• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Тимур Нуманов Профессионал

Кто она - героиня нашего времени глазами глянцевых журналов?

С уменьшением значения идеологической составляющей и ослаблением государственного диктата женские журналы вновь стали коммерческими проектами. Их эффективность сегодня не обеспечивается добровольно-принудительной подпиской, а напрямую зависит от доли и качества рекламы, публикуемой на их страницах.

Исследователи отмечают, что современная женская пресса характеризуется деполитизацией и популярностью журналов, созданных по западным моделям. Нынешние специализированные издания стали одним из основных каналов рекламы. Их акценты сместились в сторону формирования образа жизни и имиджа женщины как главенствующей фигуры в обществе (в семье, сфере управления и предпринимательства), ориентирующейся на высокий профессиональный уровень и здоровый образ жизни, стремящейся к самореализации.

Цель современных глянцевых журналов — формирование гендерных стереотипов и создание лейбл-культуры, то есть пропаганда образа жизни, когда вещи престижного бренда становятся явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности.

Социальное расслоение затронуло и эту сферу: «Наша аудитория — это активные, образованные и успешные читательницы, которые в 2−3 раза чаще могут позволить себе дорогостоящие услуги и товары,» — заявляет о себе новый женский журнал.

Женщина, смотрящая на нас с журнальной фотографии, проявляет себя через вещи. Она выступает в роли фотомодели, манекена для показа вещей. Портрет женщины является одновременно портретом вещей. Покупка рекламируемой туши или крема, поход в рекомендуемый магазин формируют образ причастности к образу «идеальной женщины».

Глянцевая героиня нашего времени — это целеустремленная светская женщина, ведущая активный образ жизни, посещающая развлекательные центры, ночные клубы, казино. Она стремится быть независимой, самодостаточной и успешной, строит свою судьбу собственными руками.

Она против архаичного и унизительного деления мира на мужчин и женщин, раз и навсегда отказалась от сомнительной чести носить титул «слабый пол». При этом, пользуется успехом у мужчин, причем не торопится связать себя какими-либо обязательствами, так как имеет карьерные амбиции или собственный бизнес.

Большое значение она придает своей сексапильности и, конечно, внимательна к внешности, исправно практикует специальные технологии сохранения молодости и красоты.

Дети и дом в иллюстрированном женском журнале — только часть образа женственности. Домашняя работа представляется в этих изданиях, скорее, как украшение дома (статьи дизайнеров, флористов и проч.), приготовление пищи — не рутина, а возможность творческой самореализации. Поэтому в кулинарных рецептах делается упор на оригинальность и праздничность оформления.

Вот как рисует портрет своей героини один из модных журналов: «Она всегда молода, потому что молодость — не возрастной фактор, а состояние души. Она мобильна, современна, уверена в себе, но при этом постоянно стремится к обновлению. Она умеет радоваться жизни и знает себе цену. Красота, здоровье, секс, любовь и карьера — те области жизни, где она неизменно достигает успеха. Она активна, любит путешествовать, но при этом с увлечением занимается домом и семьей. Быт её не страшит: она живо интересуется новинками, призванными максимально облегчить рутинную домашнюю работу. Всегда в курсе последних достижений в области моды и дизайна.»

Суть «глянцевой» жизненной установки — принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное, позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки.

Триумф позитивности и оптимальной технологии, создающий иллюзию удовлетворения желаний и победы над жизнью, максимально упрощает ее, борясь с богатством и многообразием жизненных проявлений, ее незавершенностью и наличием в ней открытых и неразрешимых вопросов.

Проблемные материалы — удел «толстых», утомительных, раздражающих своим многословием журналов, при чтении которых почти всегда непонятно, чего хочет автор и хочет ли он чего-то вообще. Глянцевый журнал строится по принципу экрана — просмотра на плоскости, где все оказывается развернутым в поверхность образным рядом. Принципы обработки информации заключаются лишь в упрощении — в погоне за рентабельностью, экономией времени, энергии, денежных средств.

Создатели журнала по-своему «берегут» своих читательниц: на глянцевых страницах нельзя столкнуться с теми составляющими жизни, которые не возьмешь напором и силой — болезнью, смертью, судьбой, в конце концов. В результате предполагается удобное воспроизводство журнального стандарта. Жизнь проживается на поверхностном, телесном уровне. В глянцевой модели ничего не может быть страшнее весенней хандры и авитаминоза. Но и их можно победить стаканом апельсинового сока по утрам и стаканом теплого молока с медом перед сном. Так обрамляется деловой день современной женщины, до отказа заполненный большими и малыми победами.

Создается иллюзия, будто если читательницы наденут рекомендованное платье или приготовят для любимого блюдо по опубликованному рецепту, то будут оценены по достоинству. Такие журналы сосредоточены исключительно на внешней стороне проблемы, в них советуют, как всегда быть красивой и привлекательной, но ничего не говорят о том, как быть умной, интересной как личность.

Пример упрощенного восприятия жизни: «Современная женщина живет на трех скоростях: быстро, быстрее, еще быстрее. И так до нервного срыва. Но этот лихорадочный темп можно снизить — без ущерба для себя и окружающих.

Сбросьте балласт. Не волнуйтесь: отказаться от лишнего — вовсе не значит стать безответственной эгоисткой или расстаться с тем, что вам дорого. Вы лишь освобождаетесь от вещей, которые ничего не вносят в вашу жизнь и отнимают время у того, что вам действительно нужно. Поначалу вас наверняка будет мучить чувство вины. Ведь окружающие ждут от вас прежнего поведения и могут недвусмысленно давать вам понять, что вы изменились. Разумеется, не в лучшую сторону — с их точки зрения. Не поддавайтесь на провокации: скажите себе, что этот отказ позволит вам освободить время на что-то действительно важное, то, о чем вы давно мечтали.

Работа. Пересмотрите свой график — всегда ли необходимо растягивать рабочий день на 10−12 часов? Перепоручите рутинные функции техническому персоналу.

Семья. Проводите время с теми людьми, с кем вам хорошо и приятно. Но сознательно ограничьте общение со сварливой кузиной или дядей-брюзгой.

Дом. Откажитесь от ежедневной глобальной уборки, распределите обязанности между домашними. Если есть финансовые возможности, наймите помощника по хозяйству. Лучше заплатить за уборку, зато провести целый день с семьей.

Друзья. Имеет смысл отказаться от долгих разговоров с подругами по телефону — лучше общаться реже, но «вживую», совмещая встречу с приятным и полезным: прогулкой по парку или встречей в уютном кафе.

Дети. Ограничьте факультативы детей до двух максимум. Это облегчит жизнь и вам, и ребенку. Дайте ему возможность самому выбрать занятие по душе.

Хобби. У многих из нас есть целый список, чем хотелось бы заниматься. Йога, фотография, дельтапланеризм — все это очень интересно, но невозможно одновременно. Включите здравый смысл: например, дельтапланеризм требует больших затрат не только времени, но и средств, а рыбки не могут существовать без постоянной чистки аквариума. Лучше выберите что-то одно.

Общественная жизнь. Избегайте этих дел, если только они не касаются очень важного для вас вопроса.

Интернет и компьютер. Проверяйте почту и свой ЖЖ не чаще двух раз за день, установите хороший спам-фильтр."

Формируемый современными глянцевыми журналами образ женственности, безусловно, не отражает реального положения вещей. Так же, как жизнь советских женщин была намного ярче и шире штампов и стереотипов, продвигавшихся со страниц «Работницы» и «Крестьянки». Между тем, совсем неплохо, если читатели глянца будут об этом помнить, чтобы не оказаться пусть в глянцевом, но все-таки иллюзорном мире, играя по жизни лишь упрощенную роль потребителей модных вещей.

Тем более, что свои социальные стереотипы, помимо специализированных печатных журналов, сегодня очень успешно навязывают новые мощные инструменты по промыванию мозгов: интернет, голливудские боевики и бесконечные отечественные реалити-шоу. Полноценной вам жизни, коллеги!

Статья опубликована в выпуске 6.01.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тимур Нуманов, с огромным интересом прочла Вашу статью. Изумительно! Кажется, лучше написать на эту тему и невозможно. А ведь образ "героини", навязываемый гламурными журналами и другими средствами массовой информации - штука весьма не безобидная. Я несколько лет проработала на телефоне доверия, выслушивая плачи и претензии к жизни дам, обезумевших от неудовлетворённого тщеславия и одиночества. И ведь основная причина всех бед у них, таких разных, была общая: жизнь по принципу "ЛОРЕАЛЬ - Я ЭТОГО ДОСТОЙНА!"

  • Тимур Нуманов, интересная статья, но читать невозможно - такой казенный язык, простите...

    Оценка статьи: 5

  • Друзья! Спсибо за внимание и такие приятные отзывы!
    Задумок много, но, к сожалению, пока недосуг.
    В 3-х частях действительно хотел проследить трансформацию именно женских журналов, т.е. тех, что ориентированы исключительно на читательниц.
    Больший по хронологии анализ был сделан Сергеем Курием в серии статей "Каким был женский идеал" (например здесь).
    А в отношении мужских журналов, наверное лучше напишет автор женского пола - для нее трансформация образа мужественности будет наверное нагляднее.
    Да и потом специализированные мужские журналы в советские времена трудно припомнить - практически все перечисленные выше тематические журналы не имели ярко выраженной гендерной направленности.
    А сегодняшние глянцевые журналы, ориентированные исключительно на мужчин, менее распространены и популярны. Их тематика, на мой взгляд, более узка и крутится по большей части вокруг женщин.
    Тогда как "Крестьянку" и "Работницу" наверное выписывали в большинстве советских семей. Во всяком случае мне они знакомы с детства.

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Нуманов, Насчет мужских журналов при Союзе тут с Татьяной немного поспорили, но уверен, что из женщин никто Технику молодежи не выписывал - значит, можно его причислять к мужским.

      Оценка статьи: 5

      • Тем не менее, коллега, я в этом вопросе единодушен с Татьяной. Во-первых, "Техника-молодежи" соответственно для молодежи, т.е. ориентирована на возраст. А во-вторых, мы же о тех журналах, которые продвигают гендерные стереотипы, т.е. образцы женственности, ну или мужества. Имеенно половой срез, а не тематический.

        Оценка статьи: 5

        • Тимур Нуманов, По вашей логике Крестьянку читали только крестьянки, а Работницу - работницы . ТМ очень любили мужчины и в неюном возрасте. А с др. стороны - если молодежь - то и не мужчины?
          На счет гендерства - тогда советские Крестьянка и Работница тоже были "унисекс", поскольку - сами же писали- о "женственности" и "половом срезе" их не было речи. Т.е., смотрите - с одной стороны вы берете критерий по названию, а с другой - по реальной ориентации и начинаете этими понятиями, где нужно, жонглировать.
          Что мне не нравится в Татьянином тезисе- что мужские - это только с голыми тетками (хоть может покупает кто-то и с нетрадиционной ориентацией), а женские - с женской тематикой (профессиональные повары-стилисты не в счет) . А если с мужской тематикой, но без теток - это считается специализированный. Ну как-то унижает это мужчин, сводит до инстинктов и рефлексов, что ли...

          Оценка статьи: 5

          • Ю. Лях, мы говорим о разных вещах:

            читать дальше →

            Оценка статьи: 5

            • Дополнение

              На помощь приходит интернет:

              читать дальше →

              Оценка статьи: 5

              • Еще одна характерная статья

                читать дальше →

                Оценка статьи: 5

                • О мужских журналах

                  «Мы» - это мужчины, у которых есть «настоящее дело, прекрасные женщины, мужская работа, выпивка, стрельба, дети, отдых, машины, деньги, смешные маленькие радости, а главное, мужская ответственность за близких и за доставшийся неизвестно от кого масштаб» («Медведь» 1995, №2: 1)

                  читать дальше →

                  Оценка статьи: 5

                  • Тимур Нуманов, понял, GO с его светскими сплетнями, тест-драйвами, мужскими модами не для меня. Я вполне доверяю мнению авторитетных (для меня) по вопросам одежды женщин ., знаниями характеристик машин ни с кем меряться не собираюсь.
                    "Мужчины же пассивны, консервативны в своих пристрастиях, их зацепить гораздо труднее"- нехрен цеплять, давайте полезную практичную информацию - т.е. печатайте специализированные журналы (правда, для этого надо самим что-то соображать или спецов нанимать). Ну можете политику ввернуть, разные экономические статейки. "А вот от этого AXE все женщины будут ваши" - тьфу три раза.

                    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, интересно очень.

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, глянцевые журналы, конечно, далеки от реальной жизни, но они нужны. И времени да и желания нет читать долго, так сказать. Когда-то мы любили журналы объёмные - "Наука и жизнь", "Смена", "Звезда Востока"... сейчас всё в интернете можно найти, а глянец, правильно вы пишите, нужен чтобы перелистать, когда время есть...

    Оценка статьи: 5

  • Ни убавить ни прибавить. Кое-где, как показалось, мысли повторяются, но общего впечатления это не портит.

    Оценка статьи: 5

  • Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, Хронологически хорошо расписано. Понравилось.

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, потрясающая статья! Очень интересно все проанализировано. Захотелось прям открыть старые журналы и прочитать статьи тех лет ;) А про мужчин не думали написать?

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, а почему бы вам не заглянуть подальше вглубь времён? Какими были женские журналы до революции?

    Оценка статьи: 5

  • Тимур, прекрасная статья, спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Что могу сказать, кроме как просто поддержать? Может, попозже?. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Проценко Наталья Проценко Грандмастер 6 января 2010 в 13:15 отредактирован 6 января 2010 в 13:25 Сообщить модератору

    Женские и девичьи глянцевые журналы «гламурной» волны, мне кажется, ориентируются на четко выбранную аудиторию – до 30.
    С градациями, конечно – есть совсем для девчонок, есть, скажем так, от 20 до 30….
    Почему? Потому что читать их более старшим – занятие бессмысленное. Все эти житейские «премудрости» о карьере и мужчинах они, если не полные дуры, уже давным-давно усвоили – нового в глянце они ничего не найдут.
    То есть для них глянец в информационном плане не представляет собой вообще ничего, так, «веселые картинки» для больших девочек: 50% объема занимает реклама, остальное – лучше пролистывать и время не тратить.
    Да и вообще говоря, лучше ничего на глянец не тратить – ни времени, ни дензнаков.
    Читать о чужой жизни интересно только когда нет полноценной своей.
    Слушать чужие советы о том, как строить отношения и карьеру имеет смысл только в ранней юности, когда своего опыта еще – ноль.
    А еще и платить за все это деньги – глупость та еще….
    Отельный аспект – что они вообще там проповедуют, какие взгляды и ценности. Но это автор статьи уже изложил и без меня: глобальное упрощение и уплощение, создание таких вот фальш-конфеток в красивой оберточке и с ватой внутри…..
    Одним словом, "гламурный" глянец – пособия для духовно и интеллектуально бедных….

    Off: кроме гламура, если и другие направления изданий для женщин. К примеру, "психология в массы" - журнал Psychologies, журналы тематические - для родителей, кулинарные.... Но в общей массе "гламура" они просто теряются.

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, хорошая статья. Я вот щас даже подумала, что если бы все еще была студенткой, то из нее можно было бы извлечь неплохую тему для исследования

    Оценка статьи: 5

  • Да, глянец, читает процентов 10 - даже от тех же от 20 до 30. Остальные работают (как техперсонал, учителя, медработники или, вообще - на стройках, на рынках). Им не до глянцев: зачем покупать журнал, в котором ты увидишь все то, что никогда НЕ сможешь себе позволить?

  • Николай Савельев Читатель 11 января 2010 в 15:27 отредактирован 23 мая 2018 в 12:11 Сообщить модератору

    Тимур Нуманов, действительно,может про мужские журналы напишите?

    Оценка статьи: 5

    • Николай Савельев, мужские журналы более консервативны: Наука_и_жизнь, Юный_техник/Техника_молодежи/За_рулем/Изобретатель_и_рационализатор - в зависимости от возраста.Сейчас -разные компьютерные/мобильные однодневки для тинейджеров. И ВСЕ!!!

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 12 января 2010 в 20:25 отредактирован 12 января 2010 в 20:26 Сообщить модератору

        Ю. Лях, ой - не всё . Перечисленное вами не имеет "половой принадлежности": и "Науку и жизнь", и "Юный техник" и даже "За рулём" - читают заинтересованные вопросами науки, техники и руля независимо от пола))) Иначе кулинарные издания можно адресовать только женщинам, а мужчины их тоже любят - да, немногие, но всё же эти журналы по интересам получаются без "половой принадлежности", как и по воспитанию детей, здоровью и проч. (даже вязальщики крючком мужчины есть и женщины-любительницы рыбалки) .
        Мужские это: "Playboy", "Maxim", GQ, наконец... и их сейчас тоже немало Вот в этом глянце образ мужчины как раз: формируется, развивается и проч.

        Оценка статьи: 5

        • Татьяна Павликова, Ну в мужские добавьте и Пентхаус, чего уж там. Только смотрите - для мужчин вы перечислили все с жесткой сексуальной ориентацией (другими словами - для озабоченных мужчин ;) ), аналогов которым для женщин я не встречал. Значит, по-вашему, женских просто нет.
          В общепринятом понимании женские - где, таки, и кулинария, и выкройки, и воспитание детей, и здоровье (мужчины к здоровью относятся без интереса, пока не "прихватит"), и т.д.
          Какой % женщин читали тот же "за рулем"/"технику молодежи" и какой % мужчин. А "Космополитен"?

          Общие - это "Вокруг света", что там еще, где 50/50...
          Кстати, к автору - в начале надо бы было дать четкое определение женского журнала и неженского, чтоб не было разночтений.

          Оценка статьи: 5

          • Ю. Лях, в том и разница, что в женских (том же "Космотполитене") дают смесь, интересную (пусть даже на их взгляд, по их данным о целевой аудитории) для большинства женщин. Если большинство не заинтересовано в обнажённых мужчинах-моделях, то и - нету там такой вот жёсткой ориентации. А в журналах "для мужчин", наверное её много, потому, как мужчинам именно это интересно И потом, GQ, который я назвала, как раз не ПЕнтхауз...
            Мне кажется, автора все как раз правильно поняли на счёт "женских" журналов, поэтому сюда "Здоровье" и не пришли обсуждать

            Оценка статьи: 5

  • Почему-то вспомнила фильм "Глянец". Глянцевые журналы и этот фильм имеют общее не только в корне "глянц".