1. Сбор информации о клиенте
Обычно такую информацию предоставляет банк или другая фирма-кредитор. Правда, информация о месте жительства и способах связи с должником имеет свойство быстро устаревать. Но учитывая, что многие коллекторы — люди, пришедшие из правоохранительных органов, нельзя исключить, что информация из официальных источников (данные адресного бюро и паспортного стола, информация из Бюро технической инвентаризации о наличии недвижимости, данные о стационарном и мобильных телефонах заемщика, идентификационный номер, налоговый идентификатор, данные из налоговой инспекции) о должнике также окажется в распоряжении коллекторов. Полученная информация о каждом клиенте собирается и обобщается.
2. «Позвоночный» этап
Должники обзваниваются. Сначала вежливо и в удобное для них время. Потом менее вежливо (но так, чтоб не было к чему придраться и подать потом в суд за вымогательство), но более настойчиво. Ему могут присылать письма на «мыло» и СМС-ки на мобильник. Заемщик информируется о создавшейся ситуации и ее возможных последствиях. О санкциях и штрафах, последующих за неуплатой долгов. Об испорченной кредитной истории, которая может быть передана в другие банки и кредитные организации (сейчас уже начинают формироваться банки данных о заемщиках и кредитных историях).
Затем могут начать морально портить жизнь неответственному должнику, например, вызванивая его в неурочное время или по рабочему телефону. Скромно упомянув при этом, что они звонят «по поводу регулярных невыплат задолженности». Многие люди не хотели бы, чтоб на работе стало известно о их финансовой несостоятельности или безалаберности. Используется так называемый «автодозвон», когда запрограммированный автомат набирает по нескольку раз номер должника (желательно по ночам) и выдает вежливое напоминание о долге. Кстати, если заемщик относительно молод и можно предположить, что он зависит от родителей — могут позвонить и им. Сведения о родителях не так уж и сложно найти.
3. Свидания с клиентами
Должника могут найти дома (рано утром или поздно вечером), на работе или у родственников. Сначала делается упор на конфиденциальности таких встреч, чтобы информация о несостоятельности заемщика не стала известна соседям, коллегам и партнерам по бизнесу: «Вы же не хотите, чтобы ваши знакомые узнали о столь щекотливой для вас ситуации?». Потом задолженность клиента как бы нечаянно афишируется.
Частные предприниматели или владельцы фирм, пекущиеся о своем бизнесе и репутации уже в этот момент стремятся найти компромисс с кредиторами и коллекторами, чтобы не навредить своему имиджу. Через родственников и знакомых должника на него может оказываться мягкое опосредованное давление. Сначала — как увещевание и раздача бесплатных советов: «Ну вы же умный человек, должны понимать, что если ваш сын вовремя не отдаст долг и проценты по нему, это чревато последствиями. В лучшем случае, он останется без машины и квартиры. Если он сам не понимает это в силу своей неопытности, то вы, человек, проживший жизнь, знаете, чем это может закончиться».
4. Работа с поручителями
Согласитесь, что никому из поручителей (ими обычно выступают коллеги, родственники и работодатели) не хочется расплачиваться, по чужим долгам — особенно. Если в свое время они проявили мягкосердие и из жалости или по доброте душевной оказали такую услугу, как поручительство. И они сами сделают все возможное, чтобы разыскать должника и убедить его рассчитаться с кредитами.
5. Иск в суд и процедура возвращения долга
Этот этап — последний. По статистике, 80% заемщиков отдают долги, не доводя дело до суда. Тем более, что у банков и коллекторских фирм есть юристы, которые специализируются именно на таких процессах. Да и кредитные договоры составлены изначально в их пользу — сами ведь и составляли.
От ситуации с невозвращенными долгами не застрахован никто. Поэтому надо уметь достойно (и с наименьшими потерями, отделаться «малой кровью») выйти из такой передряги.
В случае, если коллектор в процессе своей работы нарушил права должника, превысил свои полномочия, им были высказаны прямые угрозы в адрес несговорчивого заемщика (и эти угрозы были зафиксированы на технические носители информации с соблюдением законности или нашлись свидетели, согласные подтвердить факт угроз в суде) — клиент может подать встречный иск в суд. И имеет право на компенсацию ущерба.
Удачи вам. И пусть эта статья вам не пригодится.
А как насчет соблюдения коллекторами Российского законодательства?
Если они не предъявляют официальный договор с моим кредитором на основании которого они требуют оплатить мой долг кредитору.
И вообще, зачем они нужны? Если у кредитора есть претензии - в суд. А если кредитор не решается взыскивать задолженность в судебном порядке, значит он не прав. Поправьте меня если я ошибаюсь.
0 Ответить
Я не согласна с тем, тчо статья хорошая. В ней описываются методы работы исключительно "черных" коллекторов. Круные компании, так называемые "белые" коллекторы такими методами не работают. Уже давно бы разорились. Какая нормальная организация решит с такими связываться?
Есть коллекторские агентства, которые существуют уже столько лет и подобными методами не пользуются. Потому что понимают, что такое имидж и цивилизованный бизнес.
Все, что описано в статье может в 90-е и встречалось. Но на дворе уже новый век, методы меняются и сейчас все проходит цивилизованно.
Почему бы об этом не написать? Зачем вбивать в подсознание людям, что коллекторы - это рекетиры? А потом когда, не дай Бог, они звонят вам - вы пугаетесь вплоть до сердечного приступа и живо представляете как вас пытают утюгами. Давайте уже перестанем жить прошлым и посмотрим не в 90-е, а на 20 лет позже.
Все таки, коллекторов не стоит так бояться, как вы описываете.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Статья хорошая, в ней описаны методы, скажем так, более менее корректного психологического давления, не выходящие за рамки правового поля.
К сожалению, бывает и гораздо хуже (видел в СМИ) - случаи откровенного бандитизма, когда без судебных приставов, без решения суда, выбивают двери, избивают людей, или, снова же без решения суда приходит горстка таких вот бритологовых "товарищей" и пытаются отобрать автомоюбиль.
Учитывая, что сейчас идет волна освобождения различных "бакланов", которое в девяностых занимались рэкетом - для них в этих коллекторских компаниях просто медом намазано.
Знакомый рассказывал - у него в доме живет такой типичный представитель - два на два лысый с золотой цепью в два пальца, с барсеткой, и не умеющий осмысленное предложение из более чем четырех слов придумать, и занимается, естественно, коллекторством. И коллекторским компаниям выгодно - не будут же они для выбивания долгов посылать мальчика-интиллигента-юриста в очках, который будет долго и нудно рассказывать о невыполнении пункта 5 части 6 кредитного договора.
А увидит неплательщик эдакую рожу два на два, который коротко и понятно скажет: "ты эт самое... ты товой...ты смотри у меня,мать твою... Коляна кривого с причала знаешь? Не знаешь? Ну так это я, в натуре, Колян кривой с причала. У меня разговор короткий. Отдавай должок, а то на счетчик поставлю."
0 Ответить
Сергей Волковинский, живую нарисовали картинку!
0 Ответить