-изготовителя. Продавец не имеет права снижать этот срок.
Если в течение гарантийного срока потребитель обнаружит ненадлежащее качество, он имеет право на уменьшение покупной цены товара, бесплатный ремонт, замену или расторжение сделки (то есть — возврат денег). Чаще всего, потребителя устраивают два последних варианта. Если же, несмотря ни на что, продавец отказывается, вы должны составить претензию — сами или с помощью общества по защите прав потребителей и отнести ее по месту покупки, желательно прихватить с собою свидетеля. Юридическое лицо получает ответ на претензию через 10 дней, частное — через месяц. В 80% случаев потребитель выходит победителем уже на этой стадии, не доводя дело до суда.

Правило пятое. Не экономим на детях. Детские вещи и игрушки следует покупать очень бдительно, непременно спрашивать сертификат. Кожа ребенка очень нежная, кроме того, даже подросшие дети любят брать все вещи в рот. Это не значит, что от некачественной одежды или игрушек малышу сразу станет плохо. Нет, процесс накапливания вредных веществ в организме идет долго и медленно, но рано или поздно даст о себе знать!
Не покупайте игрушку ребенку, если:
 — она окрашена «поверху». Такая краска легко отстает при нажатии пальцем или ногтем.
 — имеет сильный запах, это, значит, что происходит выделение из нее химических веществ.
 — детали плохо обработаны, например, пластмасса «оплывшая» или имеет «заусеницы».

И наконец:
Особенно осторожно следует приобретать вещи на рынках. Фирменная одежда или обувь не может стоить в 2−3 раза дешевле, чем в других местах. Скорее всего, это подделка. Они, кстати, встречаются и в крупных магазинах. Но на рынке вам не дадут чека, разве что товарный, заверенный администрацией, впрочем, их имеет на руках редкий продавец. Так что в случае «прокола» призвать к ответу вы никого не сможете. Поэтому, постарайтесь соблюсти хотя бы элементарные правила:
 — проверьте пуговицы, молнии, швы;
 — чем больше на одежде ярлыков, наклеек, этикеток, тем вероятнее, что вещь — от хорошего производителя;
 — не поддавайтесь на уговоры типа «разносится», «растянется», «утопчется». Скорее всего, ничего подобного не произойдет!
 — если это возможно — не покупайте вещи с прилавка, попросите запакованную, только не забудьте осмотреть ее.
 — сомневаетесь — не покупайте.

Удачи у прилавка!

Статья опубликована в выпуске 13.04.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Полезная статья, спасибо!

  • Да про хранение упаковки весь гарантийный срок это вы загнули, за последние 2 года мы купили кучу техники, а квартирка малепусенькая, это я всю комнату завалю упаковкой. И вообще это выдумки продавцов, в брошюрке по правам потребителей нет таких условий. Ну а законы конечно лучше знать и отстаивать свои интересы тогда и продавцы лишний раз не будут брак впихивать

    Оценка статьи: 4

  • "...брошюру, содержащую закон «О защите прав потребителей». Прочтите – и будете защищены."
    Вот в этом я сильно сомневаюсь! Прочесть можно, однако у всех нас своя работа, свои дела, заботы, которые занимают наши мысли. И при походе в магазин за товаром вряд ли кто запасется такой брошюрой. А помнить все невозможно, даже то, что написано в статье. Продавцы же, как правило, профессионально впаривают, и дома после неудачной покупки чувствуешь себя в идиотском положении. В спокойной обстановке видишь все свои просчеты, а потом опять попадаешься.
    Статья полезная, хорошо это все бы запомнить. И также научиться бы не реагировать на впаривание, какие-нибудь бы четкие психологические установки на контакт со слишком назойливыми продавцами бракованного товара.
    И еще одна странная вещь. В книжных магазинах новые правила. Бракованную книгу нельзя вернуть, даже при наличии товарного чека.
    Продавцы предлагают сразу на месте выявлять брак. А потом претензии не принимаются. Кто это придумал? Книги не дешевы.

    • Хорошая статья. Спасиба
      Лидия Пейч насчет что у всех дела и свои заботы - сказано с ленью!
      Основные прова потребителей меняются не часто, можно хотябы один раз уделить внимание, ничего сложного в этом нет. А перед покупкой просто хорошенько подумайте еще раз.

      Оценка статьи: 4

  • Иван Иванов Читатель 14 апреля 2007 в 13:43 отредактирован 20 мая 2018 в 17:07 Сообщить модератору
    Вырезано цензурой

    Статья идиотская и для идиотов. Начав со лжи (это после падения производства всего и в разы дефицит миновал, почему-то он не миновал мой холодильник), автор задаёт ложные ориентиры. У нормального человека не хватит всей жизни, что бы со всеми судиться и бороться. Но я даже не об этом. Если что-то сгнило по дороге, то это ещё можно заметить. А вот если я окажусь в реанимации, мне в какое общество обращаться? Может мне заранее проверять производства, технологии и объемы денежных средств потраченных на закупку санитарных книжек? Автора не волнуют, что ресурсы превращаются в дерьмо. (По принципу: не нравится - не ешь) Это как раз те самые ресурсы, которых не хватает нашим холодильникам. Дерьмо производить легче и завозить дешевле, что и говорить. А я не санэпидемстанция и агентуры у меня нет. А вот раньше почему-то продукты все были хорошие. Какое-то неизвестное явление природы. Опять же: я - грамотный потребитель, а все вокруг пусть травятся. Повышение грамотности ничего не даёт. Везде поспеть нельзя! Что ещё за народный контроль в свободное время? Сию секунду производится куча того самого для всех. Это никого не волнует?

  • Очень нужная статья. Важно еще и обладать интуицией, я, например, всегда ее слушаю, и очень редко промахиваюсь с покупкой. Но бывает... А права нам просто необходимо знать, потому что, как правило, продавцы и менеджеры обладают "подвешенным языком" и могут так вас запутать, что вы действительно будете виноваты... А, зная свои права, вы четко можете ответить...

  • Насколько я знаю, упаковку нужно хранить 2 недели для воврата товара даже без объяснения причин. Но, к холодильникам это не относится. Их возвращать нельзя, только ремонтировать.

  • Действительно: век живи, век учись ... быть товароведом, и чем выше твой профессионализм в этом деле, тем лучше и веселее жить всей твоей семье. Вот в школе бы надо бы товароведение преподавать , ...вместо разбора нестандартных решений задач с использованием интегралов с переменным верхним пределом, может быть?

  • КАК СТАТЬ ГРАМОТНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ?

    Даже прочитав статью и все прилагающиеся к ней инструкции, никогда не убережешься от изъянов товара. Тебе буквально на каждом шагу пытаются всучить вещь которая с первого взглядя выглядит очень даже ничего. Но по приходу домой, ты так или иначе обнаруживаешь тот или иной изъян.
    надеятся надо только на себя!

  • Да, об этом надо помнить.

    Полезная статья. 5.

    Оценка статьи: 5

  • Казалось бы общеизвестные вещи, но тем не менее, всегда есть вероятность того, что можно попасть на не качественный товар, на не добросовестного продавца и т.д. И уж конечно, права потребителя знать совершенно не лишне.

    Оценка статьи: 4