• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Губерниев Мастер

А какая валюта у вашей компании?

Лет семь назад я устроился на работу в одну крупную российскую компанию. В первый же день я обнаружил на столах у сотрудников, а также в офисной кухне странные денежные знаки, напоминающие доллары, с логотипом фирмы, с портретами топ-менеджеров компании и с их подписями. Я уж было подумал, что здесь платят зарплату в собственной валюте, но оказалось всё проще: эти «доллары» сотрудники брали себе в напоминание, что они взяли что-то на кухне в кредит, а потом отдавали задолженность в специальную коробочку.

Припасы в офисный холодильник утром приносила одна предприимчивая женщина, а вечером забирала выручку. Через некоторое время «лавочка» закрылась, — видимо, не все отдавали деньги за товар, «доллары» так и остались валяться на столах с улыбчивыми директорами в овальных рамках. Я себе взял пару штук для коллекции.

Впрочем, некоторые предприятия действительно заводят себе собственную внутреннюю валюту. А что — гимн есть, флаг есть, герб (логотип) есть, почему бы валюте не быть? Во времена кризиса и тотальных неплатежей введение на предприятии собственной валюты было методом выживания: людям платили «местные тугрики», а те их отоваривали в магазинах предприятия. Просто потому, что национальной валюты катастрофически не хватало: то ли политика была такая, то ли на пути из бюджета по длинной цепочке банков-посредников до предприятия деньги разворовывались, то ли дирекция их прокручивала, а может, и всё это сразу…

Короче говоря, внутренняя валюта выручала при кризисе неплатежей, как та сотня баксов из анекдота:

Приехал в город человек, остановился в гостинице и оставил в залог купюру в $ 100. Владелец гостиницы побежал на бензоколонку и отдал банкноту в уплату своего долга за бензин. Владелец бензоколонки побежал на рынок и рассчитался со своим долгом за продукты, торговец рассчитался с долгом строителям, строители расплатились с цементным заводом, владелец завода вернул долг проститутке, а та расплатилась за аренду номера с владельцем отеля. Всё это заняло полчаса. Тут вернулся постоялец и сказал, что останавливаться здесь передумал, ему срочно нужно выехать из города. Хозяин отеля вернул ему залог. Вот так случайный прохожий, сам того не зная, за полчаса разрешил кризис неплатежей во всём городе.

Но и в «мирное время» внутренняя валюта предприятия или города имеет ряд преимуществ. Во-первых, она может быть номинирована в ресурсах, менее подверженных инфляции, чем национальная валюта. Например, топливные компании выпускают талоны на определённое количество бензина — чем не валюта? И как бы бензин ни дорожал, по такому талону всегда можно заправиться на номинальное количество литров. Во-вторых, предприятию не нужно содержать армию, полицию, распухший бюрократический аппарат, границы, пенсионеров и детей, врачей и учителей и т. п. Следовательно, у него нет потребности решать свои проблемы за счёт печатного станка, а потому его валюта более устойчива, менее подвержена инфляции. И ещё важное преимущество заключается в том, что выпуск внутренней валюты почти беззатратен, в то время как привлечение займов в национальной валюте требует выплаты значительных процентов банкам и государству.

Одно из перспективных применений своей валюты — премирование сотрудников. Действительно, по трудовому договору предприятие обязано оплатить работникам их труд в размере оклада, а если оно хочет поощрить своих работников сверх оговоренного вознаграждения, оно вправе само выбирать чем именно. Возникает проблема: сотрудник отличился сейчас, а экономический эффект будет известен только в конце квартала или года. Обычно и премию платят в конце года, как 13-ю зарплату. Если же ввести свою валюту, то можно поощрять сотрудников немедленно в этой валюте, а обналичивать её — в конце года. Причём курс валюты можно сделать плавающим, в зависимости от финансовых успехов фирмы. Таким образом, все держатели внутренней валюты, т. е. премированные сотрудники или те, кому они свои сбережения продали на вторичном рынке, будут заинтересованы в коммерческом успехе предприятия. А что может быть лучше для дирекции и акционеров, чем личная заинтересованность сотрудников?

Получается, что внутренняя валюта — это те же акции, только без права управления предприятием и без претензий на имущество фирмы в случае её банкротства. За внутреннюю валюту можно по льготным ценам реализовывать продукцию предприятия, расширяя тем самым рынок сбыта и стимулируя заинтересованность сотрудников не только в коммерческом успехе, но и в качестве продукции фирмы — ведь для себя же стараются! Кроме того, повышается лояльность сотрудников фирме: имея накопления во внутренней валюте, уже так просто из фирмы не уйдёшь — их надо сбыть, а значит, надо дождаться роста курса на вторичном рынке или периода, когда фирма будет обналичивать свою валюту (в конце года). Можно также торговать за внутреннюю валюту в фирменной столовой, продавать путёвки в санатории фирмы и другие услуги.

Выпуск своей валюты освободит для предприятия «живые» деньги, которые оно может использовать для своего развития, разработки новых технологий, привлечения новых специалистов, ремонта и закупки оборудования, строительства новых корпусов и других инвестиций, на которые обычно не хватает средств. У успешного предприятия внутренняя валюта может стать популярной и вне его пределов.

В качестве примера приведу «вассаби-деньги», выпускаемые сетью одноимённых ресторанов. Банкноты эквивалентны российским рублям и действительны при оплате заказа в ресторанах сети, при условии, что сумма заказа будет свыше определённой суммы.

Компания договорилась со своими партнёрами — кинотеатрами, гипермаркетами, магазинами парфюмерии и бытовой техники, что они вместе со своей продукцией будут бесплатно выдавать «вассаби-деньги». В результате промо-акция превратилась в проект собственной валюты, которая обеспечивает, по словам директора по маркетингу, 7−8% оборота сети ресторанов. «Вассаби-деньги» имеют и свой вторичный рынок, их можно продать за 50−150 рублей. Их даже начали подделывать! Чем не признак успеха?

И в заключение не могу не упомянуть, что в ряде штатов США появилась собственная валюта, привязанная к стоимости драгоценных металлов. Появилась собственная валюта и в английском городе Льюис, свободно обмениваемая на фунты стерлингов. «Льюис-фунты» принимаются целым рядом городских предприятий и препятствуют утечке капитала из города. Кстати, в этом городе она была и раньше, с 1789 до 1895 года. Так что традиция восстановлена.

Итак, почему бы вашей компании, в продолжение фирменного стиля, к визиткам, флагам, значкам и прочей сувенирке, не ввести свою валюту? Преимуществ и применений много, затрат — минимум.

Статья опубликована в выпуске 27.02.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: