• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Пастухов Грандмастер

Может ли мед стать вредным?

Загадочные вещи стали происходить на Западе. Недавно знакомый привез из Германии «на пробу» небольшую баночку западного «меда». В кавычки последнее слово взято мной не случайно. Просто мне часто приходилось иметь дело с настоящим медом бурзянских бортевых пчел, и потому разницу в качестве могу определить даже на вкус, не прибегая к сложным анализам в специализированной лаборатории.

Regien Paassen Shutterstock.com

Так вот, импортный «мед» в родственниках у башкирского — самого ценного по своим качествам — никогда не был. Но на яркой наклейке — пасека, пчелы и… «инструкция» по применению. Она меня как раз и озадачила. К чему инструкция-то? Неужто нельзя просто так есть? Пришлось перевести текст.

Он гласил, что мед — лекарственный, содержит специально введенные витамины. И дальше шло пояснение на тот счет, что передозировка приема такого меда может привести к нежелательным побочным эффектам. И тут же — перечень этих самых «неприятностей». Так что же, мед может быть и вредным для здоровья даже в малом количестве?

«Лекарственный» западный «мед» заставил меня искать ответ на поставленный выше вопрос. Далеко не сразу, но все же отыскал нужный источник. Им оказалась книга Н. П. Йориша «Экспрессный лекарственно-витаминный мед». Ничего более странного мне не приходилось еще читать. Впрочем, вот некоторые цитаты из данной книги. Оцените сами:

«По „заданию“ человека пчела превращает в мед дозированные лекарственные и витаминизированные сиропы. Вместо естественного нектара пчелы перерабатывают 55%-ный сахарный сироп, к которому добавляются сообразно предназначению меда экстракты различных лечебных трав, соки фруктов и овощей, медикаменты, витамины, молоко, свежая кровь…»

Честно говоря, я сначала ничего не понял в этом. Ведь давно установлено учеными, что мед содержит почти все необходимые нашему организму вещества. Он сам по себе в чистом виде — лучшее природное лекарство. К чему же его обогащать еще витаминами, экстрактами трав, соками фруктов и овощей?

Разгадка оказалась на виду в самом тексте, но я «проморгал» ее, когда читал. Заметил лишь позже, что «Вместо естественного нектара пчелы перерабатывают 55%-ный сахарный сироп». Вот это «открытие»! Какие же там витамины и биологически активные вещества содержатся в сахаре? Да никаких! Отсюда и потребность вводить их в эрзац-«мед».

И это выдается Западом за достижение в науке? Ну нет слов! Заставить пчел с голоду «питаться» наполовину сахаром — тут никакого ума не надо. Но чтобы доверчивые граждане, клюнувшие на рекламу «лечебного» меда, случайно не приняли лишнего, заработав тем самым «побочные эффекты», производитель обезопасил себя от возможных судебных исков добавлением специально написанной «инструкции» по применению «чудо-продукта».

Мы уже понемногу привыкаем к тому, что за яркой импортной наклейкой и низкой ценой Запад все чаще подсовывает нам в продажу продукты, которые могут принести вред здоровью. В заблуждение вводят обычно надписи на этикетках, где лукаво применяются словесные конструкции типа «современный продукт питания, изготовленный на основе применения новейших технологий». Нам и невдомек при этом, что технологии эти ориентированы на замену или частичную подмену естественных природных веществ в продукте синтезированными химическим путем. Успехи генной и биологической инженерии еще полностью не апробированы. Но весь мир уже испытывает недостаток в естественных продуктах. В том числе и таких, которые полностью синтезировать невозможно.

Я имею в виду как раз мед. Но подделать под настоящий якобы мед сахарный сироп, добавив для отдушки ароматические масла, консерванты и прочие «химикаты» — вполне уже удается. Ну, право, не станет же рядовой покупатель носить с собой экспресс-лабораторию! А если у кого-то начнется тяжелейшая аллергия, то виноват он будет в этом сам — почему не читал инструкцию по применению «меда»?

Полным шоком для меня стал еще один абзац в названной выше книге. Цитирую дословно:

«Были получены 85 различных видов меда: морковный, яблочный, кровяной, молочный, женьшеневый, медикаментозный (с антибиотиками), поливитаминный».

Допустим, у автора очень хороший юмор. Но мне что-то улыбаться не хочется. Само слово «мед» подразумевает под собой стопроцентный продукт труда пчелы. А если в баночке от меда лишь запах, то это по любому «научному» термину не мед, а подделка под него.

Нет, я не против синтезированных и «обогащенных» продуктов. Пожалуйста, делайте. Но называйте их иначе. Например, на основе молока сейчас промышленность выпускает много различных «обогащенных» витаминами и сиропами продуктов. Но при этом на этикетках не стоит слово «молоко», поскольку его там мало. Это, скажем, йогурты. То есть продукты на основе молока с добавлением других компонентов.

В привезенной в подарок западной баночке на основе запаха меда (простите иронию) «изобрели» аж 85 различных видов «меда». И что же помешало заморским господам на этикетке поставить дату выпуска «1 апреля»? Заявка на такую дату была сделана весомая:

«Кроме того, искусственный нектар и добавляемые к нему вещества — белки, витамины, минеральные соли, лекарства — оказывают благоприятное действие на организм пчел…»

Зачем бедным пчелкам летать по цветам и собирать нектар, когда сиди себе спокойно на месте и пей искусственный нектар, укрепляй свой пчелиный организм…

Так, может, и коровам уже не надо ходить на луг? Придумают им химический заменитель травы, обогащенный всеми полезными коровьему организму веществами? И тут появляется крамольная мысль: а на что тогда вообще коровы? Не попытаться ли самим из этой самой химической травы синтезировать нечто белое, похожее на молоко?

Господа западные ученые! А ведь это мысль! Отдаю даром идею — пользуйтесь. Но только сами потом и пейте полученное таким образом «молоко».

Статья опубликована в выпуске 28.07.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прочитал комментарии и хотелось бы добавить ещё один момент - в магазинах продают жидкий мёд, встречал в Израиле (дваш), у себя я покупаю только у знакомых пасечников. Так вот я хотел сказать, что мёд перетапливают при температуре 60 градусов и он потом не густеет и имеет товарный вид, но он становится вредным. Обычно не густеет только акациевый. Поэтому зимой он должен быть засахаренным и не жидким.

  • Юрий Савушкин Юрий Савушкин Читатель 29 июля 2013 в 03:56 отредактирован 29 июля 2013 в 03:56 Сообщить модератору

    А я вот предпочитаю мед, в котором крылышки и лапки пчелиные плавают. Или очень внимательно и придирчиво нюхаю его, чтобы восковой запах почувствовать.
    Без хорошего меда мы все пропадем, а без пчел так нам и вовсе труба.
    Спасибо за статью. Удачи всем пчеловодам!

  • Очень печальная статья. Так и хочется спросить: "Куда наш мир катится?"
    Скоро будет актуален старый анекдот:
    2025 год. Состав кала среднего европейца:
    - вода;
    - наполнитель органический;
    - краситель коричневый;
    - загуститель (Е415);
    - консервант (Е202);
    - ароматизатор, идентичный натуральному.

    Ведь уже не смешно?

  • Где Вы видели стадо коров "промышленного" масштаба? Колхозов и совхозов давно нет. Единичные АПХ не в счет.Основная живность сейчас у частника и фермеров. Самое большое фермерское хозяйство в России - полсотни коров (Краснодарский край). Выпас - на пастбище. Или Вы считаете, что на 50 коров фермер станет с косилкой работать, а потом везти траву на стойло и вручную вилами разносить по кормушкам? Комбикормовые заводы по пальцам можно посчитать. Цена на продукцию у них такая, что фермеру впору брать кредит в банке.

  • Я про коров. Они на луг уже давно не ходят, ибо живут на стойловом содержании. В лучшем случае им привозят зелёный корм (скошенную траву, кукурузу). А в худшем - комбикорм, искуственный корм приготовленный на соответствующем заводе.

  • Минувшей зимой была в турпоездке во Франции. Посетила магазин экологически чистых продуктов, не удержалась, купила баночку пыльцы. Попробовала - на вкус, как пластилин. Очень сильно отличается от пыльцы, которая продается у нас в Москве на выставке меда - ароматной, насыщенной, какой-то живой. Этикетку той, заморской, не читала. Теперь буду бдительней. Спасибо, Анатолий, за статью.

  • Простите, если задену словом. Да, дурят. Причем, внаглую. Тутовое дерево по определению не растет в Башкирии. Абсолютно не тот климат для него. В единичных экземплярах встречал тутовник в Оренбургской области. На самой границе с Казахстаном. На эксперимент шли некоторые садоводы-любители. Дерево росло год-два. Но в морозные зимы гибло даже под укрытием. У нас на Урале морозы за минус сорок градусов - дело частое. Иногда даже с сильным ветром. Сравнить можно только с Якутией. А вообще, не покупайте мед на рынках. Очень много подделок. Лучше купить в фирменном магазине. Там, по крайней мере, товар проходит предварительный контроль. Правда, не всегда требовательный.

  • Вот интересуюсь я тутовым медом. Сколько не гуглила, не нашла ответа. И, тем не менее – к нам периодически приезжают торговцы с башкирским и алтайским медом. Я всю жизнь знала только гречишный, липовый и цветочный мёд. Появились у нас медовые ярмарки-продажи с таким ассортиментом, просто диву даюсь.

    Вот привезли башкирский мёд. Всякий разный. Покупаю тутовый, вкус мне нравится, аннотация просто для меня. Привезли алтайский мёд, опять же хочу взять тутовый, совсем не то. Вкус другой, консистенция не та, только что белый.

    Муж надо мной тихонько подшучивает - где ты видала тутовое дерево в Башкирии и Алтае. Меня в самом деле дурят с тутовым медом?

    Оценка статьи: 5

  • Курочек зачем обижаете,их разведение тоже обязательств определённых требует.И вообще,мы в ответе за ВСЕХ,кого приручили когда-то...

  • Ужас какой! (про мед) А зимуют-то пчелы на чем в Германии? Тоже на этих странных продуктах?

    А имитация продуктов питания, похоже, самая страшная проблема 21 века

  • А с чем можете сравнить башкирский мед? С алтайским медом? Пробовал. Тоже есть минусы. Вы не обратили внимание на то, что я сказал в статье о бортевых башкирских пчелах. Бортевой мед - самый чистый. По сути своей тут не домашние, а дикие пчелы. А что касается вообще башкирского меда - согласен, много подделок под него. Более того, сейчас в Башкирии серьезные проблемы из-за завезенной "придурками" кавказской пчелы. Ну и напоследок: покупайте мед в сотах. Конечно, это тоже не полная гарантия, что пчел не кормили сахарным сиропом. Но все же меньше шансы, чем в случае, когда покупаете развесной мед, в который могут "напихать" что угодно!

    • Анатолий Пастухов,
      А что там с кавказской пчелой не так? Она вроде как нормально смешивается с местными пчелами, а нежизнеспособные гибриды потом сами гибнут (правда, и семьи тоже, но я не знаю как с этим в башкирии)

      • Елена Каширина, проблема вот в чем:

        В 80-е годы прошлого века проводилось породное районирование. В различные регионы страны, в том числе на Южный Урал, завозились южные породы пчел. Хаотическое межпородное скрещивание считалось важнейшим путем повышения продуктивности. А на самом деле мы получили "генетический мусор", так называемый инбридинг и низкокачественные помеси. И теперь на грань вымирания поставлена лучшая в мире порода пчел - среднерусская, не боящаяся болезней и морозов, хорошо приспособленная к работе в наших условиях. Это национальное богатство России, которое мы не ценим. В результате длительной бесконтрольной метизации почти не осталось чистопородных местных пчел. Сейчас они являются межпородными помесями неизвестных поколений, не представляющими ни хозяйственной, ни племенной ценности. Это приводит к огромным недоборам меда и других продуктов пчеловодства.
        Российские перекупщики находят все новые лазейки и обходные пути, используя Самару как перевалочный пункт. Там переделываются документы и получается, что это пчелы-карпатки из племенных хозяйств Краснодара и Ставрополья. Опытные пчеловоды не станут покупать этот "мусор", а начинающих нужно предостеречь: завозимые пчелы с этих территорий имеют низкокачественное происхождение с продуктивностью за сезон пять-шесть килограммов меда, что не оправдывает затрат на их приобретение. А зимой гости с юга, как правило, не выживают.

        • Анатолий Пастухов,
          Ну думаю что среднерусская порода пчел лет так через 50 восстановится... хотя для товарного пчеловодства это конечно будет почти что конец.
          А где можно нормальных плодных карпаток взять и как их отличить? (чем черт не шутит, может через 5-10 и заведу себе пару семей...) И имеют ли карпатки смысл в Тверской области?

  • Может ли мед стать вредным?

    Начал читать с одной установкой - МЕРА. А тут такое. "Медовый продукт", елы-палы. Мед тут не причем. Сложносочиненный химический продукт и всё.

    Кста, башкирский мед не так уж и хорош.

  • "...только причем тут "западные ученые"?" Согласен, у нас самих таких примеров (с подделками) - море. Просто толчок написанию статьи дала та самая баночка. А вообще, Вы правы - надо писать больше о своих "умельцах".

  • Дмитрий Елисеев Мастер 28 июля 2013 в 09:43 отредактирован 28 июля 2013 в 09:45 Сообщить модератору

    Мысли в статье отчасти правильные, только причем тут "западные ученые"? У нас в стране молока продается больше, чем производится от всех коров вместе взятых, филе рыбы одного сорта могут подкрасить и продать как другой, а уж написать "СОК 100% качества" где сока всего 50%, даже и за обман не считается. В магазине все сложнее купить творог нормальный, пишут "творожный продукт", "сметанный продукт" и сколько там творога/сметаны хз.

    Так что наши (только не ученые а торгаши) тут впереди планеты всей. Наши продавцы освоили даже временной континуум - покупаешь торт со вчерашней датой, а внутри недельная плесень, Эйнштейн отдыхает

  • Я этого не понимаю. Держать пчел, увлекаться пчеловодством и так паскудничать. Все-таки пчеловоды это особая каста людей, любящих пчелу и работу вокруг пасеки.
    Вот Бил Гейтс разводит пчел, не денег же ради. И многие люди, которые держат пасеки, держат их исключительно ради удовольствия и даже не собственного меда. И в моей семье меда никто не любил, но все пасечнили с наслаждением. Это ж не кур разводить - пчела как-то обязывает.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, полностью с Вами согласен. У пчел даже свой "язык" есть, когда они танцем сообщают подробности о том, где есть нектар, как он далеко, что это за цветы... Этот "язык" пчел ученые открыли не сразу. Но он существует! Ну, а что касается того, что иные пчеловоды паскудничают... Так ведь и на бумаге кто-то напишет стихи, а кто-то... кляузу на соседа. Люди очень разные.

      • Анатолий Пастухов, я тут служу Коперфильдом когда беру пчел на руку, обдуваю дыханием и сажаю на язык. Аборигены уссыкаются, а пчеловоды понимают. Мы по уликам знали до минут когда начнется дождь. И когда зима холодная будет. И какая матка на куда рой поведет. Это такая тайная вечеря с природой, что даже ближе контакта не подскажешь. Человек... и насекомое. И вот позовешь пчелку пальцем в сиропе как жучку, и сядет, и на губы поймаешь с пальца...Все говорят - собаки, собаки...Пойдите пчелу приучите.

        Оценка статьи: 5

  • Если хим.карандаш пишет в капле меда - мед сфальцифицирован на сахаре или патоке.
    Если добавлен крахмал в мед, капните йодом - синий цвет покажет наличие крахмала.
    Есмли добавили мел в мед, капните уксусом. Если запенится, значит там мел. Легче всего подделать жидкий мед. Поэтому старайтесь купить засахаренный. А чтобы его распустить, поставьте баночку с медом в кастрюлю теплой воды. Многократно нагревать мед (кроме меда Манука я недавно статью о нем выложила) - это нормально, он ничего не теряет в качестве.
    Если вам пишут или говорят, что мед с пыльцой, скорее всего не верьте. Я знаю сколько можно собрать пыльцы за день даже при помощи 12-вольтового пылесосика и даже на машине. Этот мед должен стоить не немножко дороже, а дороже самих денег. Лучше купить несколько граммов пыльцы и самому добавить в ваш мед.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, подделок под мед много. С помощью лишь химического карандаша их точно не определить. Особенно, если пчел «кормят» сахарным сиропом. Тогда они перерабатывают его так же, как и нектар. Единственный способ тогда выявить подделку - определить наличие и соотношение тех компонентов, которые должны присутствовать в медах данного региона: белков, солей и так далее. Но сделать это могут только специалисты. А теперь подробнее пишу о других подделках.
      Для фальсификации меда к нему обычно подмешивают самые различные продукты: сахарный сироп (обыкновенный сахар), сахарин, свекловичную или крахмальную патоку, картофельную, кукурузную и другие каши, муку, мел, песок, древесные опилки и многое другое. Нерастворимые посторонние примеси (песок, опилки) установить легко даже без сложных анализов. В пробирку или колбочку кладут пробу меда и заливают дистиллированной водой. Мед размешивают до полного растворения. Если мед чист, раствор получается слегка мутный, без осадка. При наличии примесей - на дне пробирки образуется осадок, или на поверхности воды появится всплывшая примесь.
      Для выявления примеси муки или крахмала к пробе меда, разбавленного дистиллированной водой, прибавляют несколько капель обыкновенного йода (настойки). Синяя окраска смеси указывает на положительную реакцию – то есть, на наличие посторонних для меда примесей. Кстати, примесь мела легко обнаружить, прибавляя в уже растворенный в пробирке мед несколько капель кислоты или уксуса. В этом случае произойдет вспенивание. Смесь начинает кипеть вследствие выделения углекислого газа, что доказывает наличие мела (известковой воды).
      Примесь крахмальной патоки установить легко как по внешнему виду, так и по клейкости. Можно использовать и следующий способ: одну часть меда смешивают с 2 - 3 частями дистиллированной воды, прибавляют винный спирт в количестве 1:4. При отстаивании раствора образуется прозрачная полужидкая клейкая масса (декстрин). При отрицательной реакции раствор остается прозрачным, и только там, где слой меда соприкасается со спиртом, получается едва уловимая муть, быстро исчезающая при размешивании. Можно использовать и следующую пробу: к 2 мл раствора из одной части меда и двух частей воды прибавляют две капли концентрированной соляной кислоты (удельный вес 1,19) и 20 мл винного спирта 95°. Появляющаяся муть указывает на примесь крахмальной патоки в меде.
      Если мед фальсифицирован крахмальной патокой, содержащей соли серной кислоты, то тут необходим сложный анализ. Зола, полученная из такого меда, похожа на гипс. Можно использовать и пробу с хлористым барием. К меду с дистиллированной водой прибавляют раствор хлористого бария, появляется мутный осадок. Если прибавить нашатырный спирт, то появляются окраска и темный осадок.
      Примесь сахарного сиропа устанавливается следующим образом. К раствору меда в воде добавляют 5 - 10%-ный раствор ляписа. Если мед чистый, то осадка в растворе не будет. Можно использовать и следующий способ: к 5 мл 20%-ного раствора меда на дистиллированной воде прибавляют 2,5 г уксуснокислого свинца и 22,5 мл метилового спирта. Желто-белый осадок на дне пробирки свидетельствует о примеси сахарного сиропа.
      Для определения примеси инвертированного сахара растирают 5 г меда с небольшим количеством эфира, в котором растворяют продукты распада левулезы. Этот раствор пропускают через фильтр в чашку, выпаривают досуха, к остатку прибавляют 2 - 3 капли только что приготовленного 1%-ного резорцина и концентрированной соляной кислоты (удельный вес 1,125). Оранжевая до вишнево-красной окраска раствора указывает на примесь инвертированного сахара.
      Указание на примеси к меду могут дать и результаты исследования удельного веса, кислотности, ферментов, анализа пыльцы и сахаров.

  • Не надо носить с собой лаюораторию - носите просто химический карандаш

    Оценка статьи: 5

  • Анатолий Пастухов, вот уж новость. Сколько есть пчеловодство ушлые люди пытались по быстрому наделать мед, кормя пчел сиропом. Тут поставили на поток.
    У нас в деревне один городской тоже пытался так. И мед на продажу гнал, цены сбивал. У него такого меда много, дешево продавал. Сначала по хорошему долго обьясняли. Он не понял. Потом пасеку ему сожгли, в город уехал.

  • Тема поднята безусловно полезная, но

    Так, может, и коровам уже не надо ходить на луг? Придумают им химический заменитель травы, обогащенный всеми полезными коровьему организму веществами?

    Химзаменительтравы не знаю как у них, но у нас еще не придумали.

    Но на луг ходят редкие счастливицы - в промышленных масштабах открытый выпас это большая редкость.

    Оценка статьи: 3