• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виталий Брусиловский Профессионал

Вегетарианство: легкость питания или насилие над собой?

Много советчиков и умников развелось относительно вегетарианства как образа питания и даже как мировоззрения. Некоторые люди, желая как-то по-новому сложить мозаику своей жизни, прилагают немалые усилия, чтобы «затащить» свой упирающийся и недоумевающий организм в царство травоядных, извините, в царство вегетарианства, принуждая себя питаться новым рационом.

Lapina Maria Shutterstock.com

Не будем касаться аргументированной позиции сторонников питания пищей растительного происхождения, у них, действительно, немало разумных аргументов. Много известных личностей в истории человечества предпочитали вегетарианский стиль жизни.

Но некоторые люди осуществляют «бегство» в вегетарианство, насильственно заставляя свой организм питаться по-новому. И многие из них подобным образом пытаются совладать со своими внутренними психологическими проблемами. Вместо вегетарианства тут равно подошли бы и занятия экстремальными видами спорта, закаливание-истязание, или человек запросто может броситься в объятия очередного религиозного гуру, если таковой окажется в пределах досягаемости.

А задача состоит в том, чтобы разобраться в своих комплексах и страхах, своих ожиданиях и своей неудовлетворенности. Если человек живет в состоянии продуктивной легкости, удовлетворения от жизни и самоуважения, то ему в голову не придет идея «загонять» себя в вегетарианство. Следует ответить себе на вопрос: «Для чего мне это? Если я хочу что-то изменить в себе, то единственный ли это путь?»

Кто-то приходит к вегетарианству с целью поправить свое здоровье (не загоняет себя, а приходит, приняв взвешенное решение). Кто-то — для эксперимента, чтобы ощутить в теле некоторую легкость (вегетарианцы об этом немало рассказывают). Так может, лучше поработать со своими личными проблемами, ощутить облегчение в своей жизни, а потом уже, если очень хочется, становиться вегетарианцем? Как точно подметил писатель и комедийный актер Марти Фелдман:

«Я не могу есть животных, наделенных хотя бы зачатками разума, но я с удовольствием съел бы телепродюсера или политика».

Само по себе вегетарианство — интересно, существует немало авторитетных мнений и исследований на эту тему. Наверное, как минимум, с человеком ничего плохого не случится, если он станет есть только овощи и фрукты, крупы и пить травяной чай. Можно просто практиковать вегетарианство на каком-то временном отрезке своей жизни, чтобы понять, что это такое, прочувствовать.

Но ни одна серьезная психологическая проблема не исчезнет лишь только потому, что человек заставит себя перейти на диету, торжественно объявит себя вегетарианцем и проповедником нового мировоззрения. Нужно искать основу своего здоровья в своем сознании, настроении, в своей позитивной самооценке. То, что человек достигает с помощью насилия над собой, ценности иметь не будет. Нужно не заставлять себя делать что-то «нужное и полезное», а освобождаться от ненужного и лишнего, что тормозит использование своего потенциала.

Так же и с питанием: не следует что-то новое себе навязывать (фрукты и овощи, пророщенную пшеницу, кефир круглые сутки). Не напрягайте себя, свое сознание и тело лишний, ненужный раз. Относитесь к нововведениям разумно, спокойно, без фанатизма.

Статья опубликована в выпуске 24.08.2013
Обновлено 13.11.2017

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тут нет черно-белости: легкость питания или насилие. Не так упрощенно. Убежденные веганы не едят живого в первую очередь из-за своих убеждений. Понимаете? Не ради чего-то, а потому, что. Еда, это еще ладно, это, кажется, им легче всего. (Некоторые люди запросто не едят некоторые продукты, хотя бы я - ничего сладкого, ничего из вымени животного. И хоть бы хны). Веганство - это философия жизни. Это как в христианстве "не убий". Это гораздо больше, чем непитание живым.
    Я восхищаюсь этими людьми, хотя сама на это неспособна. Но я твердо убеждена, что пока мы убиваем жизнь ради наших вкусовых колбочек, человек будет оставаться зверем, но на высшей полочке развития. И войны на истребление будут продолжаться.

    • Лаура Ли, отлично сказано! Редко можно услышать такое от мясоеда. Я тоже разделяю убеждение: "Пока есть скотобойни, будут и войны". Вегетарианствую очень легко много лет.

      • Елена Максимовская, спасибо Вам от меня, от моих детей, внуков, и всего, чего от корня своего желаю. Мы все понимаем, мы иногда завязываем, кто как: порознь в моей семейке, срывы барбекю летом, всякое такое. Зимой приходит менее убийственный режим. В Лондоне возле Стива мне совершенно естесственно не хотелось убоинки - вот так было питание устроено. Мы еще очень плохо образованы, даже в мелочах, чтобы переходить на неубойый орбаз жизни. Не знаю, может надо давать эти глаза козочки на наклейках к мясу или просто нормальным людям говорить, что детей нельзя кушать. Лена, я не знаю, я ем МЯСО! Видимо, я зверюга.

  • Я не ем мяса уже несколько лет - были проблемы со здоровьем, а потом решил вообще отказаться от мяса и понравилось. Заметил, что настроение и вообще психическое состояние стало более ровным, спокойным и устойчивым. Иногда позволяю себе рыбу (стараюсь морскую), а в остальном ем всё.

    На вегетарианство лучше всего переходить после голодания до криза - тогда организм вообще можно настроить на любую диету и ничего другого даже особо хотеться не будет

    В том, чтобы не есть мясо убитых животных есть не только большой потенциал здоровья, но и некая правильность, нравственность. Было бы полезно всех мясоедов водить на экскурсию на скотобойни или мясные цеха. Думаю число вегов увеличилось бы в разы

    Оценка статьи: 5

  • Елена Аносова Читатель 24 августа 2013 в 11:53 отредактирован 27 мая 2018 в 19:15 Сообщить модератору

    Рыбу я перестала есть около пяти, мясо в виде котлет продолжали впихивать лет до 14, пока мама не сжалилась, видя, как я запиваю кусочек котлеты стаканом воды. Не было никаких идейных соображений, просто не переносила запаха и вида мяса. Сейчас живу в семье мясоедов, муж мясо обожает, дочь загрызет кого угодно за свежеприготовленный шашлык. И проблемы никакой не вижу. собенно, если лтказ от мяса - это не идейный выбор, а выбор самого организма.

  • Старшая дочь моей сотрудницы с 16-ти лет не ест мяса, потому что ей жаль животных. При этом потребляет сыр, яйца, молоко, мёд и прочее, для получения чего не надо убивать скотинку.
    Сотрудница и младшая при этом мясоедны. Их даже снимали для документального фильма, в котором показывали, как вегетарианцы живут в семье мясоедов.
    Мама моя три года вегетарианствовала (даже пыталась быть веганом и частично сыроедом), но у неё была надежда, что она похудеет и улучшит своё здоровье. Она не похудела, здоровье не улучшилось, а вот нервозность усилилась. Поэтому мама бросила эти игры и сейчас ест всё.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Сибирская Читатель 27 августа 2013 в 14:32 отредактирован 27 мая 2018 в 19:14 Сообщить модератору

    Моя мама когда-то легла в клинику на лечебное голодание, которое длилось 10 дней. В палате с ней лежала еще одна женщина ее же лет.
    И вот где-то на пятый день они обе начали видеть во сне еду. Но при этом мама видела огромную отбивную, а ее соседка - тазик салата из свежих овощей!
    Лечащий врач сказал, что именно в такой ситуации проявляются бессознательные пищевые пристрастия. Т.е. моя мама никогда не стала бы вегетарианкой без насилия над собой, а вот ее соседка, скорее бы, легко!
    Это не хорошо и не плохо, просто все мы разные.

  • Анжелика Богатырева Читатель 26 августа 2013 в 15:54 отредактирован 27 мая 2018 в 19:14 Сообщить модератору

    Статья понравилась,спасибо.А вот на счет вега-ва.Чтобы быть абсолютным вегоном надо сменить не одно поколение и что бы все были такие.А то что люди уходят от мяса к овощам так это давно рекомендуют в медицине,что после 40 лет мясо не обязательно-выросли.А в ДНК нашей надо поменять одну молекулу-мясоед на другую-овощеед так на это нужно время.Это как у чистокровных по породе,нельзя смешивать,так и тут.А вот польза от этого огромная:начиная от здоровья и заканчивая умными мыслями!Вот бы наше правительство перешло на вгонство ,вот тогда принимались бы законы как надо и былобы СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 25 августа 2013 в 21:42 отредактирован 25 августа 2013 в 21:43 Сообщить модератору

    Хорошая статья, спокойные комментарии, в отличие от бурных дебатов, которые были ранее в обсуждениях подобных статей. Наверное, сказывается разгар сезона овощей и фруктов
    P.S. Я - вегетарианка в 16-летним стажем, без всякого насилия над собой и другими Только легкость!

  • Отказ от мяса должен идти от согласованности тела с душой. А не от идеи быть "хорошим" и не от идеи быть "здоровым".
    И нет здесь примеров и нет здесь учителей.
    Есть информация, с которой трудно спорить: мясоедение - это результат убийства. Не верите - смотрите.
    Далее сам человек готовит себя к выбору. Прикидывает, в силах он всползти на новую ступень или пока другими способами будет повышать своё душевное и духовное развитие.
    В принципе, мясо допустимо даже религиями - другое дело, что существуют ритуалы, позволяющие свести к минимуму энергетическую грязь от мясоедения.
    Статья понравилась.

    Оценка статьи: 5

    • Маргарита Воложинская, абсолютно согласна. Идейные веганы - это люди какой-то совершенной просветленности. У мужа кузина замужем за абсолютным веганом. Человек очень на виду в Лондоне - владелец и редактор 5-го канала телевидения Англии. Светский деловой мужик. Носит Лонжин на джинсовом ремешке, пластмассовый ремень в штанах, обувь из тряпок и резины. Сумки-кошельки из химии всякой. И, представьте, на него в Лондоне не смотрят как на городского сумашедшего. Он в своей нравственности и порядочности дошел до такого же веганства - просто Махатма Ганди. Взрослый добрый ребенок. Ворочает миллионами. А в молодости это был жуткий буян пока мясо ел.

  • Моя мама увлекается всякими вегетарианскими блюдами, в основном с надеждой похудеть. Давала попробовать, пресновато конечно но с колбасой вприкуску идет нормально

  • читать дальше →

  • Статья очень понравилась, и прежде всего тактичным тоном.
    В большинстве случаев, авторы не только не скрывают свою иронию к противоположным суждениям или образу жизни, но и изощряются, кто талантливо, кто бездарно, в сарказменном переплетении острот.
    В этом случае, все негативные аспекты принятия вегетарианства подмечены очень тонко, и, на мой взгляд, грамотно.

    По теме: Я не вегетарианец, но однажды случилось побывать на охоте. Охота была на уток. Я проплакала над бедными утками два дня, неоднократно высказала всем участникам, все, что я о них думаю.

    Примерно около месяца после этого, я не только не могла, есть птицу, мясо и даже рыбу, но и заходить в отделы, где продаются убиенные животные (птица / рыбы) или их части.

    Постепенно картина «утро утиной казни» стерлась. И я вернулась к мясоедству. Видимо животный инстинкт победил.

    Соглашусь, что сознательное и разумное принятие вегетарианства – как философии жизни, это одна история, полезность или вредность, которой обсуждать не берусь.

    А вот насильственный отказ от мяса и иже с ним, только потому, что это может продлить молодость и жизнь, или просто, потому что это крутой тренд – на мой взгляд, полный бред, от которого кроме вреда ничего нет.

    И хотелось бы вспомнить кавказских долгожителей )))) для них слово «вегетарианец», я думаю, было бы равнозначно оскорблению )))

    • Быть Может, как ни странно -- кавказцы едят мало мяса. И не жирного. (Сала не едят). Они бобовые едят, много овощей, рагу, зелени. Сбалансировано всё.

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, У меня папа армянин, а его родители жили в Армении. Во времена СССР я все лето проводила у бабушки с дедушкой. Да сало они не едят, но мясо едят много. Как сейчас помню, бабушка говорит дедушке: смотри какая зелень в этом году "жирная" ))), а он в ответ: "что ты мне про зелень рассказываешь, я не козел" )))

        • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 24 августа 2013 в 15:07 отредактирован 24 августа 2013 в 15:07 Сообщить модератору

          Быть Может, ну хорошо, не "мало", а "много" У меня просто папа на Кавказе родился и жил до десяти лет. Но н больше по грузинской кухне. Я о том, что не мясо же с хлебом они топчут, без овощей. И не мясо с картошкой. У них о-о-о-о-очень много овощей в блюдах! И если брать процентное соотношение мяса и овощей, то оно сбалансировано. А у нас большинство мужчин из овощей может только огурчик под водочку... А рагу из кабачков или баклажаны вообще за еду не считают.

          Оценка статьи: 5

  • В 90-х из-за материальных трудностей практически исключила мясо из рациона. Результат - страшная анемия, гемоглобин 50, аллергия на железосодержашие препараты. Выбралась, поедая печень, в том числе и сырую. Веганом мне не быть.

    Оценка статьи: 5

  • Знаю двух вегетариаецев. Отличаются избыточным весом. Умом не блещут.

  • Раиса Журавель Читатель 24 августа 2013 в 12:31 отредактирован 27 мая 2018 в 19:15 Сообщить модератору

    Полностью согласна С Лаурой, Иваном и Еленой: не идея главное в жизни, а решение нравственное и состояние организма при таком способе питания.

    Оценка статьи: 5

  • Любовь Милентьева Читатель 24 августа 2013 в 10:54 отредактирован 27 мая 2018 в 19:15 Сообщить модератору

    Хорошо написали! Может кто-то и задумается.
    У меня внучка 16 лет посмотрев видео, как на мясокомбинате убивают животных тоже отказалась от мяса. Убеждения, что без белка будет страдать развитие половых гормонов и скелета совсем не помогают. Уже с полгода не ест. Родители переживают, но боятся ей перечить. И сбалансировать питание не получается, поскольку это дорого, а у них ипотека. Так и пустили на самотёк.

  • Веселенькое фото к статье уж точно аппетита не вызывает. По крайней мере, у меня.
    С удовольствием бы не ела мясо, но пока не могу. Возможно, со временем получится.