• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Что делать с ворующим ребенком?

«Сыну 10 лет, уже не первый раз попадается на воровстве, берет без спросу деньги родителей. В первый раз заметили пропажу примерно год назад, тогда мы его наругали, поставили в угол, он обещал больше без спросу деньги не брать. Но своего слова не держит, таскает деньги из моей сумочки, из кармана.

Denis Sokolov, Shutterstock.com

Наказывали по-разному: получал ремнем, часами стоял в углу, неделями был лишен компьютера и телевизора, ничего не помогает. Раньше в нашем доме деньги постоянно лежали на видном месте, например, сдача из магазина или какие-то деньги мужа. Виноваты в этой проблеме мы, наверное, сами, у ребенка на глазах всегда были деньги. Если ему что-то надо, обсуждаем, часто покупаем или переубеждаем. Воровал он, наверное, уже давно, потому что и раньше не раз у меня было ощущение, что «вроде сумма была больше», но на сына никогда не думали. Когда стали пропадать уже крупные купюры по 500 и 1000 рублей, тогда стали замечать. Сейчас в доме спрятаны все деньги, в кармане стараюсь тоже вести строгий счет, сразу же вижу, если не хватает денег. Сын продолжает воровать. Сегодня он был в гостях у дедушки с бабушкой, у дедушки пропало из кармана 500 рублей, на 99% что это взял наш сын. Моих чувств не передать, я в панике и в бешенстве одновременно. Он уже таскает деньги не только дома, но и в гостях. Сейчас сын в школе, деньги наверняка он уже истратил на чипсы, конфеты и лимонад. Что делать с ребенком? Как себя вести с ним?! Что говорить?! Как наказывать?!" (Вопрос психологу)

Мое предложение может выглядеть парадоксальным, но в настоящий момент именно такое действование может помочь вам выбраться из ловушки, в которой Вы оказались.

Под ловушкой я понимаю следующее.

Сын берет деньги — это разрушает доверие между вами, с каждым новым инцидентом уровень подозрительности растет, а доверия падает. Даже если сын не берет денег какое-то время, то возникает ощущение, что он затаился и ждет удобного момента. Такие отношения с ребенком очень неприятны и тягостны.

Сын со своей стороны также находится в ловушке. Деньги для него — способ реализации какой-то потребности. Для него важно иметь собственные деньги, может быть, чтобы поддержать свой авторитет в глазах одноклассников, может быть, деньги для него — эквивалент уверенности или что-то еще. Без разговора с мальчиком об этом можно только гадать.

Я предлагаю обсудить с супругом сумму, которую Вы могли бы выделять на карманные расходы ежемесячно, лучше еженедельно, тогда ребенку будет проще вести свой бюджет. И пути, которыми деньги будут попадать в руки ребенка. Это может быть фиксированная сумма, не зависящая ни от каких обстоятельств. Хорошо, если ребенок какими-то своими усилиями сможет увеличивать ее. Лучше, если это будут не отметки и не помощь по дому — эти вещи ребенку необходимо выполнять на общественных началах. Однако если Вы нанимаете, например, рабочего чистить двор и платите ему, то за этот труд ребенок также может получить деньги. Оптимальным поводом оплаты может стать его помощь в Вашей профдеятельности или в профдеятельности супруга, если это, конечно, возможно.

После того, как Вы с мужем обсудили верхнюю границу допустимого платежа, можно выходить на разговор с ребенком. Начать лучше издалека: о том, как Вы устали от конфликтов по поводу денег, как Вам все это неприятно, Вы полагаете, что сыну это тоже неприятно (и это правда с обеих сторон). Объясните, что понимаете, что ему нужны деньги, можете высказать догадки для чего или спросить его самого (но это достаточно тонкий момент — легко можно уйти в нотацию или даже в порицание с этого вопроса, поэтому осторожно). И Вы с папой видите выход в наличии у него карманных денег — есть небольшая фиксированная сумма… и он может ее увеличить, делая что-то…

При этом, если ребенку требуется что-то выходящее за пределы его скромного бюджета (не вещь первой необходимости, на Ваш взгляд), Вы готовы возвращаться к этому обсуждению и предоставлять больше возможности для зарабатывания или что-то авансировать — в общем, вести конструктивный диалог.

После всех тех конфликтов, которыми уже сопровождалась тема денег, ребенок может настороженно отнестись к Вашим словам. Это нормально и закономерно. Поэтому можно не настаивать на немедленном заключении договора. Вполне допустимо сказать что-то вроде: наверное, для тебя неожиданны мои слова, тебе надо их переварить и осмыслить, подумай до завтра, а потом вернемся к этому разговору…

Когда договоренность будет достигнута, необходимо будет тщательно избегать финансовых провокаций как сознательных, так и бессознательных: ни в коем случае не оставлять деньги без присмотра, чтобы не искушать ребенка — это может быть выше его сил.

Статья опубликована в выпуске 11.12.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Моей маме было лет 5-6, когда будучи в гостях она положила в карман губную помаду хозяйки. А по дороге домой похвасталась матери, моей бабушке, находкой. Бабушка, деревенская женщина, с двумя классами образования, ни одной книжки по воспитанию и психологии не прочитавшая, сказала: "Мы сейчас идем назад и ты вернешь помаду". Мама упиралась, ей было стыдно идти назад, она ведь подсознательно смутно понимала, что сделала что-то нехорошее. Бабушка отвела ее, мама вернула помада хозяйке, запинаясь, объяснила, что взяла поиграть и "забыла и не положила назад". Хозяйка просто сказала: "как хорошо, что ты вспомнила и вернулась! Я бы завтра эту помаду искала" и угостила маму конфетой.
    Этот случай мама помнит больше 50 лет. Мне она с детства говорила, что самые некрасивые в мире вещи - врать и воровать. может, поэтому, я до сих пор не разучилась говорить правду "в лоб", даже тогда, когда прилично было бы соврать

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 8 февраля 2012 в 23:15 отредактирован 8 февраля 2012 в 23:19 Сообщить модератору

    Я пережила подобную историю с собственной дочерью, примерно в том же возрасте 10 лет...Когда, перепробовав все описанные в статье "домашние" методы, в отчаянии обратилась к психотерапевту, она мне объяснила, что у детского воровства в этом возрасте могут быть различные причины, и необходимо сначала выяснить, что именно побуждает ребёнка воровать, а потом уже с этим бороться. И сделать это может только специалист. В моём случае причиной было не столько желание быть "не хуже, чем другие" , как мне подумалось (а дело было как раз в "лихие девяностые", когда происходило резкое расслоение на "богатеньких" и "нищебродов" среди прежде почти одинаковых одноклассников, и "богатенькие" хвастались перед остальными вещицами, которых никто прежде и не видел, и не знал даже, что они существуют...). Моя дочка таким странным способом пыталась привлечь к себе внимание : у меня в то время был первый после смерти моего мужа "роман", и она почувствовала себя обделённой (ну как же : раньше всё внимание и время уделялись только ей, а теперь вдруг появился чужой дядя, который отнимает - КРАДЁТ! - у неё мамины время и внимание!). Психотерапевту удалось избавить нас от этой проблемы - раз и навсегда. Работала она (это была женщина) и с дочкой, и со мной.
    Поэтому мой совет всем, у кого эта беда УЖЕ СЛУЧИЛАСЬ : обращайтесь к специалисту! А вот для тех, кто хочет ПРЕДУПРЕДИТЬ проявления детского воровства, советы автора статьи могут быть очень полезны. Добавлю только на основании своего опыта : дело может быть не только в недостатке карманных денег или непонимании финансовых возможностей и расходов семьи, но и в желании ребёнка привлечь к себе внимание, ощутить себя "центром притяжения" семьи или друзей-подружек.

  • Полвека назад я взяла у мамы из сумочки (постоянно и открыто пребывавшей на полочке шкафа) приличную, по моим девятилетним понятиям, сумму: рубля этак полтора новеньких хрущевских денег (рублик свеженький, хрустящий, помню, дико впечатлил). Капитал пошел на кулек "раковых шеек" с ирисками, который и слопала окраинная компания приятелей (от 8 до 11 лет).
    Но я сильно задумалась: смутно ощущала некую неправильность добывания капитала. Заметьте: стыда и бессонницы не было, просто вот такое ощущение, что я нарушила некий порядок. А чего стыдиться: я ж не у чужих взяла, а в своем собственном доме!
    Вот. Ну и рассказла маме.
    Последующее - ужасно. Рыдания мамы. Страшное: "повяжи галстук пионерский и клянись могилой бабушки, что никогда..." (даже сейчас не хочу развертывать картину).

    В общем, именно с тех пор у меня ужас перед малейшей неточностью в любом тексте и перед малейшим воровством.
    И еще: всю жизнь я потом цепенела от страха при повышении мамой голоса. Рефлекс.
    ...А Спок преСПОКойно сказал, что дети, мол, часто берут у родителей деньги, чтоб угостить друзей конфетами.
    Так что жалко, что мама (учительница) не могла читать Спока (а его тогда и не печатали по-русски).
    ...Кстати: я была смирной и книжной девочкой. Удивительно даже, что это не было учтено.

  • Олег Кузнецов Олег Кузнецов Дебютант 1 февраля 2012 в 19:18 отредактирован 26 мая 2018 в 20:02 Сообщить модератору

    надо бить и бить сильно!!!

  • Если уже у ребенка развилась клептомания, никакие педагогические ухищрения не помогают - только психотерапия. Ваши советы очень хороши для профилактики клептомании и бытового воровства

  • Скрипач, клептоманчик ты мой! Ты же гравицаппу свистнул!