Марина Бородина Стайн Грандмастер

«Нужно» и «хочется» – есть ли разница? Опять о рекламе и – потребителях

Мне в жизни ужасно повезло. Я уехала из России в 1994 году, когда реклама еще не заполонила экраны телевизоров, на стенах зданий в центре Москвы еще не были понавешены огромные плакаты, обещающие райские наслаждения, если вы купите… и так далее.

Поэтому, приехав в Америку, я с большим интересом смотрела рекламу по телевизору, общалась с продавцами, звонившими по телефону, а также рассматривала огромные стенды вдоль скоростных шоссе — заодно улучшая свой англо-американский язык. (см. статью Тины Хеллвиг «Какая в Америке реклама? Несерьезные заметки»).

Через некоторое время я обратила внимание, что мой американский муж после просмотра очередной рекламы по телевизору заявляет: «Мне это нужно!»
Неудивительно, что, когда я вышла замуж, у моего мужа было много долгов, а накоплений не было вовсе.

После примерно трех месяцев мне удалось изменить его отношение к рекламе — не нужно, а хочется!

Почувствовав разницу, мы перестали тратить с трудом заработанные деньги на то, что казалось необходимым рекламодателям — например, новую мебель — с отсрочкой платежей на два года — то есть за мебель начинаешь платить как раз, когда пора покупать новую — с точки зрения мебельных магазинов. Или новое средство для похудения — если я смогла это сделать, вы сможете тоже — и почему, интересно, если ты смогла, то и я смогу? Люди-то все разные… Или новый прибамбас для чистки ванны — ультразвуковая насадка — если вы позвоните в течение следующих 15 минут, то мы бесплатно добавим вторую насадку… Вариации бесконечны…

Мой муж со временем догадался, как можно найти то, что хочешь, подешевле — надо уже это купить, и сразу же пойдет реклама на то же самое — но за меньшие деньги.

Американские люди, как правило, живут по принципу «не хуже, чем Джонсы» (имеются в виду соседи, живущие в доме рядом — настолько рядом, что видно, что мистер и миссис Джонс кушают на завтрак). Естественно, что и все остальное на виду. Один мой приятель, который зарабатывал на жизнь установкой гранитных покрытий на кухне, как-то сказал, что обожает эти микрорайоны, где домики понатыканы так близко друг к другу. «Установишь гранит одному, и сразу вся улица хочет». Очень удобно, и — кстати — на рекламу тратиться не надо.

Легкость получения кредита — будь то в магазине, в банке, кредитные карточки — дает опасную иллюзию неограниченных покупок. Однако долги надо платить, и часто выплаты съедают значительную часть дохода. Такое отношение к покупкам часто приводит к непоправимым последствиям в виде огромных долгов, в основном на кредитных карточках, банкротствам и так далее.

А вокруг столько всего «нужного»! Новая машина, новая мебель, новый телевизор, бассейн, джакузи, одежда, туфли, драгоценности, посуда… Новый дом, наконец, чего мелочиться! (Замечу в скобках, что дом и машину в Америке сложно купить за наличные, поскольку это достаточно дорого, но в этом случае встает вопрос — какую машину и какой дом мы покупаем? И с какой целью — для жизни или для понтов?)

Хорошо, если средства действительно позволяют, и есть запас на черный день, и кредитная карточка выплачивается полностью каждый месяц — конечно, полезно для психики купить что-нибудь ненужное, но уж такое желанное! Плохо, если это ненужное, но желанное стоит столько, что, когда заканчиваются выплаты, оно уже и ненужное, и нежеланное… И к тому же давно сломалось.

Я с большим уважением отношусь в людям, живущим в Америке без кредитных карточек (см. статью Можно ли выжить в Америке без кредитной карточки и счета в банке?). В обществе, рассчитанном на потребление, основанном на гонке за «стилем жизни» (см. выше — не хуже, чем у…), трудно сохранить индивидуальность и независимость в решениях.

Как, впрочем, и везде. Реклама «строит» нашу реальность, ощущаемую нами в долгах…

Обновлено 16.11.2008
Статья размещена на сайте 26.09.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: