Дело в самом понятии атмосферного давления. Помните, Ильф и Петров писали: «Вы знаете, Зося, — сказал Остап, — на каждого человека, даже партийного, давит атмосферный столб весом в двести четырнадцать кило … Это закон физики. А может быть, действительно никакого столба нет и это одна моя фантазия?» Нет, это не фантазия Остапа Бендера, это действительно закон физики. Кстати, великий жулик Остап в тот раз почти не слукавил, на 1 квадратный метр поверхности давит столб весом почти 10 тонн (если учесть сечение человека, то выходит 400−800 кг). Этот вес ученые и называют давлением.
Измеряется атмосферное давление в различных единицах: в научных кругах более понятны миллибары и гектопаскали, а вот обывателю привычнее слышать миллиметры ртутного столба: то есть, какой высоты должен быть столбик ртути, чтобы создавать то же давление, что и столб воздуха. Кстати, на уровне моря нормальным считается давление в 760 мм рт.ст., а вот на высоте 5 км оно уже в два раза ниже. А на 100 км и вовсе близко к нулю! В очень простом приближении при подъеме на 10,5 метров давление упадет на 1 мм рт.ст.
Высота Москвы над уровнем моря, а точнее — метеостанции на ВДНХ, где производятся измерения, составляет 156 метров. Ну, а Санкт-Петербург, лежащий на берегу Балтийского моря, находится на высоте около 6 метров. Как видите, разница в высоте: 150 метров. Не сложно посчитать, что разница в атмосферном давлении составит 14 мм рт.ст.
Чтобы не было такой путаницы, метеорологи приводят атмосферное давление к уровню моря, то есть если бы высота станции была равна нулю. А затем уже рисуют по этому самому давлению на уровне моря свои синоптические карты, находят циклоны и антициклоны… Но вот в прогнозе погоды звучит реальное атмосферное давление, никуда не приведенное. Отсюда и возможная путаница, и впечатление, что в Санкт-Петербурге давление всегда выше, чем в Москве. Отнюдь… Такая вот метеорологическая арифметика!
Автор: главный редактор сайта meteo-tv Александр Чернокульский.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...