• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Кристина Абрамовская Грандмастер

В праздник цветы - весь год у плиты?

Мне кажется, что нет ничего циничнее и двусмысленней, чем праздник женственности, любви и красоты, а именно — Восьмое марта. Может быть, вы пребываете в иллюзиях, но на протяжении всей истории человечества женщины были существами второго сорта.

woaiss Shutterstock.com

Пьер Брюле в книге «Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху» пишет: «Во время свадьбы новобрачные афиняне молили бога: «Пусть мой первый ребенок будет мальчиком, а не девочкой!»

Греческий философ Фалес сказал: «Я благодарен богам, что родился человеком, а не зверем, мужчиной, а не женщиной». (Он еще добавил — «эллином, а не варваром», но эта часть цитаты уже относится не к этой теме.)

Сократ говорил, что терпит свою жену Ксантиппу только потому, что она рожает ему сыновей, подобно тому как терпят шум от гусынь, потому что они приносят яйца и птенцов. В хваленую эпоху Возрождения незамужняя женщина была практически собственностью отца, а выйдя замуж, становилась собственностью мужа.

Оставим Европу — а что в других странах? Корейский аналог Камасутры в основном состоял из советов, как зачать мальчика. (Среди советов беременной женщине был, например, такой — «Члены семьи не должны смотреть на пожары».) Политика деторождения в Китая, позволяющая делать аборты вплоть до 9 месяцев беременности, привела к тому, что сегодня там мужчин брачного возраста на 40 миллионов больше, чем женщин. В Иране и некоторых мусульманских странах запрещено во время УЗИ сообщать пол ребенка — чтобы родители не избавлялись от девочек — и это происходит сейчас, в двадцатом веке!

Еще недавно я, как и большинство наших современников, хихикала над словом «феминистки», считая их мужеподобными существами с небритыми подмышками, пока не узнала, что даже в прогрессивной Великобритании избирательное право женщинам было дано менее ста лет тому назад — что уже говорить об участии женщин в политической деятельности.

Сто лет тому назад восьмое марта стало Днем борьбы за равноправие женщин. Но последние несколько лет один из самых коварных поводов для дискуссий вызывает следующий вопрос — платить за женщину в кафе или нет (читай — уступать ли место в транспорте, помогать ли носить тяжелые сумки, подавать ли руку при выходе, придерживать ли дверь, содержать ли семью). Почему-то мужчины, радостно сбросив со своих хрупких плечей многие обязанности, прикрываются пресловутыми «женскими правами». Особенно цинично в этом отношении звучит расхожая фраза — «Хотели равноправия? Получайте!».

На мой взгляд, даже вот эта самая фраза говорит о том, что мужчины продолжают цинично использовать пережитки прошлого и так называемого «распределения гендерных ролей» себе во благо.

Вместо равноправия женщины получили еще больше обязанностей — помимо домашнего хозяйства и воспитания детей, на их плечи легла обязанность наравне с мужчинами работать и вкладываться в семейный бюджет.

И что касается Восьмого марта, то кажется, что именно мужчины больше всех радуются этому дню. Потому что считают, что мимоза в праздник отменяет знаки внимания во все остальные дни, помытая после праздничного ужина посуда компенсирует это неприятное занятие на весь год, а просто присутствие восьмого марта дома оправдывает регулярную рыбалку и пиво с друзьями по выходным.

Статья опубликована в выпуске 8.03.2013
Обновлено 4.03.2021

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне статья очень понравилась,все правда. Сейчас принято ругать феминисток, представлять их какими-то одержимыми, а на самом деле они боролись за наши женские права. До сих пор у нас принято первого ребенка ждать мальчика. Когда я родила девочку, меня брат поздравил: "Ну девочка - это тоже неплохо".
    На заправке позавчера, 8 марта я услышала: "С праздником вас! Что вам дома-то не сидится?"
    И очень верно отмечено, что некоторые хитрые мужчины пользуются работающими женщинами, чтобы соскочить с темы внесения собственной доли в бюджет. Моей маме отец говорил: "что ты жалуешься, что устала? Вот бабы на Сельмаше (завод, где он работал) и смену отпашут, и дома вторую смену вкалывают." Неохотно мужчины берут на себя детей и домашнюю работу. Муж мой, например, нервничает, что сын не дает ему спать (я сплю на другом этаже). А то что я 2 года кормила детей грудью и хронически не спала ночами - про это ему приходится напоминать. Недосып его видите ли раздражает, хотя этот такой же его сын, как и мой.

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Латухов Читатель 9 марта 2013 в 16:33 отредактирован 9 марта 2013 в 16:34 Сообщить модератору

    Не понял, почему автору не нравится праздник 8 марта. ..... нет ничего циничнее и двусмысленней, чем праздник женственности, любви и красоты, а именно – Восьмое марта.


    Само слово праздник уже должно настраивать на позитивный лад. Лишний повод поздравить и порадовать женщин, тем более они этого заслуживают.
    Так можно и все праздники отменить, мол все это выгодно торговли, чтоб побольше товаров сбыть.

  • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 8 марта 2013 в 21:37 отредактирован 10 марта 2013 в 03:16 Сообщить модератору

    Ну, есть общий посыл статьи. Двусмысленное и циничное 8-е марта! Типа отметился автор про чего-то, под дату. По пути пнули дядек, всех без разбору. Позицию свою, привычную, многим надоевшую, обозначили.

  • За развёрнутый комент спасибки. Замечения такие: "кстати о деньгах" тоже слышал. Замуж слитно. "А в остальном,.., всё хорошо,всё хорошо".

    Оценка статьи: 5

  • Александр Ягольник Александр Ягольник Профессионал 8 марта 2013 в 19:08 отредактирован 8 марта 2013 в 20:23 Сообщить модератору

    Удивительно, что пока ни одного комментария по самой статье.
    Суть её сводится к следующим тезисам:
    1. До 20 века женщину не считали за человека, права голоса не давали, её рождению не радовались.
    2. В 20 веке, начиная с Европы, женщины добились равных прав с мужчинами.
    3. Но это добавило им мужскую обязанность зарабатывать деньги, не избавляя от чисто женских обязанностей "домашнего хозяйства и воспитания детей".
    4. Мужчины используют 8 марта, чтобы поздравить женщин и забыть о их нелегкой доле на год.

    Извините, но 4 тезис притянут "за уши" к первым 3-м. Как говорится, "кстати о птичках".

    Итак, по пунктам.
    1. По фактам верно, интерпретация спорная и не аргументированная.
    Да, мальчики ценились в прошлые эпохи выше девочек, т.к. на их плечи можно было взвалить хозяйство, передать наследство, надеяться на защиту от врагов. Доля девочек - стать хорошими матерями и родить как можно больше детей. И хорошо, если два-три из них выживут. И хорошо, если она все эти роды выдержит. Какое уж тут образование, распашка земли, участие в войнах?

    Именно 20 век принес облегчение женщинам своими успехами в медицине. Не нужно рожать 10 детей, достаточно 2-х - 3-х. Не нужно рожать "в полевых условиях" - есть роддома и квалифицированные акушеры-гинекологи.

    И это облегчение женщинам принесли "освобожденные от родов" мужчины своими успехами в науке и экономике. Извините, что не сразу после каменного века, а после тысячелетий развития цивилизации. Есть ли вина в этом мужчин?

    2. Как только общество смогло разгрузить женщин от родов, часть из них тут же "рванула" в политику. И начала бороться "за равноправие". И, кстати, право выполнять "мужскую работу" было частью этой борьбы. Теперь в развитых странах женщина имеет право сама зарабатывать себе на жизнь, не рожать детей, не выходить замуж, руководить государством. Чего же боле? Есть ли вина в этом мужчин?

    3. Если женщина решила выйти замуж и родить ребенка, ей никто не мешает (в странах европейской культуры). Но и от обязанности воспитывать ребенка не освобождает. Как и её мужа. Понятно, что кто что делает по дому - решают двое, он и она. Никто не имеет права вмешиваться в этот процесс. Более того, законодательства европейских стран, России в том числе, позволяют женщине работать, а мужчине сидеть с малолетним ребенком. Единственное, чего нет в законах, это разрешение женщине переложить беременности и роды на мужа. Увы, природа... Есть ли в этом вина мужчин?

    4. Эх, если бы достаточно было проявить внимание женщине один раз в году, а потом "не заморачиваться" со всеми этими цветочками, подарочками и прочей, любимой женщинами чепухой. Если бы достаточно было приготовить обед и вымыть посуду раз в год. Но, положа руку на сердце, вы такие семьи видели? Есть счастливые семьи, где каждый делает то, что у него получается лучше, на благо всей семьи. И есть несчастные семьи, где "делят роли".

    И если есть что-то циничное в 8 Марте, то это отношение некоторых женщин, использующих праздник, как повод "подколоть" всех без разбора мужчин.

    • Александр Ягольник, а вот какая-нибудь там Катерина Медичи ухитрялась и детей рожать, и политикой заниматься, и говорить на нескольких языках, и быть в курсе новейших по тем временам достижений биологии и химии (хотя бы на уровне травануть кого-нибудь). И не одна она была такая. И все это до того, как добрые мужчины изобрели современные акушерство и гинекологию и превратили дам из ходячих быстроломающихся инкубаторов в тоже-человеков.

      • Мария Семенихина, на Медичи работал весь Двор и вся Франция. Пример не корректный. Кстати, все её сыновья умерли раньше её. Была бы она чуть больше женщиной, чем политиком, глядишь и не было такого итога.
        Поинтересуйтесь, сколько детей рожали русские царицы и сколько из них доживало до взрослого возраста.
        А что говорить о крестьянках?
        Действительность была такова: мужчины гибли в шахтах и на полях сражений. Женщины при родах. Этим поддерживался баланс полов. А избыточные роды позволяли хоть и медленно, но расти численности человечества. Сравните, как меняется численность людей: 1750г - 0,8 млрд.чел; 1900 - 1,6; 1965 - 3,3; 2011 - 7. С 20 века медицина освободила женщин от бремени множественных родов.
        А супермаркет - от плиты. Стирмашина - от стирки. Продолжить?
        Но недовольство некоторых женщин жизнью растет год от года.
        К счастью, в этом мире есть и мудрые женщины.

        • Мария Семенихина Читатель 10 марта 2013 в 12:13 отредактирован 10 марта 2013 в 14:25 Сообщить модератору

          Александр Ягольник, а венецианские купчихи, занимавшиеся бизнесом покойных мужей, а японские жены самураев, с оружием в руках командовавшие обороной замков? На них тоже работала вся Франция? Ну и умирали дети Катерины Медичи не от недосмотра со стороны матери, а от того, от чего часто помирали любые другие дети (какие-то наследственные хвори... Дюма, конечно, порасписал, что они там все друг друга убивали и грабили, но иначе неинтересно читать). Причем четверо выживших (достигших совершеннолетия по крайней мере) взрослых детей - это не так плохо даже для такой безалаберной мамаши.
          Насчет царских семей - да я в курсе, сколько сиблингов, детей и внуков (включая невыживших и убитых во взрослом состоянии) было у Алексея Михайловича... Насчет Павла Первого (первая жена которого умерла от того же, от чего таки откачали боснийскую цыганку из фильма с Берлинского фестиваля), Николая Первого и его сына и внука все тоже в курсе... а вот у Ивана Грозного с этим как-то не задалось (три сына - не размах), Федор Иоаннович имел всего одну дочь, умершую в малолетстве, Александру Первому тоже не повезло. В царских семьях до Петра была другая проблема: куда девать такую толпу царевен? Как известно, у Петра была куча незамужних теток, которым тупо было некуда податься (замуж за неровню нельзя, а с Западом мы принципиально не общаемся). Хотя известно имя одной из них, Татьяны Михайловны, меценатки, по заказу которой в Москве строились многие церкви. Сестры Петра тоже так замуж и не вышли, потому что низя - ну и развлекались как могли (одна более экстремально, другая ограничилась драмкружком).
          Кстати, вопрос: вот чем ВАС конкретно так обидели женщины, что Вы просто спите и видите, как загнать их на кухню с дровяной плитой и заставить стирать щелоком в корыте, чтоб служба медом не казалась?

    • Александр Ягольник, обычно читатели комментируют текст, если что-то их зацепило хотя бы минимально. Об этой зацепке и пишут.
      Допустим, те 4 пункта, которые Вы предложили в качестве краткого содержания статья - мне кажутся банальными до оскомины, чтобы их обсуждать.

      • Ирина Сергеева, в комментариях, как не раз напоминали модераторы, должна обсуждаться статья. При этом должно быть обозначено, что понравилось/не понравилось в статье и с чем согласен/не согласен комментатор.
        Я, для четкого изложения своей позиции, кратко выделил основные положения статьи и показал, что они не проработаны, освещены поверхностно, привязаны к дате безосновательно.
        Если бы автор была более аргументирована и последовательна, она вполне могла написать статью, соответствующую заголовку, и показать на примерах, как женщины тяжело работают даже в наше время. И только раз в году их начальство и сослуживцы вспоминают о их женской природе.
        Но автор, увы, выбрала вариант "в огороде бузина, а в Киеве дядька", начав "от Адама". И в итоге "запорола" интересную тему.

  • Абсолютно дурацкий праздник, как и все навязаное.
    Праздник равноправия женщин? А что, у них каких то прав меньше чем у мужчин, детей или стариков? Какие равные права?
    Праздник весны? Да на большей части России в начале марта снег лежит и мороз за минус 10
    Праздник любви? Любить один день в году? Но это же глупость.
    И начинается: а вот вы нам должны, а вот вы обязаны. Да никто никому ничего не обязан, тем более один день в году. Просто надо женщин любить все время, дарить цветы, подавать "завтрак в постель", подставлять свое плечо, когда им трудно.
    А если кто то из женщин начнет заявлять что 8 марта мужчины должны то, должны это, то 8 марта они могут это получить. Но только 8 марта.

    • Александр Петров, да при чем тут равноправие, при чем тут праздник весны ...это у котов праздник весны, а у нас, у женщин, праздник женщин, не тех которые на баракадах стояли, а которые даже в этот праздник стоят на кухне и садятся со соими любимыими мужчинами за стол и мужчины поднимают бокал за женщин и только за женщин...и не говорите, что вы каждый день говорите нам комплименты, но хоть раз в году мы можем их услышать...

  • комменты не хуже статьи)

    Оценка статьи: 5

  • Не надо решать глобальных проблем, распределите обязанности в своей, отдельно взятой семье, и да прибудет с вами счастье

  • "В праздник цветы, весь год у плиты".
    Бывает множество других вариантов. Не считала, но возможно в нашей семье муж готовит чаще, чем я. Однако, и подаренные цветы не являются необходимым атрибутом оказания внимания в будни или в праздники. В каждой избушке свои погремушки. Мне, например, нравится иметь в лице мужа надежного друга и остроумного собеседника. Цветы, рыбалка, готовка и т.д. живут параллельно. Разные это вещи. Интерес к человеку не обязательно зависит от ритуалов.

  • Для начала - пара анекдотов.

    Возвращается американский турист из России и рассказывает: спросил у своего нового русского друга - Кто у тебя в доме готовит? - Жена! А кто стирает? - Жена! А кто посуду моет? - Жена! А кто с детьми сидит? - Жена!... Я не знал, что у русских многоженство!

    Сенсация: мужчина родил. Разумеется, куча корреспондентов с одним и тем же вопросом: КАК?! А он в ответ: сам не понимаю, но все началось с мытья посуды...

    Вот так и будет продолжаться "эмансипация" (если перевести это слово с латыни на русский - "омужчинивание") женщин, пока мужики рожать не начнут...

    А если серьезно...
    Когда-то распределил Бог роли в семье. Мужик на охоту ходил, харчи приносил женщина за домом да детьми присматривала. А мужик на женщине отыгрывался за всю свою усталость... не понимая, что та устает не меньше. Вот и сложилось в народе неверное впечатление, будто бы мужик глава, а баба... (непечатных выражений от меня не дождетесь). Вот и захотелось женщинам "эмансипироваться" (стать похожими на мужиков).

    И что мы имеем в итоге? Женщины (с бОльшим или мЕньшим успехом) занимаются "традиционно мужской" работой, а кто же будет делать "традиционно женскую"? Кому же, в конце-то концов, детей рожать?

    Короче говоря, услышал я недавно такую информацию: сегодня двое работающих (муж и жена) вместе зарабатывают меньше (разумеется, в пересчете на сопоставимые цены), чем сотню лет назад приносил в дом один мужчина. А расходов стало больше - если оба родителя работают, то кто же за ребенком присмотрит - Пушкин? - вот и приходится нанимать всяких нянечек да бебиситеров.

    Короче говоря, надо бы нам всем понять, что вести дом, рожать и воспитывать детей - дело не менее (если не более!) важное, чем зарабатывать бабки. А раз так, Женщина, делающая "традиционно женскую" работу, заслуживает не меньшего (если не бОльшего) уважения, чем мужчина, делающий карьеру.

    Кстати, интересную информацию я недавно услышал про Корею. Там весьма благосклонно относятся к тем девушкам, которые, поступая в университет, заранее планируют после его окончания "выйти замуж и не работать": если мама образованная, то и ее дети тоже получат хороший "старт" перед школой, что положительно отразится на образовании будущего поколения...

    Напоследок... Несколько лет назад на компьютерных курсах мне довелось познакомиться с хозяйкой частного детсада. Компьютеры она ненавидела, зато о "своих" детях говорила почти как о своих собственных. Я ее как-то спросил: так зачем же Вам эти курсы? - в Вас есть работа, которая Вам нравится, которая у Вас получается, которая, наконец, приносит неплохие деньги? А она в ответ: да, зарабатываю я как программист, но муж считает, что это "непрестижно"...

    • Нью Йоркер, не надо передергивать!
      Из ru.wikipedia:
      "Эмансипа́ция (лат. emancipatio) — освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах."
      Если перевести "эмансипация" на русский получится "очеловечивание". Признание равенства как людей.

      • Товарищи, вы латынь-то с инглишом-то не путайтё!
        Man - это человек по-английски. А в латинском языке есть слово манус (manus) - рука (да оно до кучи и женского рода)и глагол "капере" (с приставкой он превращается в -ципере) - брать, хватать, таким образом emancipatio - это "выпускание из рук". То есть до этого отец тебя за ручку держал и не пущал, а потом руку разжал - типа давай сам ножками-ножками, или владей Фадей нашей Наташей. Этимология с "рукой", конечно, тоже, видимо, народная, но "человек" тут точно ни при чем.

    • Ирина Сергеева Ирина Сергеева Дебютант 8 марта 2013 в 23:35 отредактирован 8 марта 2013 в 23:38 Сообщить модератору

      "Короче говоря, надо бы нам всем понять, что вести дом, рожать и воспитывать детей - дело не менее (если не более!) важное, чем зарабатывать бабки".

      Вот это открытия. Кому "всем" понять? Кому это может быть непонятно? Можно еще призвать понять, что земля "круглая" или "вертится". Вот мужу хозяйки детсада, похоже, уже не ничем поможешь, хоть на каких курсах выучись.

    • Нью Йоркер, Короче говоря, надо бы нам всем понять, что вести дом, рожать и воспитывать детей - дело не менее (если не более!) важное, чем зарабатывать бабки. А раз так, Женщина, делающая "традиционно женскую" работу, заслуживает не меньшего (если не бОльшего) уважения, чем мужчина, делающий карьеру.
      Мои аплодисменты!

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 8 марта 2013 в 01:58 отредактирован 8 марта 2013 в 02:12 Сообщить модератору

    Возможность определять пол ребёка до его рождения вредное достижение науки. Это вторжение в "естественную природу" чИрИЕвато нарушением баланса, о чём и говорится в статье на примере Китае.
    Но "процесс пошёл", возможно, будет задействовано "ручное управление" динамикой воспроизводства, последствия прогресса принудят к тому.
    ... Но демонических, властных женщин тоже немало. Часто можно наблюдать, как маска Золушки снимается и мы видим под ней довольно агрессивные проявления.
    ... Запомнился стенгазетный стишок по случаю.
    "Вас, самых добрых, самых лучших,// вас, самых замечательных людей // и мы несёмся, шапки нахлобучив, // чтобы поздравить в этот день."

    Оценка статьи: 5

  • А я вот вспоминаю, что в общем-то что-то типа 8 марта было еще в Древнем Риме, называлось Матроналии, причем праздник был именно ТОЛЬКО для женщин, а мужики вообще были не при делах (это не то что сейчас - праздник женский, а вкусняшку в лице курицы и тортика гоноши и в расчете на мужиков тоже). Глубоко забитые древнегреческие бабы праздновали свое 8 марта, правда, осенью и называлось это Фесмофории, но принцип был тот же: собираемся на природе с выпивкой и закуской, поем, пляшем, веселимся, а противоположному полу кошкин хвост (и о том, как на праздник в сугубо женский коллектив попытались проникнуть два мужика и как это чуть не кончилось для них катастрофой, написал одну из своих комедий Аристофан). Благо природа позволяла. Так что в мрачные годы античного мужского шовинизма все же была справедливость и для женщин.

  • Сейчас набегут закомплексованные мачо в растянутых трениках и разъяснят, что не мужское это дело - посуду мыть. Что-то мешает.