Тимур Нуманов Профессионал

Как менялся образ женственности в советских журналах? Плюс феминизация всей страны

СМИ не только воссоздают информационную модель происходящих событий, но и активно участвуют в формировании образцов социального поведения. Особый интерес представляют журналы, разделяющие свои аудитории по половому признаку, так как они продвигают ролевые стереотипы, которые затем воспроизводятся в повседневной жизни.

Продолжая гендерную проблематику, предлагаю читателям «ШЖ» проследить трансформацию образа женственности в отечественных специализированных журналах.

Женские журналы появились в России еще задолго до революции: «Московский Меркурий» (1805), «Ваза» (1832), «Магазин мод и рукоделья» (1851), «Ласточка» (1859), «Модный магазин» (1861), «Модный свет» (1868), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910), даже «Работница» (1914). Это были достаточно выгодные частные коммерческие проекты, издававшиеся преимущественно мужчинами и составлявшие широкий спектр публикаций от новинок литературы, до советов по домоводству и парижских модных картинок.

С первых дней в стране Советов было изобретено мощное пропагандистское средство, а отшлифованные в прессе женские образы стали неоценимым инструментом идеологического воздействия на процесс «выплавки» новой общности советских людей.

Доморощенные идеологи мировой революции выдвинули тезис о том, что женщина должна стать «трудовым авангардом дела революции», «запасной армией рабочего класса», «передовой, боевой единицей в борьбе против угнетателей всего мира». Вместе с тем, обнаруживался серьезный диссонанс — женщины представляли собой наименее сознательный и слабо организованный элемент трудящихся. А потому местные марксисты приступили к выработке «особых методов работы среди женского пролетариата».

Завоевание диктатуры и победа коммунизма невозможны без участия работниц и крестьянок Методы были применены безотказные, поэтому на протяжении классовой борьбы апробировались еще не раз. Из существовавших 18 женских журналов с общей аудиторией свыше двух миллионов читательниц большинство были закрыты за «безыдейность». К примеру, «Журнал для женщин» и «Журнал для хозяйки» были обвинены в замаскированном проповедовании чуждых тезисов о том, что женское счастье можно найти только в семье и косвенном осуждении общественной деятельности женщин.

Взамен появились «Коммунистка», «Делегатка», «Общественница», «Крестьянка», «Колхозница», «Коммунарка Украины», «Красная сибирячка», «Ударница Урала», а оставшаяся с прежних времен «Работница» получила верное идеологическое наполнение. Их совместными усилиями в первом в мире государстве торжества диктатуры пролетариата на смену героине немого кинематографа начала века — изнеженной женщине, с большими глазами и ярко накрашенными губами, подчеркивающими бледность лица и томную усталость, в 20−30 гг. приходит «рабоче-крестьянский» тип.

Это коренастая женщина с короткой шеей, широкими плечами и сильными руками. На ее круглом лице с довольно крупными и грубыми чертами абсолютно отсутствует косметика. Волосы заколоты простыми невидимками или гребнем. Одета она в гендерно-нейтральные пиджак, ватник, спецовку. Такой картинкой визуально подчеркивался нормативный образец «советской» женщины, для которой характерна «половая невыраженность».

Товарка Иванова ведет активную общественную и профессиональную жизнь Постепенно наряду с привычными «пролетарий, рабочий, ученый» все чаще употребляются новые производные — «пролетарка, рабочая, ученая».

Форсированная индустриализация середины 1930-х годов потребовала массового привлечения женщин в «мужские» профессии, и СМИ выводят в тиражи героинь труда, ударниц производства и победительниц социалистического соревнования — этакого бесполого «строителя коммунизма». «Настоящие советские» женщины, как равноправные партнеры мужчин, чаще представали как участники профессиональных групп, нежели чем жены, матери и любовницы. Теперь выполняют новые гендерные роли женделегаток, орденоносок, бригадирш и стахановок.

За успехи «в деле воспитания женских пролетарских масс в духе борьбы за полное торжество социализма, в духе выполнения великих заветов нашего учителя — Ленина» в 1933 году И. Сталин наградил журнал «Работница» орденом Трудового Красного Знамени. Тогда как М. Горький журил редакцию другого журнала «Работница и крестьянка» за то, что она иногда скупо знакомит своих читательниц «с той драмой, которую переживает в Европе и Америке женщина — бесправная раба церкви и капиталистического государства. А было бы хорошо — интересно и полезно — рассказывать, хотя бы изредка, о том, как обезумевший паук — капитализм — запутался в своей собственной паутине, как судорожно бьётся он в ней и что терпит от этого бесправная женщина — работница и крестьянка».

Да и у нас «веками привыкнув служить собственнику, господину своему, женщина, кажется, глубже его прониклась инстинктом собственности, — инстинктом, который делал её немой и слепой рабой жизни, бесплодно истощал силы её и оставил её далеко сзади мужчины. Работа матери, няньки, стряпухи, прачки, скотницы и т. д., — каторжная работа на поддержание нищенского хозяйства, поглощавшая все её силы, — помешала ей равносильно с мужчиной развить в себе те способности и таланты, которыми хвастается мужчина.

Советская женщина должна поставить перед собою цель: догнать мужчин на всех путях их деятельности, сравняться с ними во всех талантах. Убеждение в том, что женщина будто бы по природе своей ниже мужчины, — подлый буржуазный предрассудок, хотя его и поддерживают некоторые учёные мудрецы «сильного пола». Предрассудок этот объясняется желанием собственника иметь рядом с собой красивое, покорное и глупое двуногое животное, способное дёшево работать и охотно удовлетворять его чувственность".

Эти слова не из феминистической, а экономической теории большевиков, которых пугала статистика: «к началу 30-х гг. женщины составляли 51,7% населения страны, среди рабочих их доля достигла всего 28,5%, а в металлургической и металлообрабатывающей промышленности лишь 3%». И журналы развернули жесткую борьбу с недооценкой женского труда в производстве, беспощадно разоблачали хозяйственника-обывателя, считавшего работницу неполноценным работником. «Надо расширить сеть детских садов и яслей, улучшить общественное питание, чтобы жены рабочих могли освободиться от домашней работы и уйти на производство» (Работница, № 1−1931).

«Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми» (Крупская Н., Работница, № 3−1925).

Появилась агитация женщин на соревнования с мужчинами: «Бригада Суворовой на рубке леса вырабатывала по 5,7 кубометра и на возке — по 8 кубометров в день, в то время как мужская бригада, работавшая с ними на том же участке, давала лишь по 2,5 кубометра».

Время трудовых подвигов диктовало и особенные представления о моде. Так, «Работница» размещает научные публикации о вреде ношения каблуков для хрупкого женского организма, приводит рекомендации для женщин, поднимающих тяжести, определяет стиль одежды советской женщины.

«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т. д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков. Напомним, что ношение высоких каблуков придает всему телу женщины неестественное положение, таз излишне наклоняется и крестец глубоко вдавливается. Внутренности вследствие этого сильно напирают на брюшные стенки и растягивают их, в результате образуется отвислый живот. Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина „подвертывания“ ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении. Невзирая на это, высокие каблуки очень прочно удерживаются в быту и из моды не выходят. Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким „английским“ каблуком».

«Женщины в Америке в окружении техники: мясорубка, посудомойка, стиральная машина, пылесос. Весь день убирается и ждет мужа с работы домой. Советской женщине негоже этим заниматься». Прежние нравственные устои были разрушены. Отныне торжествует иная ментальность. Семья становится не союзом мужа и жены, с традиционным распределением обязанностей, а совместным проживанием двух товарищей, для которых смыслом жизни является активное участие в социалистической стройке.

«Домохозяйки заключают со своими мужьями социалистические договоры. Наташа Зайцева вызвала на соревнование своего мужа Сергея Зайцева — ключника буровой. Я, пишет в договоре Наташа, обязуюсь посещать аккуратно общеобразовательную школу и выполнять свои общественные нагрузки. Кроме того, как бригадир женской шефской бригады над буровой № 2−50 добьюсь ликвидации аварий, прогулов и т. д. Обязуюсь создать уют в квартире, вовремя готовить обед, в порядке держать твою спецодежду и требую, чтобы у тебя на буровой не было ни одной минуты прогула, ни одного нарушения труддисциплины и чтобы ты и твоя бригада сдали техэкзамен на «отлично». Зайцев вызов жены принял, в конце подписался: «Обязуюсь обучить одного тормозчика тов. Чумака Павла правильно поставить в бригаде партийно-массовую работу».

Героини журналов 30-х гг. — это бетонщицы, проходчицы, разнорабочие, каменщицы, подносчицы камня, откатчицы кирпича, женщины-землекопы, торфяницы, весовщицы, грузчицы, сторожа, шишельницы, трактористки, машинистки, ткачихи, парашютистки, летчицы, слесаря. Именно профессия слесаря, по мнению «Работницы», больше всего подходит женщинам. «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».

В середине 30-х гг. вслед за изменениями в общественной жизни в женских журналах стали прослеживаться некоторые изменения в представлении образа «женственности». Об этом в продолжении.

Обновлено 2.06.2015
Статья размещена на сайте 28.11.2009

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Всех школьных работников и школьников в Новым Годом и с Рождеством!

    А по поводу женственности...Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».

    Теоретически женщины могут баже больше, чем мужчины, но ... в спорте есть тн. сексконтроль, те. контроль на подтверждение половой принадлежности, а вот с политике, к искусстве, в бизнесе и даже в слесарном деле такой контроль не проводят... и поди разбери, кто там слесарным делом на самом деле занимается....

  • Тимур Нуманов, да, продолжение напрашивается. Усилия деятелей тех лет не прошли даром - сейчас у нас все женщины работают наравне с мужчинами. Такого не было и в каменном веке, я думаю. "Наташа Зайцева вызвала на соревнование своего мужа Сергея Зайцева..." - как просто можно из людей сделать идиотов.

    Оценка статьи: 5

    • Пропаганда и зомбирование... Возможно над нашими сегодняшними гендерными стереотипами потомки тоже будут усмехаться. К счастью, реальная жизнь в СССР была намного более разнообразной, нежели как ее представляли в СМИ.

      Оценка статьи: 5

      • Тимур Нуманов, была разнообразней, конечно. Но, ведь, "шли стройными колоннами". А собрания каждую неделю? Кто за, кто против, кто воздержался? Нет, говорит: "Поставить на вид у меня уже было. С занесением в личное дело - не было!".

        Оценка статьи: 5

        • Странная эта человеческая психология. читать дальше →

          Оценка статьи: 5

          • Тимур Нуманов, мне это понятно. Они всю жизнь прожили с этим. Это была их жизнь. Если это убрать - ничего от жизни не останется. Такое поколение. Я знаю таких людей. Время тогда было жестокое. Люди ничего не стоили. Да что говорить - мой дед был в те годы первым начальником милиции в одном городе. А дед жены жил там. И несколько лет "отдыхал" на строительстве Беломоро - Балтийского канала. Кто ему туда "путевку" подписал, как думаете? Да, сослали его за то, что не хотел в колхоз вступать.

            Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, хорошая статья.
    Был такой социальный заказ, вовлечения женщин в производство. Считаю, что он был обусловлен экстенсивной формой развития экономики. Результаты известны.
    1 Падение рождаемости. (Были и другие причины, но эта существенная).
    2 Фактически двойная эксплуатация женщин (домашняя работа осталась на них как и прежде, но ещё добавилась работа на производстве или в колхозе).

    • Согласен, Вячеслав. И еще третий пункт - суперэмансипированность

      Оценка статьи: 5

      • Алёна . Читатель 5 января 2010 в 13:29 отредактирован 5 января 2010 в 13:30

        Чтобы выжить при двойной эксплуатации и не сдохнуть, был только один способ: закалиться и стать суперэмансипированными. Ну, и гораздо меньше рожать, конечно.
        А что, вам что-то не так?..

        • Виктор Кухновец Виктор Кухновец Профессионал 5 января 2010 в 13:32 отредактирован 5 января 2010 в 13:33

          Алёна, все так, но все же, мини-юбка больше идет женщине чем рабочая роба. И вечернее платье с открытой спиной, тоже ничего...

          Оценка статьи: 5

          • Алёна . Читатель 5 января 2010 в 14:36 отредактирован 5 января 2010 в 14:37

            Покажите мне женщин, которые с этим спорят. Или женщин, которые, сидя дома с ребёнком и имея достаточное пособие, чтобы не жить с ним впроголодь, будут упорно цепляться за рабочую робу и гордо отвергать мини-юбку и вечерние платья.
            Если вы ещё не поняли, то гиперэмансипированность - это вынужденная мера, для выживания.
            Изменятся условия - изменимся мы.

            • Алёна, нет, ну условия уже не те, что были тогда. И жены не вызывают мужей на соревнование. Жизнь меняется. Как все происходит, Тимур нам обещает рассказать. Хотя, я не уверен,что плюсов будет на много больше, чем минусов...

              Оценка статьи: 5

              • С соревнованием - полный бред. Но если мужчины недовольны гиперэмансипированными женщинами, значит, условия ещё должны меняться. Чтобы женщины могли быть самими собой, а не мужебабами-овцебыками, сражающимися за выживание своё и детей. Это ведь неестественное состояние для женщин, вынужденное.
                А почему они на него соглашаются? Потому, что до этого было ещё хуже.
                Вот и всё.

  • Тимур Нуманов,
    В песенке, приведённой во втором комментарии:
    "И не будет ни ветра, ни туч,
    Только я, только ты - в целом мире!
    Хочешь, я подарю тебе ключ
    22 на 24?"
    концовка другая:
    "Хочешь, я подарю тебе ключ
    19 на 24?"
    И дело не только в том, что это легче поётся, ключ 22 на 24 из очень распространённых и подарить его может любой, а вот 19 на 24 подарить... это надо очень сильно влюбиться.

  • Замечу лишь, что слово "товарка" не появилось, а былов обиходе задолго до 1917 года. Полистайте русских классиков.

  • Заведующая культоделом дома (Собачье сердце)

    Трое, открыв рты, смотрели на оплеванного Швондера.
    - Это какой-то позор! - Не своим голосом вымолвил тот.
    - Если бы сейчас была дискуссия, - начала женщина, волнуясь и загораясь румянцем, - я бы доказала Петру Александровичу...
    - Виноват, вы не сию минуту хотите открыть эту дискуссию? - Вежливо спросил Филипп Филиппович.
    Глаза женщины загорелись.
    - Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем... Только я, как заведующий культотделом дома...
    - За-ве-дующая, - поправил ее Филипп Филиппович.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 30 ноября 2009 в 11:02 отредактирован 30 ноября 2009 в 11:03

    На небе тучка облачком прикрылась,
    Запорошило снегом скотный двор.
    У нас на днях свинья опоросилась,
    А мы с тобой в разлуке до сих пор...

    (что-то народное)

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Вячеслав!
      Есть еще из этой серии для поднятия настроения?
      Если первые два стихотворения больше для журнала "Работница", то Ваше из "Крестьянки"

      Оценка статьи: 5

  • Тимур, замечательно. Вот еще один образчик "индустриальной любовной лирики" - увы, не знаю автора. Песенку эту пели в студенчестве.

    Я увидел тебя у станка.
    Взор твой сразу меня озадачил!
    Ты стояла, вращая слегка
    Рукоятку продольной подачи.

    Я вгляделся в твои черты,
    В них увидел следы благородства,
    И в ответ улыбнулась мне ты
    Без отрыва от производства.

    Я с тобою гулять пойду,
    Ты расскажешь мне голосом звонким
    Про работу машины на левом ходу,
    Про подшипники и шестеренки!

    И не будет ни ветра, ни туч,
    Только я, только ты - в целом мире!
    Хочешь, я подарю тебе ключ
    22 на 24?

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Mаша! Неужели когда-нибудь была такая любовь? После романтизма и классицизма, романсов и серенад... сегодня это воспринимается как шутка.

      Оценка статьи: 5

      • Тимур Нуманов, когда-то в подвале под нашей квартирой муж сделал себе слесарную мастерскую, там были и станки дерево и металообрабатывающие. Так вот я спускалась туда частенько по поводу и без и с тайной завистью думала - вот бы поменялись мы ролями... я бы вдыхала этот аромат свежего дерева, из-под рубанка разлетались бы по мастерской чудесные кудри-стружки. я бы мастерила разную красоту из дерева и металла..! А он бы у печки постоял 3-5 раз (и более, когда детки малые) за день, да засранные колготки постирал...
        А вообще каждому времени свои герои нужны, время диктует нам, а не мужчины. Если из ребра мужчины, так значит они нас лепят? так выходит из вашей статьи?

        Оценка статьи: 5

        • Назия, наоборот. Ребро тут совсем не причем. Пока готовил материал, не раз задумывался о тяжелой судьбе советских женщин, особенно тех, по ком прошлась коллективизация, индустриализация и война. Хотя мои бабушки всегда по-доброму вспоминали то время, может быть потому что время молодости нашей (пусть голодной и неустроенной) всегда лучше сытой старости.
          Пусть эта трилогия станет посвящением женщинам, которые, если жизнь заставит могут догнать и обогнать мужчин во всех талантах.
          Помню, на 23 февраля в детстве всегда пели Песню (якобы) о папе: "Папа может, папа может все, что угодно. Только мамой, только мамой не может быть"

          Оценка статьи: 5

      • Интересно получилось: Тимур привёл стихи, написанные на полном серьёзе, а у Маши - уже стёб студенческий , после этой песни особенно хорошо пелось про "пальмы, баобабы и жену французского посла".

        • Немного советской лирики (не по теме)

          Татьяна, нашел стих из сборника 1923 года. Оффтоп, конечно, но не могу удержаться - автор тоже видимо писал очень серьезно, на серьезную тему:

          читать дальше →

          Оценка статьи: 5

  • Подруга у станка

    Под резцом, как кудри стружки
    Вьются, вьются и дымят.
    Все движенья у подружки
    Бодрой радостью горят.

    Полюбила шестеренки
    У токарного станка,
    Чугуна литого кромки,
    Резвый бег маховика.

    Повиликой вьются стружки,−
    Плещешь на резец водой.
    Как станки поют частушки,
    Любим слушать мы с тобой.

    Знаю я, в былые годы
    Был тяжел твой женский путь,
    Но добилась ты свободы,
    Перестала спину гнуть.

    И теперь тебе помеха
    Уж не встанет на пути,
    На рабфак пойдешь из цеха,
    знаю, будешь впереди.

    Оценка статьи: 5