• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Сергей Приходин Дебютант

Закон о цензуре в Интернете. В чём плюсы, а в чём минусы?

Закон о цензуре в Интернете — это не один, а совокупность законов, устанавливающих основания и условия закрытия определенных сайтов в сети Интернет. Основной в этом пакете ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вызвал жаркие споры в интернет-сообществе.

Gts, Shutterstock.com

С одной стороны, закон положительно направлен на ограждение детей от травмирующей психику продукции, с другой стороны, методы реализации у интернет-сообщества вызывают протест.

Рассмотрим поправки в ФЗ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ч. 1 ст. 14 закона теперь закреплено, что доступ к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», предоставляется провайдерами при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от негативной информации.

То есть любой договор на предоставление доступа в Интернет, заключенный не в письменной форме, автоматически предполагает возможность ограничения доступа в Интернет.

Что касается применяемых мер ограничения, то с техническими и программно-аппаратными средствами более или менее понятно, но что подразумевается под административными и организационными мерами, понятно с трудом.

Далее, согласно ч. 2 ст. 14 закона, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный как СМИ, должен содержать знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей. Это значит, что если на сайте из ста тысяч страниц есть один материал ограниченного пользования, то сайт должен быть помечен специальным знаком.

Остается открытым вопрос, должен ли помечаться каждый материал или сайт в целом.

Экспертиза информационной продукции проводится экспертами, аккредитованными уполномоченным органом. Эти эксперты и будут определять, содержит ли сайт запрещенные информационные материалы или нет. От этого будет во многом зависеть судьба спорного сайта.

Штраф за неприменение провайдерами мер по защите детей будет согласно ст. 6.17 КоАП РФ составлять вплоть до пятидесяти тысяч рублей.

Механизм закрытия сайтов содержится в данном ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно ч. 1 ст. 15.1 данного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, на которых имеется запрещенная информация, создается реестр таких сайтов.

Внесение в Реестр будет осуществляться преимущественно во внесудебном порядке, а в некоторых случаях по решению суда. Владельцы сайтов не лишены права судебного обжалования, и на это дается три месяца со дня принятия решения.

Механизм закрытия сайта работает так:

Хостинг-провайдер обязан в течение суток с момента включения сайта в Реестр проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта о необходимости удаления интернет-страницы с запрещенной информацией.

Владелец сайта в течение суток с момента получения от хостинг-провайдера уведомления обязан удалить данную страницу.

В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.

В случае непринятия мер хостинг-провайдером и владельцем сайта в сети Интернет, сетевой адрес сайта включается в Реестр.

Провайдеры России обязаны в течение суток с момента включения сетевого адреса сайта в сети Интернет в Реестр ограничить доступ к запрещенной информации.

Плюсы закона — это ограждение детей от порнографии, насилия, наркотиков.

Теперь о минусах закона. Закон никак не решает проблему чрезмерной и агрессивной рекламы, в том числе рекламы, ориентированной на детей, которая сильно влияет на психику ребенка.

Закон позволяет злоумышленникам (конкуренты и пр.) очень легко приводить к блокировке любые сайты, наполняемые пользователями и не имеющие премодерации, либо те, где премодерация и модерация слабая.

В этот разряд подпадают все социальные сети — (ВКонтакте, Одноклассники, Livejournal, Facebook), новостные сайты, в которых контент формируют сами пользователи (news2.ru, smi2.ru, newsland.ru), иные сайты, где пользователь имеет права на размещение материала, в частности Wikipedia.org.

Любое лицо может разместить на данных сайтах запрещенные информационные материалы в любом количестве, а после этого написать жалобу в уполномоченный государственный орган, который уже заблокирует сайт.

На снятие материала отводится одни сутки — это срок, в который админы большинства сайтов, вероятно, даже не успеют прочитать почту, так как не все каждый день в нее заходят, а если речь идет о сотнях или тысячах страниц, то срок нереален.

Еще одной проблемой может стать приостановление хостерами «плохих» аккаунтов, так как иметь проблемы с властями подобного рода хостеры вряд ли захотят. Им будет проще полностью закрыть аккаунт, чем выяснять и проверять, какие конкретно страницы подлежат удалению.

То есть — ради условной благой цели пострадают и невиновные. Конституционность таких действий еще предстоит выяснить…

Статья опубликована в выпуске 27.07.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: