• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Алдон Мехметов Мастер

Новая реформа российской науки - путь в никуда?

Правительство России решило реформировать Российскую академию наук и еще пять академий. Премьер-министр Д. Медведев заявил, что разработан соответствующий законопроект, который внесен на рассмотрение в Госдуму. Депутаты могут принять этот документ о реформе РАН до конца весенней сессии.

Galina Mikhalishina Shutterstock.com

Зачем понадобилась реформа?

По словам премьер-министра, грядущая реорганизация избавит РАН от ненужных функций. Ученые смогут заниматься наукой и исследованиями, а хозяйственными проблемами и управлением имуществом будет заниматься специальный орган. Д. Медведев отметил, что академическая наука должна координировать научную работу в России и оказывать государству экспертную поддержку по приоритетным направлениям.

Что следует ожидать после реформы?

В России существуют 6 академий. Три из них — бывшая РАН, академия медицинских наук (РАМН) и академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) — войдут в состав объединенной Российской академии наук. Вновь образованное ведомство должен возглавить нынешний президент РАН В. Фортов. Еще три академии (образования, художеств и архитектуры и строительных наук) будут переданы в ведение федеральных органов власти.

Для управления имуществом институтов РАН, согласно законопроекту, будет создано специальное ведомство. Глава Министерства образования и науки Д. Ливанов предложил условно назвать эту организацию Агентством научных институтов РАН.

Какова будущая судьба академических институтов?

Не все академические институты, находящиеся в составе РАН, РАМН и РАСХН, продолжат свою научную деятельность в составе новой Российской академии наук. Cудьба каждого решится по итогам проверки их работы.

В последующие 6 месяцев все бывшие академические институты будут разделены на три группы. В первую группу войдут институты, которые попадут в ведение Агентства. Вторая группа будет включать институты, которые отойдут в различные федеральные органы исполнительной власти (например, медицинские институты попадут в ведение Минздрава). Самая печальная участь грозит институтам, попавшим в третью группу. Скорее всего, они будут реорганизованы, слиты или закрыты.

Что будет с академиками?

Все действительные академики и члены-корреспонденты станут автоматически академиками новой РАН, их стипендии будут существенно повышены аж до 100 тысяч в месяц! Это потребует от государства дополнительных финансовых вливаний во вновь создаваемую научную структуру. Правительство упразднит звание членов-корреспондентов. Последующие три года выборы новых академиков РАН производиться не будут.

К чему такая спешка?

Мнение министра Минобрнауки. Господин Д. Ливанов заявил: «В целом система организации работы ученых Российской академии наук не является современной, не является эффективной, не соответствует мировым стандартам. И ответственность за это несет само руководство академии наук. Мы готовы вместе с научным сообществом и руководством академии наук вместе обсуждать и принимать решения о том, как должна развивать наука в России».

Мнение президента РАН. Академик В. Фортов заявил, что для него известие о реформе РАН стало «большим сюрпризом». Он также сказал: «Мы разработали свой план реформы, включающий дебюрократизацию, упрощение многих процедур, и уже начали его двигать, а министерство разработало параллельную вещь. Я не понимаю, зачем это было делать в пожарном порядке».

Мнение политолога. Генеральный директор Центра политических исследований А. Мухин констатирует: «Начиная с 1991 года никаких прорывных достижений в науке не достигнуто. РАН имеет одни из самых низких научных показателей в мире: по публикациям научных статей российские ученые занимают 120-е место в списке из 145 стран. По среднему числу ссылок на одну российскую публикацию за 1996−2009 годы Россия находится на 77-м месте — сразу после Нигерии». И далее: «Неэффективная, не пользующаяся авторитетом в мировой науке, заполненная кадрами предпенсионного и пенсионного возраста, озабоченных лишь формальными показателями своих научных рейтингов, нынешняя Академия наук просто не может производить того продукта, ради которого она и существует — прорывных научных разработок. С учетом все большего отставания российской науки, причем в самых высокотехнологичных секторах, это становится уже вопросом национальной безопасности страны».

Мнение депутата Государственной думы. Оксана Дмитриева написала в своем блоге: «Реформа РАН, РАМН означает их ликвидацию и отъем имущества. Земли и дома отберут у ученых и отдадут *** Закон о реформировании РАН не только нельзя принимать, но надо требовать немедленной отставки министра образования и науки Р Ф Дмитрия Ливанова и экспертизу проекта на коррупцион».

Что думают ученые о скоротечной реформе РАН?

Естественно, что ученые, мнение которых о грядущей реформе «забыли спросить», негативно отреагировали на новый законопроект. Профсоюз работников Российской академии наук отправил телеграмму президенту Владимиру Путину с требованием обсудить реформу государственных академий. В частности, в телеграмме говорится: «Внесенный в правительство законопроект не обсуждался среди научной общественности и до сих пор не доступен ни на одном официальном сайте. Оценка высказываний министра и действия правительства РФ выдают намерения молниеносно уничтожить сложившуюся систему организации науки в России и сделать ситуацию необратимой. Это нанесет непоправимый ущерб российской науке и нашей Родине.

Требуем введения обсуждения законопроекта о реорганизации науки, представленного 27 июня правительству РФ, в нормальное русло с участием общественности, соблюдением законодательства и сроков при прохождении законопроекта в Государственной думе".

Информация к размышлению

Российская (Петербургская) академия наук была основана по указу Петра I от 28 января 1724 года. Академия была учреждена по образу западноевропейских академий, но, в отличие от автономных западных прототипов, наша академия была зависима от государства в большой степени.

Петр I основал Кунсткамеру — кабинет редкостей (в настоящее время — это музей антропологии и этнографии РАН) — первый музей России. Кунсткамера имеет уникальную коллекцию предметов старины, показывающих быт многих народов мира. В этом музее сосредоточена коллекция «уродцев», собранная собственноручно русским императором. Здание Кунсткамеры является символом Российской академии наук с начала XVIII века.

На базе Кунсткамеры были созданы несколько уникальных музеев, а впоследствии и институтов Российской академии наук. Одним из таких институтов является Зоологический институт РАН.

Кунсткамера и Зоологический институт — соседи. Они располагаются в красивейшем месте Санкт-Петербурга: на Стрелке Васильевского острова, откуда отрывается фантастический вид на набережные северной столицы.

Теперь представим себе, что исторические здания и земля, где располагаются академические учреждения, больше им не принадлежат. Если в чью-то горячую голову западет мысль, переместить «нафталиновые коллекции» и чудаков-ученых в какой-нибудь «медвежий угол» Ленинградской области, тогда откроется «блестящая возможность» использовать старые здания, а может быть, только землю, для крутого бизнеса. Земля в центре Питера очень дорогая!

Таким образом, все, что веками собиралось и создавалось, можно загубить одним махом ради сиюминутной выгоды.

А что думаете вы о реформе российской науки?

Статья опубликована в выпуске 5.07.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (66):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Академия - это собрание учёных. А РАН это собрание "организаторов науки" - директоров институтов, начальников отделов крупных институтов и прочих чиновников от науки. Сделать что-то в науке и занять в ней высокую должность - две совершенно разные задачи. Как когда-то сказал П. Капица "Лучший способ угробить науку - установить в ней высокие зарплаты. Через 5 лет все должности в ней будут заняты проходимцами". Что, по-моему, и случилось ещё в СССР, в котором было миллион учёных, а результативность науки была существенно ниже чем в США и др. западных странах, где учёных было в разы меньше. Так что реформировать РАН надо, в том числе и упразднять членкорство. Позорным примером для РАН навечно останется то факт, что Д. И. Менделеев, автор едва ли не единственного русского открытия безоговорочно признаваемого всем миром, так и не стал академиком, только членкором. Неплохо было бы и упразднить всякие стипендии и иные выплаты академикам "за погоны". В английской Королевской академи наук, академики ничего не получают, наоборот, сами платят символический членский взнос - 5 фунтов в год. Настоящему учёному большие деньги не нужны, в центре его жизни наука, а не материальные блага, хватает на нормальную жизнь и слава властям.

    • Анатолий Григорьев,
      Академия - это собрание учёных.

      Ах, какой пассаж! Вы не знаете, что Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. читать дальше →

      В России ученые лишены такой возможности. Если доктор наук выходит на пенсию, то она немногим отличается от минимальной социальной, или пенсии дворника. Задумайтесь об этом. Не стоит судить о том, что происходит в другой стране со своего кондачка.

      • Анатолий Григорьев Анатолий Григорьев Профессионал 6 июля 2013 в 11:15 отредактирован 6 июля 2013 в 11:16 Сообщить модератору

        Алдон Мехметов, спасибо за пространную цитату из устава РАН, но я её уже читал и прекрасно знаю, чем отличается написанное от реального. Равно знаю и как избираются различные научные начальники. Смею вас уверить: если освободилось скажем место начальника лаборатории и на него претендуют два человека - настоящий учёный с его "Ах, простите, извините." и практически полным незнанием хитросплетений интересов более высоких научных начальников и карьерист от науки, который разбирается во всём этом как в своих пятью пальцах, то шансов у учёного практически нет ("шансонетка" он). И чем выше должность тем круче ситуация. Как реально происходят выборы в академию наук можете почитать в книге члена-корреспондента этой академии И. Шкловского "Эшелон, невыдуманные рассказы" М. изд. "Новости" 1991 г., глава "Академические выборы".
        А слухи об огромных пенсиях украинских учёных сильно преувеличены. Я, проработав 37 лет в физическом институте (из них 9 лет в особо вредных условиях труда), правда, так и не продвинувшись особо по карьерной лестнице, получаю научную пенсию 2000 гривен (= 8000 руб). Не знаю сколько получают в России дворники, но моя российская знакомая, проработавшая всю жизнь кладовщицей на фабрике получает 10000 руб. Не стоит судить о том, что происходит там, где Вы никогда не были, со своего кондачка, да ещё и писать об этом в ШЖ.

  • Сами виноваты!
    Ручаюсь, что Вас не было в очереди к поясу богородицы. Не помолились как следует - получайте; богородица не станет помогать Вашей науке. Ей есть кому помогать...
    А если без шуток: мы же смолчали, когда попы полезли в школу, когда предложили детям изучать "альтернативную теорию" происхождения человека, когда в МИФИ появилась кафедра теологии, когда экспонаты музеев отдавались в церкви (хотя к иконам и зданиям, например,созданным до реформы Никона РПЦ не имеет отношения, а имеет отношение исключительно старообрядческая церковь). Вы молчите, глядя, как каналы телевидения заполняются религиозными и около-религиозными передачами, вытесняющими из голов людей научные представления о мире...
    Ну вот, дошла очередь до ликвидации и этого островка.

  • Почему в никуда? В ж...!

    Оценка статьи: 5

    • Сначала "сливали" ВУЗы, а теперь дело дошло до РАН. Кстати, недофинансированная наука и не могла работать на ять. И. Как сейчас "пригодились" низкие рейтинги российских ВУЗов и возрастная статистика профессуры! В 90-х началась расправа с наукой, а сейчас завершается.

  • Нафиг не нужна такая наука раз Протоны падают и Глонассы не работают! Нет результата - до свидания! На одного настоящего ученого десяток прихлебателей, которые денег хотят, да еще и работать не дают.

    Оценка статьи: 4

    • Владимир Морозов,

      потому что топтать науку стали не сейчас, а полтора десятка лет тому назад. Кто пошустрей, почувствовал это, и быстро свалил в забугорье, а кто остался не имеет достаточного финансирования, чтобы продолжить исследования. Поэтому и Протоны валятся и Глонассы взрываются. После уничтожения науки уже и взрываться будет нечему. Кирдык, одним словом! Добивай лежачего!

      • Алдон Мехметов, Но что-то же делать нужно! Как-то менять ситуацию! Хоть кто-то почесался, занялся вопросом. Может оно и в хорошую сторону повернется.

        Оценка статьи: 4

        • Владимир Морозов,
          Может оно и в хорошую сторону повернется

          Только не в этом варианте. Я согласен, что реформа нужна, но нельзя крушить все до основания. Надо сохранить преемственность и реформировать с учетом требований современности и глубоких национальных традиций. А так, что получается, молодежь с мозгами утекла на запад, старшее поколение пойдет на пенсию. Кто будет учить наших детей и внуков в ВУЗах и прививать им гордость за национальную науку, образование, культуру?

  • Уж больно забавно мне смотреть, как все завизжали: "Грабют! Имущество отнимают! Науку губят!"
    А что, в России еще есть наука? Давно уже ее, по моему, нет. Есть кучка академиков, старых пердунов, которые при кормушке. Молодежь рвет когти на Запад не только от безденежья, но и от невозможности продвинуться, от засилья старья. Может не случайно российская наука сейчас на 77 месте после Нигерии. До этого объявления о реформе вы что-то слышали о РАН, о ее борьбе за науку? Я лично не слышал, кроме как о шарлатане - академике Петрике. Зато я знаю массу институтов, которые посдавали свои здания и оборудование в аренду коммерческим фирмам и на этом жируют. Правда, не все, а в основном, начальство. А нам, дуракам, все лапшу на уши вешают, все старыми заслугами козыряют.

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 5 июля 2013 в 11:57 отредактирован 5 июля 2013 в 11:58 Сообщить модератору

      Анатоль Штейман, А нам, дуракам, все лапшу на уши вешают Если лично Вы не слышали о борьбе академиков РАН и ведущих профессоров России за науку, то это не значит, что этой борьбы, весьма кровавой, кстати, нет. Не судите, малоуважаемый, о том, о чем не имеете ни малейшего понятия.

    • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 5 июля 2013 в 17:19 отредактирован 5 июля 2013 в 17:23 Сообщить модератору

      Анатоль Штейман, "eсть кучка академиков, старых пердунов, которые при кормушке" Знакомое рассуждение. Вот так их, тех кто "шляпу надел" всех чохом в отбросы определим Именно так и мотивируют свои реформы борзые реформаторы.

      Реформы, конечно, России необходимы - отстала везде, где можно. Но подскажите мне увенчалась ли хотя бы одна из громко заявленных реформ успехом ? Автопром отреформировали, образование, судя по всему, тоже, авиацию, знаю не понаслышке, КАК отреформировали и несть числа реформам. А что, конкретно, улучшилось?

      Оценка статьи: 5

    • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 5 июля 2013 в 13:16 отредактирован 5 июля 2013 в 13:18 Сообщить модератору

      Анатоль Штейман, одномоментно такие дела не делаются. Отток в зарубежные научные центры молодых и перспективных ученых начался не сегодня, а позавчера. И тогда же родители тех самых "ботанов" (и словечко, заметьте, придумалось!) подсказали: езжай, тут тебе делать нечего! (И при чем здесь "старые пердуны", а?)

  • "Все, что веками собиралось и создавалось, можно загубить одним махом ради сиюминутной выгоды" Всё уже давно загублено. Сейчас делят последнее - имущество.

    Фундаментальная наука - весьма затратное удовольствие. Вкладывать в фундаментальную науку - это работать на отдалённую перспективу, окупится ли и когда именно - не известно.
    Российские же НИИ раполагают прекрасными земельными участками, зданиями (зачастую особняками сталинских времён, расположенными в центре крупных городов). Российские хапуги от власти давно на эти угодья глаз положили. Видно, настал час делёжки.

    Оценка статьи: 5

    • Алина Еремеева,
      Всё уже давно загублено. Сейчас делят последнее - имущество.

      Процесс гонения на ученых начался не вчера. Сначала стали вводить всякие ограничения, потом пошли массовые сокращения сотрудников из институтов. Сейчас настал момент - одним махом уничтожить все. А что будет предложено взамен? Становление науки в России происходило в течении столетий: возникали научные школы, традиции, преемственность. Если это все канет в Лету с грядущей реформой, то страна долго не сможет оправиться от такого потрясения. Реформу надо начинать не с запретов и изъятия имущества, а с переговоров с сотрудниками академий, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Но руководство РАН было проигнорировано, законопроект разработан на скорую руку, и Дума приняла его в первом чтении…

      • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 4 июля 2013 в 22:23 отредактирован 4 июля 2013 в 22:26 Сообщить модератору

        Алдон Мехметов, Вы совершенно верно вычленили главное - утеряна преемственность. Средний возраст научных сотрудников дажен озвучивать неловко. Зубры науки или уже ушли, или уходят, не передав своего опыта - некому. Экспериментальная база в упадке. Не хочу углубляться в детали, но даже рабочих квалифицированных нет (например, для изготовления моделей для трубных испытаний в аэрокосмической области). Разрушена научная школа. И это невосполнимые потери.
        Удел российской науки на данном этапе - бежать за уходящим поездом. Вопрос лишь в том, совсем отстанем или удастся вскочить в последний вагон.

        Оценка статьи: 5

        • Алина Еремеева,
          научные школы создаются десятилетиями, их живучесть - в преемственности. Если все будет порушено, никаких школ не останется. Вновь пришедшим придется начинать с "чистого листа". Дальше понятно. Если науку искоренят этой реформой, то бежать уже никуда не надо: поезд уйдет, а следующего придется "ждать" очень долго...

  • Дополнение к статье. 3 июля Госдума приняла в первом чтении проект закона о реформе РАН. Второе чтение состоится 5 июля. За принятие законопроекта проголосовало 234 депутата при 226 необходимых голосах. При этом Дума отказалась вносить законопроект о реформе РАН на всенародное обсуждение. Коммунисты, «Эсеры» и «Справедливая Россия» отказались голосовать за законопроект.

  • павел потрясаев Читатель 9 июля 2013 в 13:50 отредактирован 27 мая 2018 в 19:34 Сообщить модератору

    РАН со всеми ее академиками, НИИ, лабораториями и т.д. - сплошная потемкинская деревня, пустое место в мировой науке. В 1990 - 91гг. был на стажировке в США, работал в медцентре, пытался в местной библиотеке ( уже была компьютеризирована )найти статьи своего шефа-академика. Нашел одну, где он в соавторах ( 5 или 6 фамилий)по какой-то общей социально-медицинской тематике. По теме в которой я работал из советских и российских ученых никого нет в библиотеке! Хотя на родине полным-полно работенок. По возвращению в СССР, написал статью о результатах моей научной работы. Поставил свою фамилию первой. Что тут началось, да как я смел поперек батьки, сделался первым врагом. Никакие новые методики, разработки и идеи, привезенные мною из Америки академику, НИИ и лаборатории не потребовались. При СССР мы отставали в научном развитии, а уж сейчас мы находимся в пещере! И ничего уже не сделаешь. Чтобы создать хотя бы мало-мальски похожую лабораторию как в Америке нужна аппаратура и специалисты. Академики этим заниматься не будут (см. выше). Им пофиг. А вам предлагаю расслабиться. Если нужны научные данные - читайте иностранную литературу, если нужны новые способы и методы - читайте иностранную литературу, если нужны новые материалы, техника и т.д. - покупайте заграницей, если хотите стать настоящим ученым работайте в уже готовых научных центрах и лабораториях Запада, Америки, ЮАР, Австралии и Японии. Если у вас есть знакомый вундеркинд или талантливый молодой человек, отправляйте его быстрей туда, здесь он пропадет.
    РАН также как РПЦ,в первой есть исследователи и академики, а во второй есть священники и попы.

    • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 9 июля 2013 в 15:02 отредактирован 9 июля 2013 в 15:03 Сообщить модератору

      павел потрясаев, "Им пофиг". - это настоящий девиз многих и многих функционеров и пр. взросшей на пофигизме публики.
      "Если у вас есть знакомый вундеркинд или талантливый молодой человек, отправляйте его быстрей..." Т. обр. действовали/действуют все мои знакомые.
      А за державу? -

      • Марта Матвеева,

        скоро надо будет всех деток отправлять заграницу, получать высшее образование. Наше после реформы и слияния ВУЗов - никуда негоже...

        • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 11 июля 2013 в 12:57 отредактирован 11 июля 2013 в 12:59 Сообщить модератору

          Алдон Мехметов, всех-не всех, но и отправляли, и отправляют. А еще чаще перспективные молодые люди после окончания наших лучших ВУЗов уезжают, чтобы продолжить заниматься наукой - и в Германию, и в США. Но и Россия, в свою очередь, принимает... гастарбайтеров. Так что без людского ресурса не останемся.

    • павел потрясаев, вот это "крик души". Осталось отстать "также в области балета". Главного реформатора РАНы, небось, обуревают такие же мотивы на героические реформы?

      Но от полной безнадюги спасает Е-ресурс "Sdelanounas"; читайте вместо приёма успокоительных пилюль.

      Оценка статьи: 5

  • К сожалению, ближайшая наша история показывает, что все благие начинания и/или реформы или не завершаются (чаще дальше разговоров и обещаний дело не идет) или извращаются. Поэтому опасения, что начав реформу закончат разгромом, вполне реальные. И другое, по-моему, времена имперского величия для России безвозвратно прошли, а РАН в ее сложившейся конфигурации не соответствует ни конечному продукту, ни мировому уровню. Поэтому вполне рационально оптимизировать затраты и организацию. При грамотном разделении труда все могло бы заработать, но нам всегда, к сожалению, нужно делать поправку на извечную российскую проблему. Но эту поправку, похоже, делать не станут поэтому, скорее всего, получится как всегда.

    Оценка статьи: 5

    • Фрол Фролкин,
      К сожалению, ближайшая наша история показывает, что все благие начинания и/или реформы или не завершаются (чаще дальше разговоров и обещаний дело не идет) или извращаются.

      боюсь, что после неудачной реформы будут повторять слова В. Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда!"

      При грамотном разделении труда все могло бы заработать, но нам всегда, к сожалению, нужно делать поправку на извечную российскую проблему.

      Благими намерениями вымощена дорога в ад... Похоже, что основная цель - "прихватизация"- будет в конечном документе, а дальше все будет продано с молотка, ученые пойдут или поедут в разные места. Российская наука с 300-летней историей будет справлять тризну...
      Я - оптимист по натуре, но здесь для оптимизма нет никаких мотивов.

  • Реплика.
    Жил праведный человек и умер. Душа его, покружив деньков сорок, отходит в мир потусторонний. Начинается жизнь иная и бесконечно-счастливая для праведной души. Это главнейший постулат, принцип христианства.
    Зачем слёзы на православных похоронах? Слёзы эти противоречат логике христианства. Или в христианстве нет логики?
    Всему есть начало и всему есть конец. И начало всегда раньше конца. И в логике дураков иногда может сверкнуть истина.
    "Процесс пошёл". Надо направлять его и подальше от дураков.

    • Дмитрий Чечёткин,

      "Процесс пошёл". Надо направлять его и подальше от дураков.
      Вы можете посоветовать, как это сделать? Ученые и руководители РАН - не дураки! Как унять "оставшееся большинсво"? Вам не кажется, что это очередная акция "прихватизации". Люди хотят получить халяву за счет других. А 300 лет существования Российской Академии наук не в счет?

      • Дмитрий Чечёткин Читатель 6 июля 2013 в 01:53 отредактирован 6 июля 2013 в 01:55 Сообщить модератору

        Алдон Мехметов.
        "Ученые и руководители РАН - не дураки!", а откуда "халява"?
        Дуракам халява не достаётся, её всё равно отнимут хитроумные. Такова диалектика.
        Известен эффективный способ – организующая и направляющая сила класса. Три десятка лет назад учёным и не совсем, простакам разного калибра этот способ перестал нравиться. Всё поломали. Ученые и руководители РАН – не дураки – имели дурацкие надежды? Где логика? Нашли логику? Она уже прошла "первое чтение".

        • Дмитрий Чечёткин,
          Она уже прошла "первое чтение".

          И второе тоже с минимальными поправками, третье будет осенью, это тоже прокатит. Все будет так, как написано в первоначальном документе. Никто ничего не сможет сделать, если "процесс пошел не в ту степь". Что остается делать ученым. Молодые ученые с мозгами уже покинули родные пенаты, пенсионеры уйдут "на заслуженный отдых". Останутся неудачники-марионетки, которые ни на что не способны... Российская наука займет "почетное место" в последней десятке между Гондурасом и Боливией. Вот тогда можно праздновать "победу" для умных!

  • Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности какого-либо выдающегося человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток.читать дальше →

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 4 июля 2013 в 20:03 отредактирован 4 июля 2013 в 22:08 Сообщить модератору

    Да. Путь в никуда. Трагический финал фундаментальной науки России - и вслед за этим скорый конец всех потуг на величие страны - ибо перспективы постиндустриального развития страны - это прежде всего достойное финансирование и уровень ее фундаментальной науки.

    • Mаша Романофф,
      Трагический финал фундаментальной науки России - и вслед за этим скорый конец всех потуг на величие страны

      Чтобы достичь мирового уровня в развитии наук после "такой реформы" стране потребуется в лучшем случае несколько десятилетий и мощные финансовые вливания. Если учесть, что перед этим "реформировали" высшую школу, то возникает вопрос, кто будет учить молодежь? Кто пойдет на научные развалины? К сожалению, это никого не волнует. Сейчас есть цель - очередная "прихватизация". Вероятно, она будет достигнута.

      • Алдон Мехметов, мой весьма пожилой отец не может уйти на пенсию. Потому что, если он уйдет, то читать курс по его труднейшей стратегической дисциплине будет просто некому - молодые уезжают сразу же после окончания МГУ и Бауманского, понимая всю безнадежность нынешнего состояния науки в России.
        Последним "бастионом" и надеждой была относительная независимость Академии Наук. Теперь и этого не будет.
        "Пропал калабуховский дом"

        • Mаша Романофф,

          ваш отец - последний из могикан. Если он и такие, как он, опытные преподаватели покинут ВУЗы, то наукой заниматься будет некому. Уже наметилась отчетливая тенденция: молодежь, получив высшее образование, пытается найти себе применение заграницей. Думаю, что дни РАН сочтены. Тут уж и вправду вспомнишь Булгакова!

          • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 4 июля 2013 в 22:31 отредактирован 4 июля 2013 в 22:31 Сообщить модератору

            Алдон Мехметов, да. Самое страшное в фундаментальной науке - это разрушить научные школы и утратить преемственность. Разрушение Академии - это слом всех уцелевших школ разом. Это ковровая бомбардировка.

            • Mаша Романофф,

              Разрушение Академии - это слом всех уцелевших школ разом. Это ковровая бомбардировка.

              "Ребята" знают, что и как делать: подпольный скороспелый законопроект, никакого обсуждения с "академиками" и подходящее время для принятия закона - время летних отпусков.

  • Свежие новости:

    Президент В. Путин заявил, что реформа академий наук произойдет в течение трех лет, а не полугода.

    В Гос. Думу были внесены поправки, в т.ч. и от представителей РАН. В результате Президент РАН В. Фортов сделал следующее заявление: «Российская академия наук с ее старой заслуженной историей не ликвидируется, управление остается то же самое».

    Радоваться пока рано, подождем, пока будет официально обнародован законопроект реформы со всеми поправками...

  • Очень непонятная фраза: "...заполненная кадрами предпенсионного и пенсионного возраста...". А что, при переходе на новую форму хозяйствования они сразу омолодятся? Вообще, согласна с автором и комментаторами в том, что в отсутствии полного текста законопроекта иного смысла реформы, как "прибрать к рукам" "неэффективное" пока имущество, не возникает. Всё плохо. Хорошо, папа не застал уже этих очередных прохиндейских выходок.

    • Елена Е,

      Если бы этот законопроект был представлен на открытое обсуждение, то там можно было найти и не такие перлы. Даже по описанию, из всех щелей документа торчат "ослиные уши": прибрать к рукам имущество, а ученые пусть сидят в своих загородках и занимаются наукой, и чтоб они не пикали, ни-ни!

  • Высвобождение учёных от хозяйственных забот напоминает "неоконченную историю" с "Оборонсервисом".
    Ситуацию мог бы разрулить "лучший советский менеджер" Л.Берия простым вопросом на планёрке с учёными:"Что вам мешает в работе?"

    Досада на низкую эффективность РАН подталкивает Правительство и министра на импульсивные действия и м/б посредничество ВВП поможет найти оптимум-баланс интересов и планов реорганизации РАН.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, Досада на низкую эффективность РАН
      Какая-такая "высокая эффективность" может быть у науки фундаментальной? Бред бредячий. Эти вложения нельзя оценивать в терминах эффективности и быстрой отдачи. Результаты фундаментальной науки относятся к категориям прорыва в мировоззрении, а не к результатам эффективного или неэффективного менеджмента.

      • Mаша Романофф, теперь расскажите об успехах "фундаментной" науки в РФ и за буграми. Есть ли что с чем сравнивать?

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, сравнивать структуру и функции семи Академий Германии (по уставу не объединенных в единую Академию) со структурой и функциями РАН не вполне корректно. Академии Германии поддерживают в основном междисциплинарные и международные научные связи, заботясь прежде всего о преемственности существующих школ и поддержке молодого поколения. Член-корреспондентство в них никто не отменял, двухступенчатая система зарекомендовала себя прекрасно. Финансируются бюджетом земель. Средствами, недвижимостью и активами распоряжаются по собственному усмотрению строго в научных целях. Независимость Академий Наук - обычная европейская практика.

          • Mаша Романофф, так в чём проблема? "Глазами жадными сцапать, что хорошо на Западе" и всего делов. Тем более, что сейчас это модно - косить под Запад.

            ...А вот о прекрасных результатах поподробнее бы, с примерами прорывов.

            Оценка статьи: 5

            • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 5 июля 2013 в 20:00 отредактирован 5 июля 2013 в 20:01 Сообщить модератору

              Сергей Дмитриев, ваш вопрос не по теме статьи - но вот два великолепных немецких результата - Эртль (Нобелевская премия по химии в 2007) и Цур Хаузен (НП по медицине в 2008). За исследование вируса рака шейки матки и создание эффективнейшей вакцины против вируса.
              Наш ученый, работающий во Франции, выпускник МГУ гениальный математик Максим Концевич, лауреат премий Пуанкаре и Филдса за создание теории узлов - прорыва в фундаментальной физике. Один из пяти лучших математиков Земли. Премия по фундаментальной физике в прошлом году. Почитайте о нем сами.

              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 июля 2013 в 20:41 отредактирован 5 июля 2013 в 20:55 Сообщить модератору

                Mаша Романофф, почему же "не по теме", если толковище об эффективности науки.

                Я считаю, что Академии надо формировать по принципу "Клуба по интересам" с подпиткой из госбюджета на авантюрные и авангардные проекты и исследования без бюрократических нагромождений.
                Cвежие нобелянты за графён согревают душу, "есть ещё порох в пороховницах". Но надо ли было пускаться в бега по заграницам? Потенциальные нобелянты и сейчас обивают пороги "Академиев", но "уболтать" на гранты не получается. Фамилии выписал, буду искать.
                У П.Капицы был свой институт и у него были ключи от всех кладовок, он чётко вёл своё хозяйство.
                У нас тутА 12 дня.

                Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален