Гертруда Рыбакова Грандмастер

Трудно ли быть женой моряка?

За последнее время появилось в нашем интернет-журнале «Школа Жизни» много статей о семейных взаимоотношениях, о любви, о том, какими хотят женщины видеть мужчину, и наоборот, чего ждут мужья от своих жен. Может, я не совсем права, но сложилось мнение, что многие считают едва ли не главным во взаимотношениях полов сексуальные отношения.

Ну просто «плачут» молодые жены богатых бизнесменов и менеджеров от того, что их мужья сильно заняты работой (в общем-то, на благо семьи работают), мало бывают дома, приезжают усталые и не могут регулярно заниматься сексом. А «бедненькие» женушки, проспав до обеда, съездив в фитнес-клуб, в бутики, пообедав в ресторане, посудачив с подружками и лениво полистав дорогой модный журнал, начинают страдать от одиночества. И ни в одной из статей не было рассказано о женах тех мужчин, которые по роду своей деятельности уезжают, уходят из дома не на день, не на неделю, а на несколько месяцев. Это военные и торговые моряки, моряки рыболовецкого флота, геологи, путешественники.

Трудно ли быть женой моряка, я знаю не понаслышке, была ею 33 года — лишь последние 4 года своей жизни мой муж был береговым, сухопутным жителем — по состоянию здоровья не мог ходить в море. Когда я выходила замуж, совершенно ничего не знала о жизни и работе моряков, не представляла, какие трудности ждут меня в будущем. Поженились мы по любви, в возрасте 20-ти лет. Мужу оставалось учиться полгода в Клайпедском мореходном училище, я только перешла на четвертый курс Ленинградского Университета. Так что, через месяц после свадьбы разъехались по местам учебы. Первую долгую разлуку помогали перенести письма и надежда на то, что скоро мы будем вместе. Писали друг другу через день, хорошо, что тогда почта работала прекрасно, письма от Клайпеды до Ленинграда доходили за 3−4 дня. К слову сказать, теперь почтовые отправления преодолевают тот же путь за 3−4 недели.

Но главные трудности, как оказалось, были впереди. Мои наивные надежды, что муж после окончания училища распределится в Северо-Западное речное пароходство, т. е. Ленинград, не оправдались. Его направили штурманом, третьим помощником капитана на средний рыболовный траулер (СРТ) Клайпедской базы Океанического рыболовного флота. Муж стал не просто моряком, а рыбаком. Кто-то сказал давно, что «рыбак — дважды моряк». Точнее не скажешь. Кто бывал хотя бы раз на рыболовецких судах, хотя бы на экскурсии, может понять, в каких условиях рыбакам приходилось добывать рыбу. Теперь, конечно, суда стали большими, комфортабельными, бытовые условия значительно лучше. Но о судах и рыбаках — это уже другая история.

Когда родился сын, я хотела перевестись на заочное отделение и остаться в Клайпеде, однако жилья не было, хотя мы обошли множество квартир и домов, пытаясь снять «угол», из этого ничего не вышло. Вернулась заканчивать учебу. Муж ушел в свой первый рейс в Норвежское море на 4 месяца. Тогда самые короткие рейсы были 3,5−4 месяца, потом они все увеличивались, и в 80-е годы уже уходили на 6 месяцев, а то и на семь. За время первого рейса я написала мужу 30 писем! Отсылали мы их (я имею в виду морячек) на почтовое отделение рыбного порта, там их накапливали и отправляли с оказией, когда на промысел шло какое-то судно. Муж рассказывал, какую радость испытывали моряки, получая сразу по несколько писем! Ведь тогда не было еще Интернета, да и радиосвязь была только служебная. Уже значительно позже, где-то в конце семидесятых, стали разрешать переговоры по радиотелефону морякам с родственниками, на 1−2 минуты. Слышимость — ужасная, иногда сведения передавали через радистку на берегу, что так можно сказать? Обычно говорили: «У нас все нормально, хорошо, ты не волнуйся, береги себя». Еще был обмен радиограммами, в которых кроме как: «Все нормально», тоже ничего не напишешь.

После окончания учебы я приехала уже на постоянное житье-бытье в Клайпеду, с годовалым ребенком на руках. Начала работать в школе, долго искали, где снять жилье, и лишь через 4 месяца это удалось. А до того ютились в квартире свёкров, маленькой, (26 кв.м.), без всяких удобств, где, кроме нас, еще жила с семьей сестра моего мужа. Поэтому, когда муж после очередного рейса вернулся в съёмную маленькую квартирку, в мансарде, тоже без всяких удобств, мы были с ним на седьмом небе от счастья! А уж когда через год получили комнату в коммуналке, радости не было предела! Это надо лично прочувствовать. Пока муж был в рейсе, я сделала ремонт с помощью соседки, тоже морячки, купила шкаф и диван-кровать. Никогда не забуду, как муж, впервые войдя в «свою» квартиру, восторженно ходил по комнате, гладил рукой диван, трогал шифоньер, и спрашивал: «Это правда, все наше?».

Говорят, что долгие разлуки делают любовь только крепче. Думаю, что это правда. Если любовь есть, то трудности преодолимы любые. Те, кто постарше, наверняка помнят песню «Над Кронштадтом туман…», в ней есть такой куплет: «Будь спокоен, моряк, верность лучший маяк, никакой ураган, ураган не погасит любовь, а кому не понять, как любимого ждать, спросят пусть, спросят пусть у подруг моряков…». Любовь и верность жен помогают труженикам моря в их тяжелой работе, а женам приходится учиться терпеть и ждать.

Судьба жены моряка оказалась нелегкой. Встретив мужа после очередного рейса, я начинала рыдать и канючить, чтобы он «бросил море», чтобы устроился на берегу, а муж уговаривал меня: «Вот еще рейсик схожу, и все, буду дома, сменю профессию». Сколько слез было пролито! Наверное, Балтийское море стало соленым не только от моих, но и от слез многих рыбачек! Проходил рейс за рейсом, все повторялось, пока я не поняла, что муж не может жить без «своего» моря, без судна и команды. Он часто напевал: «…Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, как море мертво без меня…»

Что же помогало преодолевать разлуку и одиночество? Однозначно скажу — труд и терпение, этому нас учили в детстве. Не зря говорят — «Терпение и труд все перетрут». Ведь то, что достигается своим трудом, всегда ценится. Пришлось многому научиться — не только варить, шить, вязать, но и белить потолки, клеить обои в квартире, собирать и переставлять мебель, ремонтировать утюг и пылесос, и т. п. (тогда ведь не было службы «муж на час», да и не поняли бы, пригласи я чужого мужчину на помощь). А самое главное, самой воспитывать детей так, чтобы они не чувствовали долгого отсутствия папы.

Зато сколько радости приносили встречи после долгой разлуки! Знаю, как надоедали мы диспетчерам рыбного порта, бесконечно названивая по телефону, чтобы уточнить время прихода судна. И порой часами стояли с детьми у проходной, ожидая, когда нас, наконец, впустят на территорию, проведут к нужному причалу, к которому уже швартуется «наше судно». За 37 лет семейной жизни я не работала только 2 года после рождения второго сына, и эти годы были самыми, если не трудными, то тусклыми. На работе время летит быстро, там интересно, чувствуешь себя нужным людям, а когда весь день копошишься с домашними делами, такая тоска и грусть! Мне не понять тех женщин, которые не хотят работать.

О судьбе жен моряков можно расказывать бесконечно много. Когда в 2001-м году трагически погиб экипаж АПЛ «Курск», в Санкт-Петербурге решили создать памятник верной и любящей «Жене моряка». Был создан, как у нас водится, специальный общественный фонд во главе с капитаном первого ранга, проводились целых три конкурса на лучший проект. Но прошло уже шесть лет, и вот недавно появилось известие, что 26 сентября этого года в устье реки Смоленки на Васильевском острове состоится торжественная церемония освящения закладного камня под памятник. Когда же будет сам памятник, никто точно сказать не может. А вот в Украине одесситы оказались проворнее, у них уже в 2002-м году появился памятник «Жене моряка». Мне этот памятник очень понравился, спасибо одесситам!

В заключение хочу пожелать всем женам, не только морячкам, быть любящими, верными, терпеливыми, трудолюбивыми, хранить семейный очаг, ведь говорят — муж держит дом за один угол, а жена за три!

Обновлено 17.02.2015
Статья размещена на сайте 20.09.2007

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Екатерина Фёдорова Читатель 8 января 2017 в 03:45 отредактирован 23 мая 2018 в 19:08

    Чувства от прочитанного зашкаливают !
    Я хоть и не жена моряка ,но все таки видимо бабушкина судьба передаётся мне .Она всю жизнь деда с моря ждала ,потом с леса , я теперь жду своего жениха с Африки . Очень тяжело не только морячкам ,у меня он парашютист ...второй рейс с перерывом в 1,5 месяца(((как прилетел в первый раз начали жить вместе ,и не успев прочувствовать все прелести опять улетел (((уже 4 месяц пошёл,очень грустно ,хоть и общаемся каждый день ,не представляю в таких муках себя всю жизнь
    Из активистки оптимистки я превращаюсь в унылое :овно
    Не знаю как дальше так жить очень тяжело
    Особенно когда видишь как подруги живут и радуются своим половинкам ..все делают вместе ,а у меня чувство неудовлетворённости из за того что мне ничего не остаётся кроме как принять его выбор ;(

  • Интересно, что это русские делают в Сирии? Родину защищают? А за информацию спасибо от Белого Дома и Пентагона. А то бы мы так и не узнали что Россия уже несет мир Сирии

  • Ирина Воронцова Читатель 9 июля 2013 в 10:58 отредактирован 27 мая 2018 в 19:34

    я плачу после статьи и всех комментариев уже 30минут.....мой парень..самый ЛЮБИМЫЙ на свете вчера ушел в море...в опасную зону-Сирию!!!!он у меня военный моряк...и самое страшное что никто не знает на какой срок ...может 6 месяцев,а может и год...мы только 8 мес прожили вместе и море забрало его у меня...каждый день 20 часов в сутки плачу....я знаю ,что обязательно дождусь его и все будет хорошо,но сердце кровью обливается..и слез не могу сдержать(((спасибо за статью...стало легче)улыбка сквозь слезы!я не одна такая)другие выдерживают и я выдержу!"

  • НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ(из цикла Детское для взрослых)
    автор Владимир Шебзухов

    Быль

    Из дальнего плаванья, в лоно семьи,
    Вернулся глава дома, мичман.
    Дочурке, жене оставаться одним,
    Давно уже стало привычным.

    И дочка успела болтушкою стать.
    От, время летит! Не угнаться…
    Едва лишь сумела родного обнять,
    Спешила скорее общаться.

    «Сказала мне мама, что на корабле,
    Я не поняла, труд твой – «адский»!
    Когда-нибудь, может, расскажешь ты мне,
    О жизни своей… кораблятской!»

    Отец удивлён – стала дочь говорить,
    Лопочет Такие слова…
    Но волку морскому тут не возразить…
    И мама, и дочка права!

  • СВЕТЛАНА ЛЫСЕНКО Читатель 1 ноября 2010 в 12:34 отредактирован 24 мая 2018 в 12:48

    Гертруда Рыбакова, спасибо...Мне эта статья дала понять, что путь, который меня ждет трудный, но прекрасный. И благодаря интернету я могу общаться с любимым чаще. У меня ведь первый рейс. Его нет уже 3 месяца, а я жду его ..беременная. И не знаю, успеет ли к родам. Я взрослая девушка и шла на это сознательно, но все таки надеялась, что будет легче...Но люблю его безумно и буду ждать !

  • Луиза Рыбакова Читатель 25 сентября 2009 в 19:24 отредактирован 23 мая 2018 в 08:10

    Спасибо большое за статью) абсолютно случайно наткнулась на этот сайт..от последнего комментария вообще прослезилась,не выдержала(( Я из Одессы,мне 23, мой парень сейчас в рейсе...Две недели назад он заходил в порт соседнего города на погрузку зерна,и целую неделю я была с ним на пароходе - это было такое счастье,мы не могли нарадоваться друг другу! Расставание было очень тяжелым(( Потом признался, что чуть не плакал, когда заходил в свою каюту, а меня там нет...Нам очень тяжело друг без друга...и я понимаю, что его рейсы с каждым разом будут все длительней, и я буду ждать и скучать, потому что я люблю!
    Знаю точно, море превращает мальчиков в мужчин-серьезных, ответственных и искренне любящих. Моряки действительно НАСТОЯЩИЕ

  • Анна Кондратьева Читатель 14 мая 2009 в 21:53 отредактирован 22 мая 2018 в 18:55
    в первый раз

    Уважаемая Гертруда!
    не знаю даже, радоваться мне оптимизму Вашей статьи или плакать.. хотя слезу пустила сразу же, как увидела заголовок. дело в том, что мой любимый, с которым мы вместе 2,5 года, моряк. и на следующей неделе он уходит в очередной рейс. второй раз за то время, как мы начали встречаться, а потом и жить под одной крышей. Сейчас он находится в Калининграде (я в Москве), оформляет документы. а я маюсь, места себе не нахожу, хотя и окружена родней, друзьями, работаю в интересном месте с отличным коллективом. Рейс продлится полгода и я помню это каждое утро, когда просыпаюсь и каждый вечер, когда ложусь спать. Конечно,чтобы окончательно не расклеиться я ищу плюсы в профессии моего единственного. Самый неоспоримый: моряки - абсолютно НАСТОЯЩИЕ. это люди уникальные, тонкие, непохожие на окружающих меня мужчин (пусть никто не обижается, но особенно непохожие на московских ребят). Это люди очень мужественной и по-настоящему серьезной профессии (вторая категория, на мой взгляд, это военные). А второй плюс - это тот факт, что хоть мой любимый и далеко, хоть мы и увидимся только осенью, я не одна и я знаю, что там далеко меня любят и думают обо мне. Я смотрю на девчонок, которые хоть и выглядят веселыми, но в душе очень одиноки, и думаю - пусть лучше будет так, пусть моряк, но зато мой, родной и незаменимый, и всегда возвращающийся в мои объятия!!!!! Поэтому я знаю, что даже не благодаря работе и поддержке окружающих (хотя это тоже очень помогает), а благодаря настоящей взаимной любви можно все преодолеть. И время, и расстояние, и грусть.. Желаю всем любить и быть любимыми, находить свои половинки и ждать их - с работы, из командировок, из рейсов. Ради прекрасного момента воссоединения!

  • Написано отлично, но, жена военного моряка, рыбака и торгового моряка - три боооольшие разницы.

    Оценка статьи: 5

  • Без комментариев.

    Снимаю шляпу, склоняю голову. Честь и слава Женщине.

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда, Вы правы по поводу того, что не было в журнале статей про жен моряков...
    Я недавно поймала себя на мысли о том, что я не встречала статей и про жен военных. Хоть эта тема мне очень знакома...И возможно в будущем я напишу про это.
    Я дочь военного и возможно, могла бы стать и женой военного, если бы не война в Чечне, на которую, мой пока несостоявшийся муж отправлен!(
    Статья отличная. И надо отдать должное тем женам,которые дождались таки своих мужей и остались им верны!
    Многим современным барышням надо бы поучиться такой преданности и верности!

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Пашарина Татьяна Пашарина Читатель 16 ноября 2007 в 00:32 отредактирован 20 мая 2018 в 16:38

    Очень душевно и оптимистично написано!
    Видно, правда, что каждому Господь дает по силам его,
    чтобы каждый мог нести свой крест. У каждого своя судьба...

    Оценка статьи: 5

  • тронуло за душу...

    Оценка статьи: 5

  • Впечатлило, хотя сам житель приморский, и все это на моих глазах...

    PS пара опечаток:
    сделала ремонт с помщью соседки
    бесконечно названивая то телефону

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда, удивительная статья! Прочла на одном дыхании...

  • Любая дорога - и море, и небо, и трасса - наркотик. Соскочить практически невозможно, тянет всю жизнь. Сам когда-то ждал отца с рейсов, а потом туда же, в моря подался. Флот развалили - несколько лет на берегу, как рыба, жабры сушил, тосковал до тех пор, пока за баранку не сел; теперь - дальнобойщик, тоже дома не показываюсь . Памятник наши жены заслужили, и не один. +5

    Печально вечер догорит,
    и в темноте растает пристань;
    и чайка белая летит
    приветом из прошедшей жизни.
    Лизнет соленая волна
    твои натруженные ступни;
    затянет берег пелена -
    и снова море неприступно.

    Годами бороздя волну,
    в удачу безрассудно веря,
    как много нас пошло ко дну,
    как мало нас сошло на берег...
    Но вновь, рассудку вопреки,
    пьяны простором беспробудно,
    в поход сбирались моряки,
    забыв, что море - неприступно.

    Пытались шарик обогнуть
    и англичане, и славяне;
    искал по звездам шкипер путь,
    не зная ничего заранее.
    Кто там Америку открыл,
    Колумб? Вопрос, конечно, спорный.
    Он положил немало сил,
    но море снова непокорно.

    От древних викингов до нас,
    и от галер до теплоходов,
    пытались моряки не раз
    уйти в морях от непогоды.
    Но, ухмыльнувшись, небеса
    пошлют тайфун от мыса Горна -
    и сгинут люди в полчаса;
    как прежде, море непокорно!

    Не взять осадой эту твердь,
    не взять атакой и с наскока,
    и ты уж нА слово поверь -
    от драки с морем мало прока;
    чтоб в море жить, чтоб им дышать,
    чтоб вновь родной увидеть берег,
    стихию надо У-ВА-ЖАТЬ! -
    тогда она тебе поверит.

  • Господи, как всё верно. Прослезилась. Я - дочь моряка. Я ждала папу и росла без него. Скучала и плакала. А папы не было дома по полгода, по году. Однажды он ушёл в плавание на 2 года. Мы уже и квартиру успели получить, я уже и подрасти успела.
    Иногда папа пытался уйти, остаться на суше. Но тосковал по морю - и снова уходил в плавание. А потом вдруг выяснилось, что мама с папой никогда толком и не жили вместе, и не знают друг друга... А в 2002 папа ушёл в своё последнее плавание. Погиб он где-то в Греческом порту. Подробностей мы не знаем до сих пор. Тело прислали через две недели в оцинкованом гробу.
    Не знаю, сможет ли оценка 5,выразить моё отношение к теме и к написанной статье. вряд ли.
    спасибо Вам

  • Прекрасная статья. Тёплая и душевная. Тяжёлая жизнь у моряков и их жён. Мне до сих пор не понятно, ка можно так жить и жертвовать ради моря домашним уютом, детьми, семейным счастьем. Я не пониаю, как может мужчина обходиться без секса по полгода. Для меня это просто ужасно. Почему бы на вертолётах, хотя бы раз в месяц не доставлять жён на свиданье на корабль?

    Оценка статьи: 5

    • спасибо!

      Господи, о каких вертолетах вы говорите! ведь рыбаки промысел ведут часто так далеко от берега! Да в те времена разве руководство заботилось о нормальных условиях работы? Главное - план, любой ценой! Нормальной питьевой водой не могли снабжать, судно с экипажем в 24 человека(СРТ) брало в танки воду на половину рейса, а потом пополняло запасы на плавбазах, часто тоже водой 2-х месячной давности, либо опресненной. В конце 70-х на всех новых судах стали ставить опреснители, опресненную воду подсаливали до уровня нормальной. А обходиться без секса- поработайте в качку 10-12 часов( а то и больше) кряду с рыбой каждый день, наверное, только бы до койки доползти.Конечно, торговые моряки жили и живут совсем по-другому.

  • Душевная статья. Моя 5

    Оценка статьи: 5

  • Знаете, я не хотела писать в первом комменте отчего люди ловили вход флотилии в гавань - славенята с погибшими членами экипажа входили в гавань со спущенным флагом. А в Одессе тех времен почти в каждой семье кто-то плавал. Мореходок только 6 штук было. Китобойцы гибли в море по всяким разным причинам. Соберите 2000 человек мужчин, забросьте их в неестесственный для них климат, тюремную обстановку, вахты через каждые 4 часа, питание из концентратов, вода с уксусом или вином - даже от естесственной смертности при таких услових ....сколько? Кстати высокая смертность на флотилии отодвинула получение ее командующим Соляником Героя соцтруда.
    И насчет золотых гор хочу еще раз сказать, что деньги были у тех, кто ходил в загранку. Не за счет зарплат, а за счет фарцовки. Знаменитая одесская барахолка стояла на моряках сухогрузного и танкерного флота. А какой шмон погранцы учиняли. Списывали в каботаж за лишнюю пару нейлоновых носков. Где только не прятали морячки заначки. Суда на рейде сутками держали пока не обшмонают. Но прятали и возили. И на это как-то жили и весь город одевали. А за бугром? - выпускали на берег пятерками + замполит или стукач првереный. Списки были у команды - сколько чего можно ввозить. И не дай бог! Кроме того были спец.магазины, где торговали для моряков на боны, где было все, что народу недоступно.Тоже крутились - кому телек перепродать, кому ковер. А рыбак? Ну. дадут зубатки-палтуса пару ящиков на берег. В 70 годы в одесской области оставался всего один рыбколхоз - девченка молодая была председателем. Людой звали. Малюська такая, метр с кепкой. Ловили только криль и мидии на корм скоту. Еще тогда черномрский рыбфлот сдох, да и какая рыба - море так угадили. Скукмбрия ушла, луфарь ушел. Бычки лиманские остались, и те зеленые как жабы

    • Спасибо за комментарии!

      Лаура, огромное спасибо за такие пространные коментарии, вы как очевидец знаете все проблемы моряков. Да, здоровье моряки-рыбаки гробили в рейсах.На кладбище в Клайпеде пойдешь - все знакомые фамилии штурманов и капитанов, все еще не пенсионного возраста, мало кто из них доживал до пенсии. Муж здоровье потерял в рейсах в Мавританию и Анголу, ушел из жизни в 57 лет, из которых морю отдал 36!Когда в период развала Союза литовский рыболовный флот стали распродавать на металлолом ( даже суда совсем не старые, 10 -летней постройки, супертраулеры), многие моряки просто не выдерживали психологически, у кого инсульт, у кого инфаркт. Муж в своих воспоминаниях описал случай, когда в 1968 году руководство плавбазы, находящейся в промысловом районе,в Норвежском море, решило в честь 7 ноября провести парткоференцию, на борту плавбазы. Надо было высадить с каждого промыслового судна( в основном типа СРТМ) делегатов на плавбазу, т.е. суда должны были пришвартоваться к борту базы. И хотя начался шторм, ветер был более 7 баллов, решение не отменили. Во время швартовки одно судно получило пробоину ниже ватерлинии, и вскоре затонуло. Хорошо, что людей всех удалось спасти, их эвакуировали на спасательных плотиках(ПСН-10). А что при этом пережили люди?Таким вот было отношение к рыбакам.

  • Мой дядька прокапитанствовал в Мурманске на БМРТ всю жизнь. Не густо жили, какие заходы заграницы у рыбака? Берега не видели толком. Он так треской провонял, что и на пенсии не выветрился. Здоровье треске этой все отдал, артрит его так скрутил, что крюком ползал еле-еле. Да и сухогрзучики в каботажке худо жили. А кто вообще нормально жил, вспомним, торговцы и таксисты. ворюги при базах, складах. Вся страна бедно жила, но кому-то на берегу можно было в ЛБ от 9 до 5 груши окалачивать, дома ночевать. Морячки - куда денешься с подлодной лодки?

  • Как тепло и душевно стало после Вашей статьи. Какими кажутся мелкими обиды за сорваный поход вдвоем на концерт, в гости. За его приходы домой, когда уже видишь 10 сон. За отпуска порознь.
    Я помню, когда еще существовала китобойная флотолия "Слава", рыбаки и их семьи жили в китобойном поселке. Он так в Одессе и назывался. Одесситы звали его в шутку поселком соломенных вдов. Уходила "Слава" на 9-10 месяцев. Сводки можно было узнать только в пароходстве. Радиограммы у "вдов" не принимали, только к крайних случаях. Семьи жили с удобствами во дворе, печи топили углем, его таскали ведрами. По 9 месяцев в году жена без мужа, дети без отца. А случаев разводов, измен никто не припомнит. Крепкие были семьи. Кто-то что-то подумал? нет, больших денег китобои не привозили. Платили им вдвойне, половину получала семья на берегу. А вторая как приходила, так и уходила. Машин с гаражами я не припомню в поселке. Только когда приходила флотилия, пирс встречающих не вмещал - вся Одесса встречала моряков. Это был общий праздник всего города. На жен рыбацких смотрели как на героинь. Я еще пацанкой совсем была, всегда ходила на берег смотреть как флотилия в бухту входила, такой трепет пробирал. Можете гордиться собой и своим мужем. Здоровья и долголетия вашей семье.

    • Спасибо!

      Лаура, здравствуйте! Вы очень глубоко прочувствовали судьбу жен моряков. Про "Славу" и другие китобойные флотилии - вроде бы еще была "Украина", может ошибаюсь в названии, знаю в Калининграде тоже были китобои, у них жизнь в каком-то плане была еще труднее, чем у рыбаков из-за продолжительности рейсов, но там на базах хотя бытовые условия были легче, комфортнее. Да, а уж про оплату труда, вы правы. Больших денег рыбаки не получали, особенно те, кто не имели заходов в иностранные порты, а малые и средние суда их не имели до начала 80-х годов. Да еще и план не всегда выполняли, тогда, за вычетом аттестатов, получать на руки было нечего. Бывали случаи, что вернется судно после 4-х месячного рейса, а рыбаки даже в долгу перед Базой, вычли "лавочку", аттестаты и все! Надо опять в рейс собираться. Спасибо за комментарий.

      • Я вот после 80-х помню, до этого нет....
        Жили по-разному. Моног женщин работало на плавбазах - рыбу шкерили (потрошили). Китобойки уже не было в К-де. Были Реффлот, Трансфлот, Институт Океанографии (тоже в море ходили!), ну и Речфлот вроде (не помню). Некоторые зарабатывали ого-го в сравнении с тем что на берегу можно! За моряков девченки замуж очень даже хотели. Конечно, это не по военным городкам мотаться, да и на заводах и фабриках столько бы не получали . Ну и все эти "Альбатросы" - мечта! Особенно на ТРах - рейсы короткие и из-за границы не вылазили. Но не все, конечно... Были и прогарные рейсы - не зарабонали ничего на пай, домой толко долги с лавочки принесли. Но разве деньги это главоне? Даже те кто зарабатывал хорошо - не видеть семью месяцами... И гибли ребята - "Тункан" от Пионерской базы затонул - такое горе. Были и несчастные случаи - то в трюм упадет матрос, то в нефтяной танк, то ноги перебьет. Так что жены провожали - рыдали...

        \А, в 90-е от флота ничего не осталось. Ребята уходили в рейс на пару месяцев, а рейс растягивали на полтора года иногда. А жена дома. Ни жена, ни вдова. И ведь молодые девченки...

        Оценка статьи: 5

  • статей на тему о семейных взаимоотношениях, о любви

    Вот тут надо бы определиться: либо статей о чем-то, либо статей на тему чего-то.

    Первый вариант лучше - убираем лишние слова.
    Сам очерк очень хороший, написан хорошо, читается с большим интересом.
    Иного отклика, кроме теплого, я и не предполагаю для такого материала.

    Оценка статьи: 5

    • трудно, очень. Малые дети папу только на фото и узнают. Как мать-одиночка, все сама. Не слишком большая разница, даже если очень хороший муж, просто его никогда дома нет, болеют ли дети, случилось ли несчастье. Но и хорошего много тоже - какдый приход домой, как праздник. Моряцкие жены заслужили памятник - это уж точно!

      Оценка статьи: 5