• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Галина Троян Профессионал

Как не обмануться и не быть обманутым, делая покупки?

Как часто вы возвращались домой с «облегченным» килограммом картошки или наоборот — не с запланированными 200 граммами сыра, а с почти 400, естественно, не бесплатно, а за ваши же деньги? И, скорее всего, дело здесь не в вашей рассеянности и невнимательности, а в недобросовестности продавцов, годами сложившейся политике по «надувательству» и «облапошиванию» доверчивых граждан.

Всю разнообразную палитру торгового обмана, уловок и ухищрений условно можно разделить на физический и психологический способы. Конечно же, нельзя сказать, что все люди за прилавком — прирожденные «кидалы», но все же мы попробуем предупредить читателей о наиболее частых и не всегда честных способах «обработки» покупателей.

Физический

Способов физического обмана потребителей за многовековой опыт в торговом деле насчитывается несметное количество. Самый примитивный — обвес покупателя — может осуществляться как с помощью «заряженных» весов или облегченных гирь, так и за счет подкладки на чаши весов «куколок» из камешков и монеток, увлажнения сахара, взвешивания замороженных окорочков вместе со льдом и палок колбасы вместе с железными хвостиками.

Обращаем внимание, что на весовой товар поставщики всегда делают скидку на усушку, утруску, бой, обрезку и тому подобное. Продавцы же пытаются любым способом «наварить» на незнании простых обывателей.

Ситуация, когда вместо заказанных 250 граммов «Докторской» продавец широким жестом отрезаем вам все 400 и невинным голосом спрашивает: «Ой, тут чуть больше вышло, оставить?» тоже можно отнести к мошенничеству. Ведь практически любой человек в силу своей скромности не будет настаивать на фигурном «отпиливании» лишних граммов, а заплатит за ненужные ему 150 граммов колбасы.

Не стоит стесняться, требуйте другой кусок нужного вам веса. В конце концов — клиент всегда прав!

Уловки продавцов для создания привлекательного вида товара зачастую оборачиваются для потребителя в лучшем случае несварением желудка. Раскроем маленькие секреты: старая, сморщенная и засушенная копченая колбаса становится «свежей», аппетитной и блестящей после ночного вымачивания в ведре с водой и дальнейшей обработки подсолнечным маслом. А курица гриль, покрытая блестящей острой корочкой, скорее всего до этого долгое время лежала на витрине магазина и уже начала портиться.

Здесь можно посоветовать только одно: старайтесь покупать товар в проверенных магазинах, которым вы доверяете, обязательно проверяйте сроки хранения и реализации.

В супермаркетах часто можно увидеть ценники, залепленные сверху такими же, но с более поздней датой упаковки. Нередко, покупая фрукты в лотках под пленкой, при вскрытии обнаруживаешь подпорченную «изнаночную» сторону продукта, а у аналогично упакованного привлекательного куска мяса — невидимые сверху жир и жилы. Случается, что цены на ценниках не совпадают с введенными в компьютер. Отговорка «Только изменились цены, не успели поменять» практически всегда срабатывает, и покупатель оплачивает товар по завышенной цене.

Советуем всегда забирать с собой и сохранять магазинный чек до тех пор, пока дома вы не убедитесь в качестве купленных продуктов. Если вас что-либо смущает или не нравится — смело сдавайте товар в магазин и требуйте возврата денег.

Психологический

Рыночные отношения не стоят на месте, поэтому и способы манипулирования человеческим сознанием уже вышли на научный уровень. И если в «физическом» варианте торгового обмана вы смело можете обратиться за помощью в Управление по защите прав потребителей, то в случае психологической обработки остается только всегда быть начеку.

В магазинах и супермаркетах все чаще используются знания специалиста по мерчендайзингу. Именно он отвечает за выкладку товаров на полках и витринах. Поэтому самые дорогие и привлекательные товары всегда будут находиться на уровне ваших глаз, чтобы их легче было увидеть и соответственно купить. А аналогичные, но более дешевые продукты, всегда будут пылиться в самых нижних или недостижимо верхних отделах, чтобы ваш взгляд не мог на них остановиться. Тоже касается и продуктов с заканчивающимся сроком хранения — они всегда будут на переднем плане, тогда как более свежие — в самом дальнем углу.

Не ленитесь производить «раскопки» на полках со скоропортящимися продуктами — более свежие будут практически в зоне недосягаемости. Внимательно осматривайте верхние и нижние стеллажи — скорее всего, нужный вам дешевый продукт находится именно там.

Вспомните, как «цепляется» взгляд за перечеркнутую цену на ценнике, где рядом стоит цифра намного меньше? «Только сегодня весенние скидки! Не 500 рублей, как вчера, а всего лишь 400!» — ну как не купить такой «выгодный» товар. На самом деле — это обычная игра на человеческом желании хоть что-нибудь да взять «на халяву». Но, как известно, бесплатный сыр — только в мышеловке.

Скорее всего, завышенная и перечеркнутая цена было просто «взята с потолка», как приманка. Или, что еще хуже, многие действительно покупали эту сковородку, миксер или клавиатуру за придуманную цену в 500 руб., а теперь цену скинули до реальной, все равно оставаясь в прибыли.

Еще одна манипуляция с цифрами — это цены вроде 199,99 руб. Всем понятно, что это 200 рублей всего лишь без 1 копейки. Но так устроен человеческий мозг, что мы сначала визуально воспринимаем информацию, а потом уже логически ее обрабатываем. Вот и получается, что покупатель видит только первые цифры и на подсознательном уровне делает вывод, что предлагаемый товар действительно дешевле.

Заметив подобную заманчивую цену, немного сконцентрируйтесь — и вы поймете, сколько на самом деле стоит рекламируемый товар.

Удачных покупок!

Статья опубликована в выпуске 26.06.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошо вы все структурировали...

  • Меня пугают девятки больше, чем нули.

    Ведь практически любой человек в силу своей скромности не будет настаивать на фигурном «отпиливании» лишних граммов
    Это не всегда скромность, часто настаивать не будет тот, кому не хочется показаться нищим, и продавцы прекрасно чувствуют таких.
    Я вот никогда не стесняюсь, улыбнувшись, сказать: "Ой, нет, у меня денег не хватит".

    обязательно проверяйте сроки хранения и реализации
    К сожалению, сроки, указанные на упаковках, действуют при соблюдении условий хранения...

    курица гриль, покрытая блестящей острой корочкой, скорее всего до этого долгое время лежала на витрине магазина и уже начала портиться
    А на свежей разве не блестящая корочка? Я вот знаю, что если копченые куры блестят - свежие, а если матовые - заветренные.

    • Меня пугают девятки больше, чем нули.
      Может быть у вас разновидность редкой фобии - боязнь девяток? ;)

      Это не всегда скромность, часто настаивать не будет тот, кому не хочется показаться нищим, и продавцы прекрасно чувствуют таких.
      Я вот никогда не стесняюсь, улыбнувшись, сказать: "Ой, нет, у меня денег не хватит".

      При чем тут нищим? Может быть много факторов из-за которых человек не захочет связываться с продавцом из-за лишних 20 граммов. Даже элементарное отсутствие времени, и та же скромность.

      Ана свежей разве не блестящая корочка? Я вот знаю, что если копченые куры блестят - свежие, а если матовые - заветренные.

      Я имела ввиду, что зачастую именно из пропавших кур делают копчености и грили.

      • Эту манеру с девятками позаимствовали из американских традиций, только пользуются иначе. Там девятки пишут помельче, а "основную" цифру - крупнее. Думаете, фобия редкая? Ну-ка, кому кажется, что 1999 намного меньше 2000? Может, потому, что я математик - я вижу цифры все сразу по отдельности и при этом понимаю число целиком, как слово. Нолики - пустота.

        Так Вы что, предлагаете вообще не брать копчености и грили?
        У нас киоски с курами-гриль на каждом углу, и я по запаху знаю - есть один, куда возят пропавшее, оно же не сразу пахнет жареным, сначала жарится и выдает себя. Впрочем, все берут именно в киосках, а в магазине, скорее всего, и правда, залежится.

        А "при чем тут нищим" - при том же, при чем "скромным". Один из факторов, как Вы и сказали.

  • По поводу магазинной психологии согласен на все 100. На этом магазин зарабатывает довольно неплохие деньги.
    Насчет 1 копейки: товарь в самом деле дешевле. Ведь тут копейка там копейка и уже рубль сэкономлен.

    Очень хорошая статья, но так же не нужно забывать что и продавцам надо есть. И ходить на рынок это 90% дать чуть подзаработать продавцам.

    Оценка статьи: 5

  • Статья классная. Только пара замечаний: поставщики, может быть, и учитывают усушку-утруску, а хозяева магазина - далеко не всегда. Вот и приходится рядовому продавцу вертеться, чтобы получить зарплату без высчетов. Обман - это обвес-обсчет, а назначение специальных цен - это не обман, а уловка, тем более за нами всегда остается свобода выбора.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Не люблю некоторые супермаркеты, как недружественные к потребителю, поскольку там не только невозможно сориентироваться в товарах, но даже не к кому обратиться с вопросом...

    • Возможно, не по теме, но по поводу супермаркетов хочу рассказать ужастик. Когда еще жила в Москве, очень любила сырный салатик, из тех, что обычно продаются в супермаркетах. И поскольку домой возвращалась поздно (работа-институт-верховая езда), этот салатик был очень кстати. И вот как-то мой друг идет мимо супермаркета и решает зайти купить для меня сырного салатика. Подходит он, значит, к прилавку, за которым стоят две клуши, болтают о своем, о девичьем, и в упор не замечают потенциального покупателя. И вот одна из них наклоняется и своим пальцем цепляет салат из общего бака, затем смачно так облизывает палец и лезет им же за новой порцией. Друг в шоке, смотрит на них, а сказать ничего не может, хотя обычно за словом в карман не лезет. А девицы-красавицы увидели его реакцию и стоят, хихикают. В-общем, так и вернулся мой друг домой без салата, а этот супермаркет мы потом обходили стороной.. До сих пор как представлю, фу, чьи-то пальцы в салате, да еще неизвестно, где они до этого побывали..

      Оценка статьи: 5

      • И я расскажу ужастик - из жизни обычного магазина. Хороший магазин, в центре Воронежа, хожу туда за сырокопченой колбасой, поскольку там бесплатно ее нарезают, почистив. Обычно всё цивильно, в перчатках. И вот стою в очереди и наблюдаю, как предыдущей покупательнице колбасу чистят... ногтями! Эх, я им и устроила. Объяснила всё про гигиену и санитарию - не проняло. "Я, - говорит, - не умею не ногтями, хотите - сами чистите". И протягивает мне колбасу и ножик - что само по себе нарушение. Я, испачкав ровно один палец, продемонстрировала ей, как чистить колбасу, хотя она старательно делала вид, что не смотрит. Однако в следующий раз и перчатки на ней были, и ножом пользовалась - хоть так я применила знания Правил торговли...

  • Поэтому самые дорогие и привлекательные товары всегда будут находиться на уровне ваших глаз, чтобы их легче было увидеть и соответственно купить. А аналогичные, но более дешевые продукты, всегда будут пылиться в самых нижних или недостижимо верхних отделах, чтобы ваш взгляд не мог на них остановиться.
    Говорю, как специалист по мерчендайзингу. Чаще всего не так. Обычно увеличение цены идёт по траффику. В магазине свой траффик (основные "магистрали" движения покупателей) вот от них и отталкиваются. И в конце полки будет самый дорогой товар. Многим обычно лень вернуться в начало полки. Сверху вниз идёт фасовка товара. То есть самые большие пачки внизу, а самые маленькие - наверху.

    Оценка статьи: 3