• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Никита Плащевский Дебютант

Можно ли вылечить алкоголизм?

Моя прошлая статья на тему химической зависимости и созависимости вызвала бурную реакцию, дав материал для следующей работы. Основные дебаты были вызваны разными толкованиями понятия «алкоголизм», именно об этом — очередной материал.

pixabay.com

Можно ли вылечить алкоголизм?
 — Нет.
Можно ли бросить пить и жить счастливым даже после 30 лет ежедневной выпивки?
 — Да.

Почему я позволяю себе писать на эту тему?
Я не ученый, не медик, не психолог.
Я пишу это все как алкоголик и наркоман, который после 15 лет активной зависимости вот уже 7 лет остается трезвым. Все 7 лет активно изучал (и продолжаю изучать сегодня) свою болезнь, так как для меня это вопрос жизни и смерти.

Информацию, которой я делюсь «своим языком», легко можно найти на языке вполне научном, со всевозможными ссылками и комментариями.

Здесь я излагаю сквозь призму личного опыта.

Похоже все заблуждения на тему алкоголизма начинаются с одного — у всех людей одинаковая реакция на алкгоголь, просто одни «знают меру», другие — нет.

Это очень распространенная идея — мол, алкоголик — это тот, кто под забором, а «нормальный мужик», если захочет, сам в любой момент остановится сможет, а если не останавливается, значит, «нет проблем», либо он просто не понимает и ему объяснить можно, либо такой уж человек слабовольный (или нехороший).

Позвольте предложить иную точку зрения, основанную на предположении, что одни люди отличаются от других относительно своей реакции на алкоголь.

Есть «обычные люди», у них реакция на алкоголь обычная. Они могут много пить, могут пить часто. А могут и не пить вообще. Или выпить и остановиться. Или напиться очень сильно, а на следующий день пойти на работу и до следующего праздника не вспоминать об алкоголе.

И есть другая группа людей, назовем их «алкоголики». У этих ребят механизм контроля количества выпитого либо сломался, либо его и не было вовсе.

У этих людей реакция организма на алкоголесодержащие вещества совсем другая, и характеризуется она полной потерей контроля над количеством выпитого.

Причем теряется контроль сразу после попадания в организм любого количества любого алкоголя. Включается так называемая «тяга», которая требует еще и еще. И никакая сила воли совладать с этой «тягой» неспособна, как никакая сила воли не может справится с температурой, аллергией или поносом.

Как у одних людей — особая реакция на пыльцу. У всех — ничего, а у некоторых — слезы и сопли. Ну вот так организм реагирует. У этой группы людей (которых принято называть алкоголиками) та же самая аллергическая реакция на вещества, содержащие алкоголь.

Обычных людей уже тошнит или в сон клонит, а для алкоголика это сигнал от том, что все только начинается, и «давай, наливай!», одни с утра на выпивку смотреть не могут, а алкоголик без выпивки умирает. И никакого отношения к волевым, моральным качествам или ответственности это отношения не имеет.

Это на всю жизнь. Если «предохранитель» в организме сломан — все.
Это не лечится. Такая реакция на алкоголь будет всегда, даже если 30 лет не пить, а потом выпить — включится «тяга», человек уйдет в запой, причем в еще более страшный, чем до этого, потому что организм за это время моложе не становился.

Итак, с реакцией тела разобрались. Казалось бы, все просто. И многие это свое отличие от «обычных людей» понимают, поэкспериментировав пару десятков лет. «Все. Я понял. Мне нельзя пить первую рюмку. Аллергия. Хорошо. Не буду!».
Принято очередное твердое решение.
И человек продолжает пить. Почему?!

Есть и вторая особенность этой группы людей. Уже психологического свойства.
Это неспособность отказаться от первой рюмки, несмотря на серьезные решения, клятвы и понимание последствий. Такое выборочное безумие. Во всех остальных случаях носитель такого безумия может быть более чем адекватен, во всех, кроме алкоголя.

Эту группу людей отличает неспособность жить и радоваться жизни без алкоголя, «синдром хронического несчастья», «острая радостинедостаточность».

Ученые называют это пониженным содержанием, или способностью выработки эндорфинов (для любителей во всем разобраться досконально существуют горы специальной литературы). Я со своей колокольни. Не радуемся мы, когда другим хорошо. Плохо нам, и все тут. Вот все вроде хорошо, а нам — не очень. Уж не пишу, когда по фактам всё «не слава Богу». Всё нам не так, не там, и не тогда. Как-то неуютно. Не на месте. Не интересно. Понимаете? И закручиваются гайки, и сжимается пружина.

Долго так не протянуть. Потом, какие бы ни были обещания, зароки, серьезные дела — мы напиваемся. И ничего тут не поделать.
«Ну как он мог выпить накануне важной сделки/экзамена/свадьбы?! Вот урод/слабак/нехороший человек».
А он НЕ МОГ НЕ ВЫПИТЬ.

Пример. Оказывается, невозможно покончить жизнь самоубийством, задержав дыхание. В определенный момент инстинкт отрубает сознание и дышит.

Точно так же и здесь. Радость, счастье — это «дыхание души», стремление к счастью и радости — тоже инстинкт. И так получилось, что для многих людей состояние радости и счастья когда-то давно связалось с алкоголем или наркотиками, и хотя уже давно этой радости нет, а есть боль и потери, мозг искомое состояние помнит, и когда душа совсем задыхается без радости, он отрубает всякий здравый смысл, и мы идем в бар, или покупаем наркотики. Вот так.

Это — аллергия организма, особенность психики — не лечится.
Это на всю жизнь, как инвалидность.

И, тем не менее, тысячи людей с подобными особенностями живут трезвыми и радуются жизни, несмотря на десятилетия жёсткого употребления.

Я в их числе. Сегодня я — отец троих детей, муж успешной актрисы, автор многих социальных проектов, таких как: «Созвездие Героев» — ежегодная церемония вручения премии «Золотое солнце» людям с ограниченными возможностями, «9 кадров» — юмористическое скетч-шоу, в котором заняты дети — ученики школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Динамика», «Трезвая страна онлайн» — сообщество в социальных сетях для зависимых и созависимых людей, специалист по реабилитации детей-инвалидов — автор и художественный руководитель театральной студии для детей-инвалидов «Солнечный кружок» в ЦСРИиДИ Красносельского района Санкт-Петебрурга, КМС по пауэрлифтингу и боксер, в конце концов.

А так же — алкоголик и наркоман с 15 летним стажем, отец, который напился, когда шел в больницу со смертельно больной дочкой, сын, который продал квартиру матери, чтобы отдать долги, муж, улетевший отдыхать на юг, когда жену выписывали из больницы с маленьким сыном, родившимся семимесячным в полтора килограмма весом. Это моя история. Я ей не горжусь. И забывать — тоже не хочу. Пишу об этом только для того, чтобы пояснить — я там был. И нашел путь домой.

Сегодня я благодарен моей семье за то, что в моменты моего безумия, моей болезни, они оставались рядом, надеялись, верили и ждали.

Свой опыт, опыт других алкоголиков и наркоманов, сумевших изменить свою жизнь, опыт тех, кто жил рядом с зависимыми людьми, а сегодня выздоравливает вместе с ними, а так же знания профессиональных специалистов, я собрал в 30-дневном онлайн курсе «Вне зависимости» для родных и близких людей, употребляющих алкоголь или другие наркотики.

Статья опубликована в выпуске 25.11.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если человек получает удовольствие от алкоголя, его вылечить нельзя! И он сам ни за что не захочет. Будет все свои деньги пропивать, его не волнует, есть дома что-нибудь покушать или нет. Но изволь его вовремя накормить, а то начнет скандалить.Если вдруг деньги кончатся, он будет попрошайничать, но на "фанфурик" всегда деньги найдет. Их уже не исправить, они паразиты общества, семьи.

  • Юлия Дорм Читатель 7 декабря 2015 в 22:26 отредактирован 24 мая 2018 в 19:58 Сообщить модератору

    Никита, все хорошо и правильно написал, молодец, что трезвый! Но реклама своего он-лайн лечения - не хорошо! Хим зависимость так не лечится. Это не Миннесотская программа, это - Россия!

  • Никита Плащевский Никита Плащевский Дебютант 26 ноября 2015 в 19:45 отредактирован 26 ноября 2015 в 19:46 Сообщить модератору

    "Печальненько" - или - "Слава Богу!" - к счастью, зависит от нашего сознательного выбора. Для меня - Слава Богу за всё.
    Есть позиция мухи, и есть позиция пчелы.
    Каждый - прав, мир полон того, что он ищет.
    Свобода выбора, знаете ли... И ответственность.

  • Игорь Павлов Читатель 26 ноября 2015 в 13:10 отредактирован 24 мая 2018 в 19:57 Сообщить модератору

    Да уж... печальненько.

  • Предоставить возможность алкоголику жить своей алкогольной жизнью со всеми вытекающими (и в буквальном смысле слова) последствиями. С потерями. Только такой подход оказывается эффективным. Это не просто. Очень хочется спасти, помочь, взять на себя. Это и губит.
    Об этом как раз мой курс, как жить рядом, не разрушая себя и не помогая зависимому умирать.

  • Самое главное- это всё таки желание бросить.С переменным успехом можно пытаться и раз и десять...И результат может быть или не быть...Тогда понятно -помощь и поддержка просто необходимы. Но что делать, когда и желания нет, и не признает человек себя алкоголиком. И всё что было-это не с ним, и всё что сделал-это не он...

  • Доходчиво написано.
    Сегодня я благодарен моей семье за то, что в моменты моего безумия, моей болезни, они оставались рядом, надеялись, верили и ждали.
    Это, конечно, редкость. И не то, что оставались рядом, а что человек смог выкарабкаться. Обычно катится по наклонной. К сожалению, автор не рассказал, как это ему удалось.
    Плохо нам, и все тут. Вот все вроде хорошо, а нам – не очень.
    Вспомнился рассказ М.Успенского "Вред", отрывок:читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Алексей В Читатель 25 ноября 2015 в 09:05 отредактирован 24 мая 2018 в 19:57 Сообщить модератору

    Автор изложил все предельно правдиво и просто. Готов подписаться под каждым словом. Камень преткновения во всех попытках "завязать"лежит мне кажется, именно в переходе от состояния "неспособность жить и радоваться жизни без алкоголя, «синдром хронического несчастья», «острая радостинедостаточность» к состоянию, когда ты вдруг видишь, что спиртное - это просто костыли, в которых ты абсолютно не нуждаешься для того чтобы радоваться жизни, каким-то событиям, праздникам, встречам с друзьями и т.д. и т.п. Сам со стажем никак не меньше 15 лет. Попыток "завязать" было море. Как я перешел из одного состояния в другое мне до сих пор не понятно. Нет, причины моей последней кодировки мне вполне ясны. Я дошел до той ситуации, когда остался в общем-то уже и без работы, и практически без семьи. И я схватился, что называется за "соломинку". А вот как я умудрился пройти этот "портал" из одного состояния в другое, я не знаю.
    Эх, зато как же прекрасна жизнь с этой стороны "портала"!!! И я честно признаюсь, несмотря на то сколько я потерял возможностей в жизни, (а их было очень не мало, и, поверьте мне на слово, очень не слабых), несмотря на то сколько я принес стресса в жизнь моих близких, моих друзей, и родителей.
    Я не то что бы не жалею о своей жизни по ту сторону "портала", а просто прекрасно понимаю, что вряд ли мог бы почувствовать вкус жизни сегодняшней, если бы у меня не было опыта той, "запойной" жизни.

    PS/ Вот еще бы курить бросить. И тогда точно - это был бы рай на земле.

  • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 24 ноября 2015 в 18:19 отредактирован 24 ноября 2015 в 18:20 Сообщить модератору

    Позвольте вступить в дискуссию с автором.
    Я - не алкоголик (слава Богу, не дошла!) Но! Соблазны были.

    У меня в семье есть близкие алкоголики. Некоторые очень плохо кончили. И многие, почти все проблемы зависимостей меня коснулись. Поэтому, данная тема близка и в некотором смысле, возможно, понятна.

    " теряется контроль сразу после попадания в организм любого количества любого алкоголя" - насколько я понимаю, механизм есть у всех. Но у алкоголиков он "ломается". Поэтому речь идет о неизлечимости.

    "одни с утра на выпивку смотреть не могут, а алкоголик без выпивки умирает. И никакого отношения к волевым, моральным качествам или ответственности это отношения не имеет." - опять же, насколько я понимаю (если я вообще что нибудь понимаю) здесь уже работает механизм химической зависимости (которая, кстати, становится хроническим фактором)

    "Принято очередное твердое решение. И человек продолжает пить. Почему?!" - потому что срабатывают психологические механизмы зависимости!!!

    "неспособность отказаться от первой рюмки, несмотря на серьезные решения, клятвы и понимание последствий." - это очень сильные потребности из детства, которые не были удовлетворены!!! Они просят, они просто вопят, чтобы их удовлетворили! Но хозяин не осознает, не может, не умеет и тогда, чтобы не было так больно - заливаем!

    Никита, возможно, часть Ваших проблем решается. Может быть, Вы что нибудь полезное для себя найдете в моей первой книге: "Путь к себе или история одного превращения".

    Далее, в остальных трудах (готовлю к публикации) я так же рассматриваю тему зависимости созависимости, но с позиции других аспектов.

  • Никита Плащевский, успехов и удачи.

  • Панов Андрей Читатель 24 ноября 2015 в 02:36 отредактирован 24 мая 2018 в 19:57 Сообщить модератору

    В.Старостин! Это статья не для Вас,а для тех,кто до боли понимает,о чём идёт речь.Высокомерие и поучительность-вот Ваш конёк во многих коментариях.

  • Хорошо.

  • Я немного научился читать и тексты, и между строк. Понятно, что в коротком эссе много не расскажешь (а может быть, не умеем). Но то, что читаю, мне не нравится. Вы пишете автобиографично и от первого лица, пишете от себя лично, а мне видится ваш лирический герой, ваш образ, в который вы с удовольствием вошли.

    Хотя я сейчас тоже в образе. Мне так удобно проживать разные ситуации, примеряя их на себя. Совсем личное - это как нижнее белье, которое надо иметь, но не нужно всем показывать. Обсуждая же личное, есть риски получить плевок в душу. Уж лучше не выпячивать это совсем личное. Художественный вымысел поможет.

    Ваш расчет понятен. Может и на кого подействовало, но не на меня. Конечно же, разбираться с вашими заморочками я не буду. Веришь\не веришь, уважаешь\не уважаешь - не мое это. Как там мудрые говорят?.. Слово, удержанное тобою, — раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, — господин твой. Так что следим за речами своими (или за базаром).

    Еще раз: написали от себя лично - обсуждаем вас лично. Написали коряво - ржем. Написали интересно - с интересом читаем. Хороший текст - согласно киваем головой. Душевный текст - за душу взяло, призадумались. Изобразили "продающий" текст - фу!

  • Никита Плащевский Никита Плащевский Дебютант 23 ноября 2015 в 21:48 отредактирован 23 ноября 2015 в 21:49 Сообщить модератору

    Согласен, Вячеслав, это подлость. Настоящий я мужчина или нет - не мне судить. По поводу "Простите" - откуда Вы знаете? То, что Вы этого не слышали и не увидели в том, что я написал - не значит, что этого не было и нет. Моя жена и мои дети (старшая, во всяком случае) открыты, их можно спросить, если уж Вы так неравнодушны ко всему серьезному... Думаю, если Вы действительно за правду - Вы после этого разговора поменяете точку зрения. Если Вам нравится искать и видеть везде дрянное, пылая пафосом обличителя и человека явно праведного (думаю, люди с косяками камни не кидают, судя по всему - Вы настоящий и не подлый мужчина) - тогда Вам до истины все равно. Так вот. Потратьте чуть времени и напишите мой жене Светлана Плащевская ВКонтакте, и спросите, было ли "прости" словами и делами. Или дочке, которую я пьяный нес в больницу. Ульяна Плащевская. ВК напишите, спросите. Или слабо, и Вы только только в комментах молодец? А потом - как настоящий мужчина (не подлый), если поменяете точку зрения, слабо хотя бы здесь, в тех же комментах "Простите" написать, мол, погорячился... Ну, искатель правды, поищите ее всерьез? Ну, или у других людей,которые знают меня лично. Могу дать контакты тех, кто проходит сейчас мой курс. Готовы пообщаться?
    Я за все слова, которые здесь написал, готов ответить. А Вы?

  • Последняя реплика. Почему прицепился?.. В 2008 году зарегистрировался на сайте Школа Жизни. Как же здорово учиться Жизни (сакральное)! И потому неравнодушно отношусь ко всему серьезному.

    То, что имею свое мнение - это нормально. А то, что неудобен... Вы уж извините.

    • Вячеслав Старостин, речь не о том, что неудобен, и что есть свое мнение. Это нормально, и не в этом дело. Вы позицию свою не объяснили, а выдали эмоциональную реакцию без всякого обоснования. Догадайтесь, люди добрые, что вас в статье спровоцировало на "стошнить". То есть вы дали основания домысливать. А это штука такая, у каждого свой ход мыслей. Трудно сразу было высказать, что именно вас зацепило? Вроде как нет, ниже прописали. И мысли свои вроде как формулировать умеете. Так в чем же дело?

  • Мое мнение без провокаций. И без "грубостей".

    ...муж, улетевший отдыхать на юг, когда жену выписывали из больницы с маленьким сыном, родившимся семимесячным в полтора килограмма весом...... (Автор: Никита Плащевский Источник: https://www.shkolazhizni.ru/article/74743/ © Shkolazhizni.ru)

    Это по-другому называется. И неважно бухой ты или трезвый. Называется ПОДЛОСТЬ... Ни разу "Простите" не прозвучало по отношению к своим домашним. Только показушная "трезвость" и бравада своими новыми достижениями. Лирический герой статьи привык играть на публику, привык к шоу. ЛГ - не есть настоящий мужчина. ИМХО, разумеется.

  • ПРО ЛЮБОВЬ.
    Руки, всерьез распахнутые для объятий, обычно оказываются прибитыми ко кресту.

    Без креста, руки, распахнутые для объятий, в конце концов обнимают самого себя.
    А это очень одинокая, беспомощная и унизительная позиция смирительной рубашки из дурдома.
    Навсегда.
    Потому что вырваться из нее самостоятельно - невозможно.

    Руки, прибитые ко кресту - это больно.
    И приходится умирать.
    Слава Богу, ненадолго.
    Зато потом появляется возможность обнять весь мир.
    А так же проходить сквозь закрытые двери, быть одновременно в разных местах, и еще много чего интересного.

    Крест или дурдом. Выбор, однако…

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 ноября 2015 в 10:22 отредактирован 23 ноября 2015 в 10:22 Сообщить модератору

    Изложено сумбурно - мысли так и скачут-). Но по сути верно.

    Есть такие: хоЧУт пьют, хочут не пьют (я, видно, из таких: захочу - не сопьюсь). А есть - раз, два, три - и на крючке. Причем, года три-четыре так, а там и алкоголик конченный. "Химия" присутствует.

    И беда "на всю округу": у нас вся культура неимоверно алкоголизирована. Алкоголь сопровождает рождение, прием на работу и увольнение с нее, все значимые события, смерть.
    Есть алкоголь детский, есть молодежный, есть дамский, есть для настоящих мужчин.
    Особенно это заметно, когда ты приезжаешь с Востока, где культура пития иная, к братьям-славянам.

    • Игорь Ткачев, Вы пишете "у нас вся культура неимоверно алкоголизирована". А вообще-то Россия по традиции страна не винодельческая! Словом "водка" оригинально (на старославянском) называлась колодезная вода, настоенная на травах.
      Да, русский народ СПОИЛИ. Сделали это целенаправленно и злонамеренно. А ведь пытались с этим бороться, когда-то даже специально разрабатывали сценарии безалкогольных свадеб и прочих торжеств...
      Самое обидное - то, что у традиционно винодельческих наций есть достаточно жесткое (традиционное?) понятие о мере. Грузины, армяне, молдаване, даже французы без вина за стол не садятся - а много ли среди них алкашей? У евреев субботняя трапеза тоже без вина не обходится (разумеется, если все делать по правилам) - а много ли среди них алкашей?
      Делать с этим что-то надо! Больно за стрну, в которой родился и прожил почти половину своей жизни...
      А тут - человек из такой трясины самостоятельно выбрался, да и других вытащить пытается! Удачи Вам, Никита!

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 25 ноября 2015 в 10:50 отредактирован 25 ноября 2015 в 10:52 Сообщить модератору

        Нью Йоркер, а какая разница, какой была Россия триста лет тому и что означало слово "водка"? Факт - как в России пьют сейчас.

        Важно то, что сейчас в России многие бухают. Именно бухают.
        Другие "культурно выпивают". Но как бы это не называлось, алкоголь сопровождает нас от рождения до тризны. Он повсюду.

        Вам, в качестве скромного примера: я 30 лет прожил в Азии. Там пьют иначе - если вообще пьют. Сам выпивал на выходные 1,5 л. пива. И все - так как не комильфо.
        И на фоне их скромной алкоголизации то, что происходит в России (и в В.Британии, и в Финляндии и т.д. тоже) - ужас. Пьют много. Пьют часто. Пьют везде. Даже если и на ногах держатся.

        Но я с вами во многом согласен. И, кон-но, статья недурна.

  • Давайте не будем иронизировать, а просто пожелаем автору удачи - как в собственной борьбе с зеленым змием, так и в распространении своего опыта. В конце концов каждый человек - это целый мир, и спасение одного-единственного человека равносильно спасению целого мира.

    Насколько я помню историю, в древнем Риме поощрялось пьянство рабов. Пусть молодые патриции видят насколько это омерзительно. У нас же рабов нет, все патриции, поэтому нам этот опыт и не подходит.

    Есть такая организация - анонимные алкоголики. Ее создали два БЫВШИХ алкоголика (сколько бы ни говорили, что алкоголики бывшими не бывают), которые, познакомившись, помогли друг другу бросить. А бросив вместе, решили помогать другим.
    И они как-то сформализовали свою методику из 12 пунктов. Помню только первые 4:
    1. Осознать проблему и сильно захотеть ее решить.
    2. Признать свою неспособность решить эту проблему своими силами.
    3. Признать наличие некой высшей силы, дружественной человеку.
    4. Обратиться к этой силе за помощью.

    Нам, выросшим полными атеистами, это может показаться смешным. Однако, повторю: не надо иронизировать - многие бросили рюмку благодаря этой самой высшей силе.

  • Ладненько.

  • Мило.

  • Похоже, что автор не из России. Или просто нерусский какой-то... Что ни строчка, то призыв или транспарант времен строительства социализма. Даже про очень личное пишет с явной пропагандой, вместо сопереживания. Агитпром, да и только.

    Расскажи душевно. Поведай по-мужски скромно, но искренне. И тебе поверят. Задумаются.

    Лично я этой хренотени не верю. Понты корявые, а не исповедь бывшего алкоголика с моралью.

    • Вячеслав Старостин, у вас видимо такой проблемы никогда не было в ближайшем окружении. Вы судите с точки зрения абстрактного читателя, воспринимающего статью как текст про ЛГ, а не реального человека, нашедшего мужество открыто рассказать о своем неблаговидном прошлом и о том, как из него удалось вырваться. Не судите, да не судимы будете.