• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Сарбаева Мастер

Продуктовый маркетинг. Как не идти на поводу у продавцов?

Очень часто в магазинах нас убеждают сделать определенный выбор или купить что-то такое, что в наши намерения не входило.

Например, вы шли в супермаркет, чтобы купить только хлеба, сахара и колбасы, а набрали опять полную корзину продуктов. Или заходите в магазин одежды, а там распродажа. И вы набираете кучу ненужных вам вещей только потому, что у вас есть возможность купить это дёшево. Как правило, в этот момент вы не задумываетесь о том, нужна ли вам вещь, с чем вы ее будете носить, куда это вообще можно одеть и идёт ли оно вам.

Чтобы не попадаться на удочки продавцов и не тратить зря деньги, давайте разберёмся: как лучше поступать в таких ситуациях?

1. Особенности размещения товара

Вы, наверное, замечали, что в больших продуктовых супермаркетах стеллажи с продуктами расположены особым образом. Более дорогие товары расположены на уровне глаз покупателя, а дешёвые стоят на нижних полках. Поэтому нужно внимательно изучать весь ассортимент на полках пристальным взглядом экономной хозяйки. А чтобы добраться до бакалейного отдела, покупателю иногда приходится пройти через весь магазин.

Продавец рассчитывает на то, что человек по пути соблазнится и положит в тележку и другие привлекательные продукты, которые он и не планировал покупать в самом начале.

Есть такая профессия — мерчендайзер. Этот человек знает, как расположить товар на полках в магазине самым выгодным образом, — так, чтобы его купили.

2. Дефицитный товар

Ещё есть такой приём, как искусственное создание «дефицита» товара. В книжных магазинах часто можно встретить такой ярлычок на каком-либо фолианте, с надписью «Последний экземпляр!».

Работает этот приём и в продуктовых магазинах, когда вы подходите к полочке с йогуртами и видите, что один из видов этой молочной продукции с живыми бактериями уже полностью разобрали. Вы думаете: «Ага, люди берут — значит это вкусно, хороший товар!» — и кладёте «дефицитный» йогурт к себе в корзинку.

Возможно, вы правы, и этот продукт действительно пользуется большой популярностью у покупателей. А может, это просто один из психологических приёмов магазина, чтобы продать этот продукт. Однако возможно, что продавцы просто ещё не успели выложить этот товар на полки.

3. Помогают ли списки?

Отправляясь за покупками, важно руководствоваться здравым смыслом. Некоторые рекомендуют составлять списки «Что нужно купить» и строго придерживаться указанного в них перечня покупок. На мой взгляд, это, во-первых, никак не тренирует вашу память, во-вторых, не всегда работает.

4. Желаете попробовать?

Вы замечали, что в бесплатной дегустации товара часто принимают участие малознакомые продукты, недавно вышедшие на продовольственный рынок? Таким образом продают новый товар: вы попробовали, вам понравилось, вы купили.

5. Это подарок!

Подарочные наборы часто мотивируют вас покупать, например: шампунь и гель для душа по более низкой цене, чем если бы вы покупали их по отдельности. Экономия здесь небольшая, и стоит задуматься: а что из этого набора вам действительно нужно?

Подарочные сертификаты тех же самых парфюмерных магазинов мотивируют вас на совершение новых покупок.

Встречается и такой вариант: «На вашей карте не хватает подарочных баллов! Вы можете доплатить столько-то рублей — и получите подарок». Задумайтесь, соизмерима ли сумма «доплаты» с качеством подарка, да и вообще, нужен ли вам этот подарок? И потом, возникает такой этический вопрос: а принято ли предлагать доплачивать за подарки?

6. Скидки! Скидки!

Стоит ли говорить о том, как заманчиво действует на покупателей товар с «красными» ценниками. Скидки — это возможность купить что-то по более низкой цене. Стоит задуматься: низкой по сравнению с чем? Можно даже провести своё исследование: походить по другим магазинам и сравнить в них стоимость одних и тех же товаров.

Вы удивитесь, когда обнаружите, что низкая цена в одних магазинах может в других оказаться обычной ценой на этот же товар.

Статья опубликована в выпуске 26.04.2011
Обновлено 29.07.2015

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: