Подкаст
Ольга Полозова Дебютант

Мошенничество с SIM-картой. Кто заплатит за того парня?

Представьте себе ситуацию: приобрели вы новую SIM-карту. Не успели вставить ее в телефон, как получаете SMS-сообщение: «Здравствуйте! Сообщаем о переносе 63,08 рубля для погашения долга на другом номере, оформленном на Вас. Долг погашен полностью. Подробнее 00XX».

Какова будет ваша реакция? Правильно, станете звонить в абонентскую службу поддержки или отправитесь в офис обслуживания сотовой компании.

Именно такой случай произошел в 2009 году со Светланой Н.:

 — В абонентской службе мне ответили, что заявка на разбирательство принята, и на это может уйти от трех до шестидесяти дней, но если есть желание ускорить процесс, нужно обратиться в офис. В офисе меня, конечно, внимательно выслушали, стали проверять информацию. И выяснили: в июле месяце на мою девичью фамилию и адрес, по которому не живу уже почти два года, но на данные действующего паспорта кто-то приобрел SIM-ку у дилера, коих летом особенно много подключает народ к различным операторам сотовой связи прямо «не отходя от кассы», на улице.

В офисе обслуживания взяли заявление, что никакого номера в июле я не приобретала; ведь получается, что он зарегистрирован на мифического, несуществующего человека. Сделали ксерокопии документов, подтверждающих, что фамилия у меня уже больше пяти лет другая и по указанному адресу я не зарегистрирована.

Еще меня заверили, что деньги после разбирательства мне обязательно вернут. Нет, 63 рубля, по сравнению с мировым кризисом, деньги, конечно, невеликие. Но чувствуешь себя как-то неуютно, зная, что в любой момент тебе могут выставить счет за средства, якобы потраченные тобою на мобильную связь. А потом придется еще два месяца ждать опровержения, что ты этого не делал. И это ладно, если SIM-картой никто больше воспользоваться не сможет. А вдруг кто-то продолжит звонить с этого номера, что тогда — платить не только за себя, но и «за того парня»?!

И, если судить по комментариям сотрудников сотовой компании, найти виновника такого незаконного подключения, а уж тем более наказать, почти невозможно. Получается, любой, кто владеет твоими паспортными данными (а их мы порой оставляем во множестве мест) и хочет тебе неприятностей, имеет для этого все возможности, если удастся встретить недобросовестного продавца SIM-карт, а таких, по-видимому, достаточно.

Светлана, решив, что данное событие можно расценить как мошенничество, попробовала обратиться в Управление внутренних дел. И здесь ей популярно разъяснили, что принять заявление у нее обязаны, но вряд ли дело получит ход — слишком уж маленькая сумма: 63 рубля. Вот если бы вас «кинули» на тысячу рублей — тогда другое дело!

 — Я решила: если такое подключение без моего паспорта стало возможным к одному оператору, значит, есть вероятность, что на мое имя существуют SIM-ки других операторов сотовой связи республики с номерами, о которых я не подозреваю. И тогда я пошла в офисы других операторов с просьбой проверить мои предположения. Слава Богу, в этот раз мои опасения не подтвердились. Но уверенности, что завтра они не оправдаются, нет никакой, потому что если это произошло однажды, видимо, может произойти и в последующем.

Здесь, наверное, все упирается в честность конкретного человека, который непосредственно занимается продажей SIM-карт. Как проверяют людей, которых привлекают для такой работы? Ведь наши газеты пестрят объявлениями: «Требуются продавцы бесплатных сим-карт, ответственность, коммуникабельность. Зарплата достойная» или «Требуется промоутер на сим-карты, з/п высокая, от 18 лет». Коммуникабельность проверить можно на месте. А вот как проверить — ответственный ли товарищ попался? У него ж на лбу не написано!

Задавшись этими вопросами, я обратилась за разъяснениями к представителям нескольких сотовых компаний, действующих в нашем регионе. И вот что удалось выяснить. Схема взаимодействия с дилерами предельно проста: в офис обслуживания — отдел работы с дилерами обращается индивидуальный предприниматель/владелец салона сотовой связи. Здесь он должен пройти необходимый минимум, сдать что-то наподобие экзамена, получив взамен сертификат. После этого человеку предоставляется возможность приобрести некоторое количество SIM-карт с номерами оператора и продавать их всем желающим (разумеется, при определенных условиях, куда входит и обязательное предоставление оригинала документа, удостоверяющего личность) в своих салонах, или же привлекая к распространению тех, кого мы на каждом шагу видим на проспектах города — «продавцов бесплатных сим-карт».

А выводы напрашиваются такие: одна компания качественно работает со своими дилерами, проводя необходимые тренинги, а другая, видимо, вообще с ними не работает, предпочитая просто получить деньги от реализованных SIM-ок. В итоге же страдают простые люди, добросовестные абоненты. Так и до суда дойти недолго. Хотя тут тоже могут возникнуть сложности. Суд, решив, что сумма невелика, может подумать, что вы напрасно отнимаете у судей время, и наложить на вас же штраф. И где в таком случае найти правду?

В общем, сегодня Светлана Н. вынуждена сидеть и ждать, чем закончится разбирательство. Менять оператора ей невыгодно: близкие родственники и лучшие друзья, с которыми девушка разговаривает чаще всего, имеют номера именно той сотовой компании, что и у нее. Можно предположить, если произойдет нечто подобное еще раз, Светлане все-таки придется сменить оператора. А тогда, возможно, оператор потеряет сразу около десяти абонентов, а может, и больше…

По крайней мере, среди знакомых девушки, ставшей жертвой недобросовестной работы дилеров компании, этот оператор сотовой связи может надолго утратить доверие или потерять его насовсем.

Обновлено 27.06.2010
Статья размещена на сайте 25.05.2010

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люди добрые,подскажите оператора правильного.

  • Ольга Полозова, хочу поделиться своей бедой.Мне пришла смс с долгом в 6000 руб на сим карту зарегистрированную на моё имя почти год назад в компании мтс.Всё оказалось до неприличия просто.13 марта прошлого года решили мы с мужем сделать мне подарок к дню рождения....телефон.Ну а поскольку вся наша большая семья давно перешла на мтс ,кроме меня,гадать долго не стали пошли и у них же приобрели и телефон и симку.Как только мы довольные покупкой ретировались тут же не отходя от кассы регистрируют на моё имя...аж три симки,на одной из которых и оказался долг.И гуляют они сейчас по Дагестану.

  • Ольга Полозова,
    2 недели назад дочь (15 лет) принесла 2 sim карты мегафон, на счету по 50 рублей. На вопрос как без документов подключилась ответила купила по 10 руб. каждую по акции, а паспортные данные у них свои липовые. После этого ничему удивляться не приходится.

    Оценка статьи: 5

    • Анатолий Симонов, действительно неудивительно. У нас не так давно в одном из супермаркетов вообще сим-ки выдавали просто так: показываешь чек на определенную сумму - и тебе в зависимости от этого допустимое количество сим-карт выдают. И никакого паспорта не просят... Интересно, на какие данные их тогда вообще оформляли?!

  • Ольга Полозова,
    В договоре с МТС у меня был пункт о том, что задолженность по одним моим номерам можно списывать с других моих счетов.
    Некоторое время назад я получил письмо от МТС с предложением погасить задолженность по номерам, которые я не приобретал. Я приехал в офис и выяснил, что эти номера были проданы в тот же день и тем же продавцом, у которого я приобрел два контракта. Написал соответствующее заявление и спустя некоторое время получил письмо о том, что претензии с меня сняты.
    Сейчас разобрался с МТС с очередной их уловкой. Для своего гостя я приобрел контракт, положив на счет 100 руб., с включенной бесплатной услугой "Чат". Номер не понадобился и СИМка лежала в запечатанном конверте. Когда я распечатал конверт, на счету была задолженность 0,98 руб. Выяснилось, что услуга "Чат" стала платной с абонентской платой, которая с меня и списывалась.
    Написал претензию и мне вернули деньги.
    На такую уловку попадаются многие, но немногие догадываются вовремя отключить "бесплатный сыр".

    • Александр Барон, да вот самое обидное, если б эти симки приобрела и сама "прохлопала" "бесплатный сыр", а то ничего не подключала, а потом еще ходила три месяца доказывала, что не верблюд. Написала кучу претензий, заявлений и т.п. Деньги, конечно, вернули. Ощущение незащищенности осталось.

  • Как мог образоваться долг, если оператор (при достижении баланса ноль) приостанавливает обслуживание. Может я что-то не допонимаю.

    Оценка статьи: 5

    • Анатолий Симонов,
      Некоторое время назад была устаревшая система биллинга, когда баланс проверялся не в реальном времени, а перед установлением нового соединения. Т.е. начатый разговор не прерывался, когда баланс уходил в минус.
      Покупалась "левая" СИМка с небольшим балансом. Говорили из Москвы полчаса с Камчаткой и выбрасывали СИМку.
      Сейчас при достижении нуля на счете разговор прерывается.

  • Ольга Полозова, жуть. А выйти на продавца той фальшивой симки и наказать - думаю, органам без проблемы, если захотят.

    Оценка статьи: 5

    • Александр Ягдаров Александр Ягдаров Читатель 6 июля 2010 в 08:00 отредактирован 6 июля 2010 в 08:07

      Ю. Лях, вот именно ЕСЛИ ЗАХОТЯТ, а хотеть они не хотят.
      Им найти украденный телефон раз плюнуть, но ведь не хотят, находят массу отговорок, что сам на это плюнешь, а уж продавца симки даже не раз, а четверть раза плюнуть.
      По телеку посмотришь, такие запутанные дела распутывают
      ,что только сериал "След" стоит , что уж говорить про какого то продавца сим карт.
      Да и продавец, наверное, не виноват. Всё это безобразие делается на уровне офиса, скорей всего.

  • Ольга Полозова, статья интересная. Ставлю 5.

    Я даже и не знал что такое возможно. И опять МТС!
    А ведь как не послать, или не отдать копию своего паспорта в какое то учереждение, если требуют. Я сам в этом году уже 2 раза отдавал копию паспорта, а просто данные паспорта мы оставляем сплошь и рядом.
    Получить заказное письмо или посылку, пиши номер ,кем и когда выдан. Да мало ли где.
    Вон Роман Романов удивляется как это могло произойти, по закону там должен быть договор.
    Да очень просто, я этих симок уже штук 5 поменял. Договор у меня есть только на одну, которую я покупал в официальном офисе у диллеров,там и паспорт потребовали и договор написали, а все остальные я покупал у распространителей и договора там, естественно, никакого нет и можно даже без документа, достаточно назвать себя и какой то более-менее достоверный номер паспорта и получи симку.

    Хорошо если с тебя требуют оплатить не существующий долг, было у меня такое, тогда можно их смело послать и долг не платить, так как нет договора, и пусть хоть в суд подают.
    А когда они просто сняли деньги, как в описаном случае, и ходи потом доказывай свою правоту.
    И вообще я не пойму, зачем надо ложить большие суммы на счёт, это, конечно, соблазн для нечистых операторов.

    • Александр Ягдаров, в данном случае это был МегаФон. Но, наверное, и другие операторы от подобных казусов не застрахованы. После описанного случая я долго разбиралась с оператором, деньги мне, конечно, вернули. Нашлись и договоры, заключенные якобы от моего имени, причем фамилия стояла девичья, был указан адрес, по которому больше двух лет не живу, но в то же время данные действующего паспорта. Теперь пользуюсь симкой, которая оформлена на маму, потому что мне удобно пользоваться услугами этого оператора. Только все вопрос мучает: что ж мне теперь и симку купить нельзя будет, например, когда придет время ребенку телефон организовывать?!

  • Ольга Полозова, всё не так просто. Многие операторы работают за, так называемые, "гранды". Чем больше абонентов подключишь за день, тем больше грандов получишь от... государства. Даже в официальных офисах существуют скрытые от глаз посетителей сотрудники-операторы, которые только и делают, что подключают-подключают-подключают. Фирма за это получает гранды, а сотрудники денежные выплаты в виде премий. Конкретные суммы называть не буду, но за каждого подключенного государство платит фирме, предположим, 25 грандов, сотруднику достается 1 гранд. 24 гранда - чистая прибыль. Выгодно? Конечно! Но где взять такое количество подключаемых? Фирму этот вопрос не волнует. Вот тут-то и приходится выкручиваться операторам. Для того и привлекаются торговцы симками на улицах. Чаще всего это же студиозусы, а студиозусу нужны деньги, а не ваши личныек страдания по поводу не честного подключения. Операторы же в офисах фирм получают ваши данные из баз данных, которые свободно продаются в Интернет-пространстве за не очень большие деньги.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, как вообще такое могло произойти. Ведь по закону должен быть заключен договор о оказании услуг связи. Если оператор выставляет счет, то пусть предъявит договор со мной, по которому он оказывал услуги и снимал деньги. Или я чего-то не понимаю?

  • Мошенничество с SIM-картой. Кто заплатит за того парня?

    Ольга Полозова, Мне тоже такая оказия пришла в том году. Где-то рублей на 150. Я написал претензию в МТС. Разбирались 3 мес. и - я не виноват. Но, такое впечатление, что тут не все так просто. Уж больно подозрительно: многим моим друзьям в это же время пришли подобные анекдотецы, да и дочери, но более серьезную сумму. Ну не может быть таким массовый выброс лажы!!!!!....