• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Казиник Мастер

Библейская экономика: история порабощения?

В буквальном смысле слова Библия — это книги. Любые. Но так уж сложилось, что, произнося «Библия», мы подразумеваем иное: нравственный документально закрепленный стандарт христианства, материализованный именно в виде такого носителя — Библии, структурно состоящей из нескольких книг.

Alexander Kalina Shutterstock.com

Кроме религиозных и морально-этических догматов, в них подробно описана и еще одна важнейшая составляющая человеческого общества — экономика. А также способы порабощения народа, где, кроме грабежа, вероломных нападений, откатов, работорговли, купли-продажи правосудия и прочего, подробно описаны многие экономические алгоритмы, не потерявшие актуальности и по сей день.

Остановлюсь пока всего лишь на единственном эпизоде, описанном в Ветхом Завете в книге Бытия. Суть его вот в чем.

Родные братья, сыновья Израиля, руководствуясь соображениями личной неприязни к своему брату Иосифу, решили его убить. Но так случилось, что не убили, а продали в рабство проходившему мимо каравану купцов, которые охотно его купили с целью дальнейшей перепродажи. И перепродали начальнику администрации президента Египта, то есть царедворцу фараона.

Парню попеременно то везло, то не везло (даже в тюрьме посидеть пришлось, так как его крики «это не мой героин — мне его подкинули»…, тьфу, «это не я её домогался, а она меня — это подстава!» результата, как водится, не достигли), но даже и в тюрьме он, сотрудничая с администрацией местной системы исправления и наказания, очень неплохо устроился.

Но однажды Бог ниспослал местной законодательной власти, фараону то есть, сон-предзнаменование. Фараон, поломав голову, в конце концов обратился за расшифровкой к Иосифу. Иосиф быстро объяснил, что к чему:

«…Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;

после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,

и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел…"

И быстренько объяснил, что делать, хоть у него совета никто и не спрашивал:

«…Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;

пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;

и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода…"

Фараон с легкостью согласился, возложив на пришлого Еврея выполнение данного начинания:

«…Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской…"

Вы понимаете, что произошло? Я не в смысле карьерного роста Иосифа, а с точки зрения посыла статьи.

Впервые появилась чётко обозначенная налоговая ставка! 20% — не больше и не меньше! Что по тем временам было то еще новаторство, ибо налоги до этого собирались, как бог на душу положит, а то и вообще не собирались за ненадобностью. Но в любом случае — 20 процентов! Для древнего египетского народа — это грабеж, а для современного человека — предел мечтаний. Но идем дальше.

Отдельный интерес представляет то, что с собранными налогами было сделано. Финансовая власть в лице Иосифа их не потратила и не позволила фараону просто проесть собранный хлеб, а запустила все собранное с народа в оборот:

«…Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.

И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам.

И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле…"

Как видим, власть распродавала стабфонд не только тем, у кого его забрала, но и иностранцам. Что показательно, ибо ясно, что задача — получить мегаприбыль. Причем Иосиф бюджет откровенно разбазаривает, взяв на содержание всех пришедших в Египет евреев из своего рода:

«…И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства…»

Но дальше еще интересней, смотрите внимательно:

«…И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.

Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.

И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?

Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас.

И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;

для чего нам погибать в глазах твоих, и нам, и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.

И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого…"

Понимаете простую гениальность данной схемы? То есть свободные люди — через ими же уплаченные налоги — лишились всего своего имущества и сами оказались собственностью! Можно даже и не комментировать, так как наперсточники свои аферы исполняют куда сложнее.

Завершается же данная авантюра классически:

«…И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;

Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону.

И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону…"

Получилось гениально — народ разорился, сам стал собственностью, а власть непомерно обогатилась и в результате оказалась еще и благодетелем!

Нет, все-таки Библия очень интересная книга, вот только читают ее очень избирательно.

Статья опубликована в выпуске 11.12.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (52):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Максим Ольшанецкий Максим Ольшанецкий Читатель 10 октября 2012 в 12:31 отредактирован 27 мая 2018 в 18:59 Сообщить модератору

    Отличная статья, цитаты совсем не перегружают текст. Все остренько и в точку. Очень понравился первый комментарий Лауры Ли.

    Оценка статьи: 5

  • Вот так да! Спасибо, что открыли глаза! Я мусульманка, Библию не читала, но статья действительно стоящая, пишите продолжение обязательно! Это очень интересно

    Оценка статьи: 4

  • Отличная статья! Люди тут ставят под сомнение историчность и Иосифа, и его деяний, я бы этого делать не стал. Потому что эта статья должна быть исторически достоверной ровно настолько, насколько исторична сама Библия. Ведь в статье приведен взгляд на события, ОПИСАННЫЕ В БИБЛИИ, а не в учебнике истории.

  • Очень понравилась статья, Спасибо!
    Интересно было читать. У Лео Таксиля также мноого интересного из библии извлечено.

  • Очень понравилась статья, надеюсь, напишите еще на эту тему!

    Оценка статьи: 5

  • Зачем споры? Всем должно быть понятно почти всё в истории было. И в школе надо лучше раскрывать историю , очень углублённо, на истории надо учиться. Но ставить рядом в заголовке слова Библия и порабощение и рассказывать о Египте как-то не совсем верно.

    Оценка статьи: 5

  • Оставив в стороне достоверность библейской писанины, поскольку даже говорить об этом несерьезно, задам только вопрос по сюжету:
    - Не исполни фараон совет Иосифа - эти люди, ставшие рабами, были бы они вообще живы?

    И вопрос к автору: Вы адвокат, господин Казиник. Ваша профессия - спасать людей от суда неправедного - творить Добро.
    Творите ли Вы сие Добро безвозмездно?

    • Аркадий Голод, по первому вопросу: мы ступаем на зыбкую и неверную тропу допусков, версий и предположений, а говорилось все-таки несколько об ином: !1)как через налоги люди сами стали собственностью. 2)Появление четко обозначенной налоговой ставки. Если же (только без продолжения!) все-таки рассмотреть возможность выживания этих людей, то я думаю, что ту инсайдерсую информацию (о годах изобилия и годах засухи) стоило Иосифу донести до народа, а там пусть каждый бы сам для себя решал. Кто-то выжил бы и был свободным, кто-то бы умер, а кто-то бы один хрен продался. Но у Иосифа стояли иные задачи, а не спасение чуждого ему египетского народа.
      И по второму вопросу: я живой человек и живу в обществе. Что-то я делаю безвозмездно (например, вчера неизвестного мне человека после дтп за 60км в больничку отвез. Бесплатно), что-то за символическую цену на грани себестоимости, а что-то вызывающе не дешево. Все заисит от конкретной ситуации. С бабушки за юруслуги по консультации на счет наследства я денег не возьму и не брал никогда, а вот бесплатно налоги оптимизировать я никому не буду.
      Но вот эту тему продолжать в данной комментарийке точно не стоит.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Казиник, не стоит.
        Не считайте это покушением на Вашу личность. Примером мог быть любой человек. Я тоже не работаю бесплатно.

        Библейский Иосиф был служащим и делал карьеру. По сути, он образцово выполнил свои профессиональные обязанности. Обязанности государственного советника.

        А путем порабощения людей он их спас от голодной смерти.

        Кто-то выжил бы и был свободным, кто-то бы умер, а кто-то бы один хрен продался.
        Одна из великих свобод - сдохнуть с голоду.
        Из рабства можно выкупиться или сбежать. А вот с того света это представляется проблематичным.
        Эрго: осуждаемый Вами Иосиф осуществил гуманитарную миссию.

        Кстати, историю библейского Иосифа повторил - буквально в деталях по сценарию - советский Авраам. Авраамий Завенягин. Создатель Норильска.
        Вот только без гуманитарных забабахов.
        Можете развивать основную идею статьи дальше

  • Еще раз убедился, что Библия - инструкция для всех случаев жизни.Ну кто мешал египтянам самим для себя откладывать про запас? Так и сейчас, много ли людей делают накопления?
    С нетерпением жду еще статей на эту тему.

    Оценка статьи: 5

    • Александр Петров,
      в том и фишка что 20% забиралось, так что накапливать было труднова-то, да и хранить зерно 7 лет не понятно с какой целью тоже странно.

      • Михаил Поляков, обязательно откладывать зерно? Вы что, думая о своем будущем спички и соль закупаете? Думаю, что и в Египте были и золото и серебро, которые можно было купить, продав часть урожая. А 20% это всего лишь налог, который платят все люди во все времена, разница лишь в процентах.

        Оценка статьи: 5

        • Александр Петров, египтяне не плохо справлялись с хранением зерна, если правильно всё делать то оно может хранится не то что годы, десятиления. Но вот перевод зерна в драг металлы не очень выгоден, продаёшь зерно когда оно дёшево, а металлы соответственно дорогие, потом продаёшь металл когда он дешевеет (продавцов полно, все есть хотят), а зерно дорогое.

          Но я не об этом, судя по всему дело было в возросшем налогоблажении, иначе смысл было бы упоминать эти 20%, то есть правительство забирало появившиеся излишки, а так как урожаи были хорошие, то народ не возмущался. Да и им самим зерно по большому счёту девать было особо некуда, при натуральном то хозяйстве. В принципе если бы государство вместо накопления распродало бы зерно за границу, то всё кончилось бы не парабощением многих египтян, а их смертью. Так что совет по любому был не плох.

          • Михаил Поляков, ну в Древнеегипетской политэкономике я не силен, ценами на зерно и драгметаллы в Древнем Египте не владею
            Я только одного не понял: по вашему мнению автор статьи врет? Или Библия? А может вы? То зерно трудновато было хранить, то без всяких проблем можно хранить десятилетиями. Вы бы определились как нибудь.

            Оценка статьи: 5

            • Александр Петров, вы не внимательны, я не утверждал что зерно трудно хранить. Просто не имея информации что после семи лет изобилия последуют семь лет голода вряд ли кто начал делать столь масштабные запасы на 7-14 лет вперёд, а учитывая возросшее налогообложение это становилось к тому же достаточно тяжело. Наверное эти 20% и съели весь прибавок.
              Скорее всего вся операция по закабалению была основана на точном экономическом расчёте, а возможно и на знании каких-нибудь природных циклов. Не вижу в этом библейском сюжете чего-то фантастического.

  • Самая пухлая и объёмная упаковка смысла в этой Библии. Большое терпение явил автор, выписывая экономическую суть из витиеватых изречений и выдал в удобоуваримой форме. Только за это можно выставить положительнуё оценку.
    Лучше бы вместо Библии в своё время начали писать Истрию преодоления ошибок и заблуждений. Её можно бы было продолжать и в наше время, которое тоже неизбежно станет таким же древним для потомков, как для нас "времена библейские".

  • Весь фокус в том, кому принадлежит собранный хлеб (налоги).

    Государство - это только структура, механизм управления, система правил, но НЕ собственник.

    Маленький пример, модель.

    Имеется несколько особей.
    Их можно выстроить в шеренгу - ухо к уху;
    в ряд - нос в затылок;
    Можно в квадратик, можно в кружочек.

    Так вот: сам квадратик, сам кружочек - это что ?

    Может ли квадратик, кружочек быть СОБСТВЕННИКОМ ?!

    Так вот: квадратик кружочек - это и есть государство:

    Структура, МЕХАНИЗМ управления, набор правил,

    НО НЕ СОБСТВЕННИК !!!

    Всё очень просто !

  • Как атеист и материалист говорю: Библия - самая мудрая книга из прочитанных мною. Сергей, Вас обязательно заинтересует статья в моём блоге "О чём проповедуется в учении Христа?"

  • спасибо огромное !!!!!!
    ошеломлена и шокирована статьей.
    зато теперь я понимаю, что имел в виду наш препод по экономике (кстати, старый еврей).
    на наш вопрос
    "какой самый успешный бизнес план вам известен?"
    он сказал:
    "библия! больше 2 тысяч лет работает..."

  • Вот как неожиданно! Спасибо Сергей, вы наверное первый, кто таким образом такую тему затронули! Очень интересно и ясно, откуда ноги растут. И чем это кончится тоже ясно!

  • Очень интересный подход. Тут только надо не впасть в "Забавную библию" и прочее смехачество. А как древний памятник истории и культуры - Библия действительно сокровищница.

    Оценка статьи: 5

    • К. Ю. Старохамская, ни в коем случае! О том и речь, что Библия это потрясающий исторический и культурный памятник, дающий ответы не только на общественные, но даже и на экономические вопросы. Вот только в этих ракурсах ее практически не рассматривают - религиозные догматы мешают.

      Оценка статьи: 5

      • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 11 декабря 2011 в 03:37 отредактирован 11 декабря 2011 в 03:39 Сообщить модератору

        Сергей Казиник, мешают не религиозные догматы, а как раз наоборот - элементарные исторические знания....Ведь если каждое слово Библии воспринимать буквально, наш мир существуе всего-то 5768 лет, а на самом деле это не так. К моменту написания Библии Древнеегипетское Царство существовало уже не одну тысячу лет, и налоги в нём собирались и учитывались весьма исправно и тщательно, а занимались этим жрецы, причём не все жрецы, а только жрецы Верховного Божества - Амона-Ра.Часть собранного отправляли во дворец фараона, а часть хранили в храмах и продавали или распределяли среди населения. Торговлю и прибыль не Иосиф придумал, так же, как и налоги...Скорее всего, такого Иосифа и вовсе не существовало...Вы же не воспринимаете буквально каждое слово древнешумерских или древнегреческих мифов? Та же Троя существовала, скажем, но, как оказалось, не одна, и погибла вовсе не в результате описанной Гомером битвы, которая, в свою очередь, имела место, но не была столь масштабной, не говоря уже об участии в ней олимпийских богов или истории о "троянском коне", которого тоже не было. То же самое относится и к событиям, описанным в Библии. Некоторые из них происходили на самом деле, но не совсем так (или совсем не так...), как описано в Библии, в другое время и пр. А некоторые - и вовсе сказки, вкраплённые в ткань исторического повествования "для красоты"...Познакомились бы поближе с историей, государственным и экономическим устройством Древнего Египта, прежде чем браться за такие "исторические разоблачения"...

        Оценка статьи: 1

        • Сергей Казиник Сергей Казиник Мастер 12 декабря 2011 в 00:10 отредактирован 12 декабря 2011 в 12:01 Сообщить модератору

          Евгения Комарова, Статья посвящена анализу Библии с точки зрения экономики. Не Корана, не Торы, не древнеегипетских папирусов, а БИБЛИИ. Так что по основному вашему аргументу – не зачет, читайте коменнтируемые статьи внимательно, а не по диагонали.
          Далее, Иосиф и (например) Арон – реальные исторические персонажи, упоминаемые не только в библии - учите матчасть. Но это предмет совсем отдельной дискуссии, в рамках данной статьи это будет флуд.
          А с историей древнего Египта я знаком, не переживайте. Не до такой степени, что бы чувствовать себя египтологом, но для некоторых выводов знаний вполне хватает. Например, что история с затоплением армии фараона водами Красного моря слизана с некоторыми корректировками с некоторых дренеегипетских текстов же. Но опять же: к посылу данной статьи это никакого отношения не имеет: анализ Библии с экономической точки зрения.

          Оценка статьи: 5

          • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 12 декабря 2011 в 02:11 отредактирован 12 декабря 2011 в 02:11 Сообщить модератору

            Сергей Казиник, у нас с Вами, как видно, разные "матчасти"...Если вас интересуют мои источники, могу сбросить Вам в личку. До сих пор среди учёных- египтологов считается неустановленным факт существования Иосифа - такого, каким он описан в Библии. Расходятся учёные и в датировке пребывания гипотетического Иосифа в качестве советника при дворе фараона : одна часть относит это к времени захвата Египта гиксосами, другие же считают, что это событие, буде оно имело место, должно было происходить позже. Никаких документальных и материальных свидетельств существования Иосифа не найдено, несмотря на то, что в Древнем Египте всё документировалось обычно очень тщательно. Сторонники достоверности существования и деятельности Иосифа аргументируют отсутствие письменных свидетельств как раз тем, что в период правления гиксосов хронологичность и тщательность документации была нарушена.
            читать дальше →

            Оценка статьи: 1

            • Евгения Комарова, "...разные "матчасти"..." - 5!
              И если сбросите ссылочек, буду бесконечно признателен.
              Отсутствие упоминаний Иосифа в Египетских текстах легко объясняется именно тем, что вы упомянули - период правления гиксосов, когда с документами творилось чёрти-что.
              "..О том, что налоги в Египте взимались задолго до предполагаемого времени службы Иосифа у фараона.." - Все так, вы правы, но есть "НО": как вам безусловно хорошо известно, в древнем Египте не было однозначно и чётко закрепленной налоговой ставки. Налоги собирались (а иногда и не собирались - после удачной военной кампании, например) именно "на нужды двора и фараона", никаких чётко обозначенных налоговых ставок не было. И говорилось именно об этом - пересмотрите статью.
              "...Работорговля в Египте не практиковалась. Рабами были либо военнопленные, либо должники, продававшие себя в рабство..." - это вы забежали вперед)))))))))))))))))))))))))
              одна из идей статей этого цикла была (забегу уж и я вперед)"исхода Евреев из рабства не было, так как не было и самого рабства в полном смысле этого слова". Короче, посмотрите у меня в блоге, там следующие две статьи лежат, только что-то не стремяться администрацией ШЖ приниматься.....
              То что вы сказали далее - подпишусь под каждым словом и даже в статье это было изначально, но пришлось объем из 8500 знаков уменьшать до 5000 как требует ШЖ, так что что-то отвалилось.
              И ссылок в личку жду

              Оценка статьи: 5

  • Сергей, нет слофф!!!
    однако 5+++++++!!!!

    Оценка статьи: 5