• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Профессионал

Что такое «бонус-малус», и как он работает?

Так называемый коэффициент «бонус-малус», увеличивающий или уменьшающий стоимость полиса ОСАГО в зависимости от безаварийности езды, известен отечественным автолюбителям достаточно давно. Значения этого коэффициента (КБМ) делятся на 14 классов и варьируются от 2,45 до 0,5, то есть при очередной покупке полиса ОСАГО базовый тариф (1980 р. для легковых автомобилей физических лиц) умножается на КБМ, увеличивая или уменьшая стоимость страховки.

Какое значение коэффициента будет выбрано для вас, зависит от аккуратности вашей езды в предыдущих годах. Так, каждый безаварийный год будет приносить вам пятипроцентную скидку вплоть до скидки в половину стоимости полиса, которая появится у вас, если вы умудритесь десять лет проездить, не поцарапав грязь на кузове чужого авто. Однако, если вы однажды всё-таки уснули за рулем и припарковались в соседского железного коня, то жестокое наказание настигнет вас уже при следующем продлении ОСАГО — значение КБМ вместо приятных, например, 0,6 станет менее приятным 0,85. А если портить чужую собственность вошло у вас в привычку, то КБМ примет совсем удручающий вид в 2,45 (малус), то есть полис обойдется вам в два с половиной раза дороже.

Как вы, вероятно, поняли, жестокость наказания зависит не только от самого факта вашей виновности в ДТП, но и от частоты подобных неприятностей. Так, если вы в течение года четыре и более раз становились причиной появления неровностей на чужом кузове, то вне зависимости от количества лет безупречной езды вы упадёте на самое дно системы «бонус-малус», после чего придётся вновь, долгих 14 лет, добираться до заветного значения 0,5. Более подробно таблицу коэффициентов «бонус-малус» можно изучить в пункте 3 раздела 1 Постановления Правительства Р Ф № 739 от 08.12.05, где хотя и не очень популярным языком, но всё же приводятся значения КБМ.

Обратимся теперь к правилам применения КБМ. До 27 февраля этого года действовало положение, по которому бонусу и малусы одновременно привязывались к водителю и автомобилю. То есть при покупке нового автомобиля человек ещё и приобретал своего рода индульгенцию, которая «прощала» ему все «прегрешения», совершённые на старом авто, и позволяла начать новую страховую историю с КБМ, равным 1. Со вступлением в силу поправок к закону «Об ОСАГО» страховая история привязывается только к водителю, и теперь не удастся начать жизнь «с чистого полиса», купив новый автомобиль. Страховая история и КБМ будет следовать за вами от одного железного питомца к другому.

Однако продолжительность такого «следования» во многом зависит от вас. Дело в том, что при заключении нового договора ОСАГО страхователь сам предоставляет сведения о своей «аварийной истории» в предыдущей страховой компании, а из-за желания выглядеть «белым и пушистым» он может утаить некоторые неприятные факты из своей биографии. Иногда такое срабатывает, но чаще всего страховщик всё-таки узнаёт, что его новоиспечённый клиент не «белый и пушистый», а лысый и склизкий. После чего страховая компания посылает «лгунишке» гневное письмо, в котором, как бы говоря, что врать нехорошо, уведомляет, что теперь стоимость его страхового полиса увеличивается на коэффициент убытков (1,55) и на коэффициент достоверности информации (1,5). Так что обман влетит вам в копеечку.

Но всё же есть некоторые способы «законно перехитрить» страховую компанию. Например: можно вписать своё имя не только в полис на свой автомобиль, но и в полисы других страховых компаний на автомобили родственников или друзей (это им совершенно ничего не будет стоить). Таким образом, вы получаете несколько страховых историй в разных компаниях, и при перезаключении договора ОСАГО (естественно, уже не в вашей компании), вы приносите справку от того страховщика, у которого на вас самая лучшая страховая история. Так как эта «чистая история» будет выписана не на ваш автомобиль, нужно сказать (если авто у вас давно), что предыдущий полис на автомобиль, которым владеете вы, утерян, и названия страховой компании вы, конечно, не помните. После такого объяснения скидок вам не дадут, но переплачивать не придётся.

Надеюсь, что предыдущий абзац вам никогда не пригодится.

Берегите себя!

Статья опубликована в выпуске 22.08.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ещё в советские времена в Госстрахе скидку давали не автомобилю, а водителю, если он не попадал в авании по своей вине.

  • 4 :)

    Максим, у Вас в статье есть некоторые неточности - допустим, в начале статьи в расшифровываете аббревиатуру КБМ (класс бонус-малус), а после этого на протяжении всего повествования пишете КМБ Это мелкая неточность, но все же )
    Вы сообщили базовую ставку (1980) для легковых автомобилей, но забыли упомянуть, что это ставка "для физических лиц", количество водителей для такого полиса ограничено (пятью водителями, ровно столько строк в полисе ОС АГО), хотя и страховщики идут навстречу своим клиентам, и к полису выписывают "дополнительный лист", в который вписывают пятого, шестого, седьмого водителя...
    А есть еще ставка "неограниченное количество водителей", т.н. "Стикер "Н", она дороже.
    + Вы пишете:
    Например: можно вписать своё имя не только в полис на свой автомобиль, но и в полисы других страховых компаний на автомобили родственников или друзей (это им совершенно ничего не будет стоить)
    Это работает далеко не всегда. Если Ваш КБМ будет ниже класса КБМ родственника/друга, для него полис станет существенно дороже. Так бывает часто, когда, допустим, опытный водитель-отец вписывает в свой полис ОС АГО только что получившего права водителя-сына - полис сильно подорожает (здесь еще будет задействован коэффициент "возраста и стажа водителей", к слову).

    Оценка статьи: 4

  • четко и популярно 5++

    Оценка статьи: 4