Татьяна Сарбаева Мастер

Кому и как принято давать «на чай»?

В нашей стране клиенты не всегда вспоминают о том, что за хорошее обслуживание принято благодарить обслуживающий персонал. Кто-то скажет: «Я заплатил по счёту! Почему я должен ещё кому-то что-то платить сверх этого?»

Fotocrisis, Shutterstock.com

Наверное, потому, что зачастую доход обслуживающего персонала складывается из скромного оклада и щедрых чаевых, которые оставляют довольные клиенты. И эти чаевые могут составлять до 50% заработной платы официанта. Если бы не такие чаевые, вряд ли бы официант согласился на эту работу. Кроме официантов, принято оставлять чаевые и другим служащим.

1. В гостинице

При заезде в гостиницу принято давать чаевые носильщику, который доставил ваши чемоданы в номер, горничной и официантам в ресторане отеля. Не нужно благодарить всех подряд. Чаевые — это ваш способ показать персоналу отеля, что вы довольны обслуживанием. Во многих странах принято оставлять чаевые для горничной, которая делает уборку в вашем номере. Размер чаевых, как правило, стандартный, но тем не менее в разных странах он различается, его можно уточнить у бывалых туристов.

Чаевые для горничной принято оставлять на кровати или на тумбочке рядом с кроватью. Если вам не понравилось, как была проведена уборка в вашем номере, то оставлять чаевые вы не обязаны. Чаевые горничной не гарантируют, что постельное бельё и полотенца будут меняться ежедневно, здесь всё зависит от условий проживания в отеле, с которыми вы могли заранее ознакомиться ещё до бронирования номера.

В ресторане гостиницы можно оставить на чай стандартную сумму либо 5−10% от суммы заказа. Если в гостинице вы питаетесь по системе all inclusive, то вы можете оставить официанту на чай ровно столько, сколько обычно принято в этой стране. Давать чаевые официанту или нет, зависит только от того, насколько быстро и грамотно он обслужил ваш столик. Советую выбирать каждый раз одного и того же понравившегося вам официанта и оставлять ему на чай, тогда он вас запомнит и будет стараться вам угодить.

Если кто-то из сотрудников отеля оказал вам помощь, например: принял очень важный для вас звонок, помог отправить факс или организовать какое-то мероприятие, скажем, день рождения вашего ребёнка, то, без сомнения, вы захотите его отблагодарить. Слова благодарности можно выразить лично при встрече. Для того чтобы оставить чаевые этому человеку, нужно узнать его имя, фамилию и должность. В простой конверт поместите достойное вознаграждение, можно приложить к нему небольшую сопроводительную записку со словами благодарности. Конверт нужно заклеить, написать на нём, например: «для Джона Смита, метрдотеля», и передать конверт на ресепшн.

2. В ресторане

В некоторых ресторанах чаевые уже включены в счёт. В этом случае они могут быть прописаны в чеке, который вам принесёт официант. В противном случае размер чаевых будет составлять 5−10% от общей суммы заказа. Расплатившись по счёту, не спешите убегать из ресторана. Подождите, пока официант вам принесёт сдачу, в ресторанах с хорошей репутацией не принято присваивать сдачу в качестве чаевых, поэтому вам принесут её обратно. Если вы не стали забирать сдачу, то она автоматически «превращается» в чаевые официанту.

Некоторые нечестные официанты умудряются забирать себе в качестве чаевых до 50% от стоимости заказа. К примеру, если вы расплатились крупной купюрой, то не надо скромно уходить. Допустим, ваш коктейль стоил 500 рублей, вы дали купюру в 1000 руб. официанту. Это не означает, что он может оставить сдачу себе. Если вам не несут сдачу, вы имеете право возмутиться, потребовать, чтобы вас рассчитали, и в таком случае можете вообще не оставлять чаевых. Давать «на чай» или нет, в конечном счёте, решает только сам посетитель.

3. В такси

В некоторых странах принято давать на чай водителям такси. У нас это обычно не практикуется. Но если вас очень быстро доставили из точки, А в точку Б. Или представьте себе ситуацию: вы опаздываете на самолёт, на деловую встречу или в театр, ловите такси, и — о чудо! — вас доставляют точно вовремя в нужное вам место. Чтобы поблагодарить водителя, достаточно заплатить больше, чем было оговорено вначале. В этом случае обычно принято говорить «Сдачи не надо!». Если вы расплатились крупной купюрой, дождитесь, пока водитель с вами рассчитается, и можете оставить ему пару сотен, ну или сколько сочтёте нужным, в качестве чаевых. Не обязательно совать деньги в руки, можете просто положить чаевые на приборную панель, сопроводив это словами благодарности.

4. В салоне красоты

Хорошим тоном считается оставлять чаевые мастеру, который вас удачно подстриг или сделал вам красивый маникюр. Тем более если вы являетесь постоянным клиентом этого салона и этого мастера и вам очень нравится результат его работы. В этом случае чаевые лучше оставить демонстративно на рабочем столике мастера, до того как вы пошли к ресепшн расплачиваться по счёту.

Размер чаевых зависит от вашей щедрости, в среднем он может составлять 5−10% от общего счёта. Лучше, если размер чаевых всегда будет одинаковым. Если в этот раз ваш мастер превзошёл сам себя, вы пошли на новый для вас эксперимент, ну допустим, с цветом волос, и он удался, то можете оставить на чай больше обычного.

В ситуациях, когда вы везде и всегда расплачиваетесь кредитной карточкой, удобнее носить с собой в кошельке мелкие купюры на всякий случай, в том числе и чтобы иметь возможность поблагодарить человека за хорошо оказанную вам услугу. Если так получилось, что у вас в кошельке не оказалось нужной суммы «на чай» для официанта или стилиста, то лучше просто улыбнуться, поблагодарить и не оставлять чаевых вообще, чем бегать в поисках размена или поражать людей своей сказочной щедростью.

Обновлено 19.12.2011
Статья размещена на сайте 15.12.2011

Комментарии (71):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Много зависит от страны. В некоторых странах не принято давать на чай. вообще.
    В других - чаевые уже включены в счёт, тут тоже давать чаевые не надо, это скорее создаст проблемы официанту...

  • У нас, в Мурманске и других городах области, уже несколько лет функционирует сеть общепитовских кафешек "Большая Кружка". Там на столиках есть бейджик-стикер: "Чаевые не обязательны, но приветствуются за хорошее обслуживание". Или что-то в подобном роде. И ни у кого никаких проблем нет. В другой сети подобный же бейджик гласит о том, что чаевые включены в счет и составляют сумму не менее 5, но не более 7% от суммы заказа. И приписочка есть о том, что если вам работа официанта понравилась, то вы можете дать ему чаевые сверх установленных лимитов.

    Оценка статьи: 5

  • Чаевые - это не унижение, а существенная часть заработка людей, работающих в сфере обслуживания. Об этом знает и работодатель, и все обслуживающие и обслуживающиеся. Дают и принимают чаевые без каких-либо ненужных ужимок, спокойно и вежливо. Воспитанные люди всегда оставляют чаевые в указанных в статье случаях. Чаще это 10% от суммы счёта. Если по каким-то причинам человек не считает нужным или возможным оставить чаевые, это его личный выбор, только и всего.

    Оценка статьи: 5

    • Алина Еремеева, что ни говорите, дача - приём чаевых это всегда некий напряг: не мало ли дал? Вот какой жадина!
      Внешне,конечно, "спокойно и вежливо", но "в нутрях" что, ведомо только фигурантам и то по отдельности.

      • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 26 декабря 2011 в 18:33 отредактирован 26 декабря 2011 в 18:33

        Сергей Дмитриев, это всё внутренние комплексы жить мешают ! Чего уж так напрягаться-то - это ж не под танк с гранатой? В Америке 10% - стандарт, и никто напрягаться не будет. Не дадите - тоже никого не удивите. Хотите поблагодарить особо, дайте больше.

        Оценка статьи: 5

        • Алина Еремеева, О.К.! В реале не всё так напряжённо, каждый в своЁй нише допусков. В нашем маркете типпинг официально запрещён, я не раз об этом жужжал и приводил текст спецбэджика. Практически - на усмотрение сторон. Я уже приводил свои доводы против чаевых на постоянной основе.

    • Алина Еремеева, золотые Ваши слова! И сказаны во время! А, главное, что почти с таких же слов, начинается обсуждаемая статья! Просто народ малёхо запутался в терминологии и понятиях, путая обслуживающий персонал с работниками тех специальностей и профессий, которые никак к категории людей получающих чаевые не относятся.

      Оценка статьи: 5

  • Василиса гребенькова Читатель 26 декабря 2011 в 13:35 отредактирован 26 декабря 2011 в 15:03

    Сергей Русич, в ноябре прошлого года мой тете-пенсионерке удалили желчный пузырь в одной из клиник. Операция не полостная, через прокол. Открытым текстом было сказано, что операция взащет бюджета (бесплатно) а вот врачу- 5 тыс. руб, после операции. Интересно, как поступили бы Вы на ее месте.
    5 тыс. руб.- это уже не "на чай" а на шикарный обед в ресторане с любовницей ( или с женой)

    • Василиса гребенькова, мне не нужно быть на ее месте. Мне с коллегами и своих приключений хватает. Особенно много их было когда решался вопрос: быть операции на сердце - не быть операции на сердце. Цена вопроса была 775 000 руб. Как выяснилось потом всё можно было сделать, и было сделано фактически, за 105 000 руб. И с этой суммой я справился. В кредит, но справился. Как Вы, наверное, догадываетесь не за счет чаевых. Просто и некоторыми моими коллегами нужно уметь разговаривать. Кстати, те 5000 руб., о которых Вы говорите, к чаевым не относятся. Они относятся к взятке должностным лицом при исполнении им своих прямых служебных обязанностей. Решить вопрос таким образом не пытались?

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Русич,однажды я поймала такси, что бы доехать до нужного мне места. Таксист (счетчика не было) запросил энную сумму. Тариф я знала, и прямо сказала ему: "а у вас рожа не треснет?" Он засмеялся и сказал: "нет, не треснет".Одно дело, когда добровольно даешь "на чай",за хорошо оказанную услугу, и совсем другое дело, когда у тебя нагло вымогают.

    • Василиса гребенькова, совершенно точно! Я с Вами полностью согласен!

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич, Вы молодец. Отстаиваете интересы медицины. Только вот раньше у медиков з.п. была 105 р, а за 1,5 ставки стало быть 157р. У ИТРа средней руки - 145-150 (8час). Где ж тут "в конце списка"? А сейчас вообше. ИТР - 8-10тыс, врач не менее 20, Да еще взятки. С безнадежного онкобольного берет деньги, а через 5-7 дней он умирает! Позор! Это паразитический образ жизни, а паразитов... И каждый видит лишь своё. А ИТР по сию пору в замасляном халате и в цех и за кульман (нет их компьютеров). И раньше - на картошку, теперь и в цех за станок, и на уборку, и на ремонт зданий. Можно сказать:"Надо учиться и устраиваться где платят". Но эти рабочие места существуют! Буду там не я - так другой. А Вы на медицину одеяло тянете, а школа на себя, а торговля на себя. А ИТРу надо и школе (особенно высшей) взятки давать и медицине,и продавцы обсчитают, обвесят, пересортицу вручат. А там ЖКХ, ГАИ, И т.л. А чем же за это платить ИТРу? И никто не думает, что на заводе из 30 чел ИТР, 17 - пенсионеры, 6 - молодежь из ВУЗов (сбегут не сегодня-завтра), остальные дорабатывают до пенсии. Что будет через эН лет? Вкалывают и ни взяток, ни чаевых. Да еще и зарп. не каждый месяц.

        • Михаил Востепаненко, "...вот раньше у медиков з.п. была 105 р, а за 1,5 ставки стало быть 157р. У ИТРа средней руки - 145-150 (8час). Где ж тут "в конце списка"?..."
          Михаил, не обижайтесь, но между 105 руб./мес. и 145-150 имеется разница в 40-45 руб./мес. О 1,5 ставках мы не говорим, поскольку 1,5 ставки это момент в жизни врача именно что вынужденный, т.к. за дополнительно отработанное время врач уравнивает разницу в 40-50 руб. с ИТР, т.е. работал не 8, а 12 часов. Это - раз.
          Про кульман не знаю, наверное Вы правы, но слышал есть такие вещи которые к компьютеру присоединяются и чертят - плоттеры они называются. Кроме того существую программы создающие чертежи. У меня есть такая для создания проектов домов и квартир. Управиться с ней может даже человек не имеющий специального образования, т.к. она для дома и малого офиса. Есть и профессиональные версии таких программ и ими широко пользуются на производстве. И если на вашей конторе таких нет, то берите за глотку хозяина. Так что не лукавьте. Это - два.
          Если врач берет деньги с безнадежного больного, хоть онко, хоть кардио, хоть какого угодно, то я с Вами согласен и солидарен. Вешать таких мало. Только никто не будет. Да и понимать нужно, что если больной онко,читать дальше →

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Русич, читать дальше →

            Оценка статьи: 5

            • Ксения Печий, не лукавлю. Искренне считал, что чертежники с их кульманами давно в прошлом веке остались. Есть у меня в знакомых архитекторы, так ни разу не видел чтобы кульманом пользовались. Все с экрана в Автокаде делают. Правда чаевых им никто не дает, но они и так не бедствуют.

              Оценка статьи: 5

  • За медицинское обслуживание надо чаевые оставлять Хотя бы потому что эта услуга важнее. Глядишь, и прибывание в больнице или поликлинике стало бы приятнее

    • Юлия Георгиева, нет, не нужно. Нужно прекратить травлю врачей в СМИ, повысить зарплату медработникам с ежеквартальной её индексацией, снабдить необходимой аппаратурой и поддерживать её в должном рабочем состоянии, привести в соответствие нормативным требованиям все медицинские учреждения, устранить от управления медициной финансистов, ибо не им решать рентабельно или не рентабельно спасать или лечить того или иного человека, наладить строгий контроль со стороны государства за исполнением законодательства как со стороны пациентов, так и со стороны медработников, преобразовать организацию здравоохранения в соответствии с основными принципами Клятвы Гиппократа и провести еще массу первоочередных и совершенно неотложных мероприятий по спасению отечественной медицины, оберегая ее от стандартизации и необходимости "работать на статистику" и не будет необходимости давать взятки, тащить подношения, оставлять чаевые.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич, короче, когда в России назначают нового министра здравоохранения вместо Голиковой? Думаю, это ваше место - по-военному четко знаете что делать. Кстати - "устранить от управления медициной финансистов" - как я понимаю, попечительские советы на западе этим и занимаются - с одной стороны, а страховые компании - с другой.

        Насчет чаевых врачам, чтоб "пребывание в больнице стало бы приятнее" - есть же ВИП палаты, где болеешь один (или с кем хочешь, если нет медицинских противопоказаний). Но там скучно - в общей палате веселее ( 1,5 месяца я как раз после операции).

        • Юрий Лях, нет, это место не мое. Я уже стар и по морально-политическим свойствам характера не подойду нынешней власти. Александр Иванович Лебедь пробовал. Не получилось. Вот как ему власти препоны чинили,а потом и убрали, так и со мной будет. Я же еще пожить хочу. ВИП-палаты? Нужно сделать так чтобы любые и все палаты были такими как ВИПы, но с возможностью выбора - оставаться одному или в маленькой и дружной компании сокамерников, простите, сопалатников.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Русич, в 80-х годах прошлого века я работала в одной из больниц. Даже в то время в республиках Закавказья и вообще "на юге" диплом врача можно было купить за деньги. О фруктах, коробках конфет и денежках медицинскому персоналу я умалчиваю, но это имело место быть на всей территории СССР. Врачи получали достойную по тем временам зарплату (накрутки за дополнительные дежурства, стаж и т.д.), и могли позволить себе многое.
            Так что "благодарности" врачам тянутся именно с той поры, и эта тенденция неискоренима.

            • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 22 декабря 2011 в 18:28 отредактирован 22 декабря 2011 в 18:28

              Василиса гребенькова, я уже как-то писал комментарий с пояснениями по поднятому Вами вопросу. К сожалению, Вы и правы, и не правы. Правы в том, что, таки да, "традиция" подношения врачам тянется из СССР. Не правы в том, что началось это не в 80-х, как Вы указываете, но гораздо раньше. С приходом к власти И. В. Сталина к нему пришел с докладом один из наркомов. Рассматривался вопрос определения должностных окладов по специальностям. Практически весь список был утвержден И.В.С. без особых замечаний. За исключением врачей. читать дальше →

              Оценка статьи: 5

              • Василиса гребенькова Читатель 22 декабря 2011 в 18:48 отредактирован 22 декабря 2011 в 18:54

                Сергей Русич, моя трудовая деятельность началась в начале 80-х, поэтому о чем знала лично, о том и рассказала. В рамках обсуждения этой статьи, могу сказать так же, что официанты в ресторанах в то время чаевыми не очень-то баловались, им гораздо выгоднее были связи по принципу "ты мне я тебе". Деньги были, но нечего было на них купить. Сейчас наоборот - товарами завалено все под завязку, а денежек на приобретение увы, многим не хватает.

      • Сергей Русич, ну, это уже из области фантастики...

        • Юлия Георгиева, извини за мои пять копеек, но Сергей прав...
          Нынешняя медицына, особенно в райончиках и поликлиниках -- это горькие слёзы как персонала, так и пациентов.
          Вот если меня скрутило, а денег на "дать" нету, то что мне -- помирать? А помирают ведь в коридорах на каталках...
          Но если бы действительно было высококлассное образование, семинары по улучшению специальностей, аппаратура, достойные зарплаты, то поверьте, ничего давать бы не приходилось. Приносили бы уже после выписки в благодарность!

          Оценка статьи: 5

          • Ксения Печий, Медики это ненасытные люди. Им сколько не повышай зарплату, все равно будет мало и будут принуждать людей к даче взяток. Вы говорите, что у них нет техники, лекарств, коек. Но после подмазки находится все. А не подмажешь - сгноят и никто ничего не докажет. Ни в какой другой специальности не берут столько взяток как медики и преподаватели. При этом одни гробят людей тут же, другие выпускают из ВУЗов недоучек (ставили оценки при минимуме знаний, за деньги) и они потом будут строить жилье которое развалится, лечить людей, которые выживут, лишь тогда, если у них еще есть силы для борьбы с болезнью и т.п.

          • Ксения Печий, если бы "там наверху" немножко думали как С.Русич, то крЭпко подумали бы приглашать,даже бороться за Игры в Сочи, за политпосиделки без последствий на о. Русском, за футбол "боевого 18-го года". Всё это "чистА-кАнкретнА" престижные траты в ущерб тезисам Русича.
            "Великие стройки коммунизма" были более обоснованы, на них до сих пор едет и неокапитализм.
            "Наверх" не могут пробиться люди склада С.Фёдорова, о нелепой кончине которого я очень сожалею.

  • Еще - мы обслуживаем госструктуры - налоговую, некоторые банки. По телефону консультации - без проблем, но бывает, просят к ним подъехать. Очень часто после такого визита они тихонько дают "чаевые"- бутылку или коробку конфет. И отказы от "чаевых" не принимаются. У них так принято - часто клиенты за быстрое обслуживание оставляют те же конфеты или бутылку (бухгалтеры здесь знают). И они считают, что если им делают услугу - они тоже должны "поделиться". Что-то такая благодарность "ты мне - я тебе" дурно попахивает.

    • Юрий Лях, не путайте чаевые с откатом.
      10% прорабских -- это уже святое.
      Комиссионные за некоторые услуги -- тоже существуют, причём они существуют по умолчанию, поэтому мы, когда перекидываем кому-то что-то на подряд, то оговариваем:"Нашего интереса здесь нет, просто сделайте на совесть!"

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, кто бы грамотно определил чаевые, взятку, откат и распил, а то я в последних как-то путаюсь.

        • Сергей Дмитриев, я сама не очень-то в теме...
          Если прорабские десять знаю, потому что в типа строительном бизнесе, то сколько сейчас в зачётки в каком выше, сколько ожидают от меня медики и каков распил какого объекта -- это в тумане.
          А с моими мастерами в салоне такса установлена в строгом прядке. Не знаю, сколько им другие отдают и отдают ли, но меня благодарят с улыбкой.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 21 декабря 2011 в 16:44 отредактирован 21 декабря 2011 в 16:45

            Ксения Печий, пора бы, как гРИтся, определиться в терминах.Прямо вот вынести перед статьёй такой маленький словарчик или после для ясности и исключения кривотолков. Аминь.

            • Сергей Дмитриев, но в статье -- о чаевых!
              Чаевые дают официантам, бармену, бензозаправщику, мастерам в салоне, обслуживающему персоналу в отеле.
              Кому ещё?

              Остальным или оплачиваем услугу, или подразумеваем что справедливо (или несправедливо) они хотели бы большее вознагреждение, чем оговорено. Но это уже другие темы, которые, кстати, уже были описаны в разных статьях на ШЖ. Достаточно ввести ключевые слова в поисковик. Во всяком случае о взятках преподавателям в вузе и о работниках медицины было.

              Оценка статьи: 5

              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 21 декабря 2011 в 16:58 отредактирован 21 декабря 2011 в 17:02

                Ксения Печий, меня умиляет разница между взяткой и чаевыми, дескать, одна ДО, а другая ПОСЛЕ (полуночи).
                (всё-равно давать-брать чаевые неприятно, если не противно)

  • Во времена Союза, когда в ГДР стояли наши части, сами немцы просили не развращать их сограждан "чаевыми" - когда офицеры возвращались в Союз, они отправляли контейнер и , чтоб быстрее и лучше, наши давали "чаевые" их работникам, хоть среди немцев это было не принято. Муж сестры там тогда служил и рассказывал.

  • Комментарий удален
    • Марк Цер, чаевые берут осклабившись и стараются поскорее слинять "с места преступления".

      • Сергей Дмитриев, ну не правда! Я встречала другое отношение: просто забирают деньги, как само собой разумеющееся вознаграждение, или радостно благодарят и говорят "Приходите ещё!".
        Да то, что тут про врачей говорили к чаевым не имеет никакого отношения. У нас пока медицина бесплатная. А подношения врачам - либо взятки, либо подарок-благодарность.

        • Татьяна Сарбаева, а вот Ф.И. Шаляпин "показал мастер-класс" в Ла Скала. Он игнорировал традицию кидать деньгу свистунам.
          Надо-ть с младых ногтей воспитывать,впаривать брезгливость к такого рода замашкам "и будь что будет" (как там у самого ТОлстого?)
          Я не понимАй, чему так долго учат на журфаках? Курсы (как вождения) для проявивших интерес ещё куда ни шло, но 4-5 лет эт-то явный перебор.

        • Татьяна Сарбаева, то вы в детской поликлинике у нас в Киеве на Салютной не были.......
          читать дальше →

          Оценка статьи: 5

        • Татьяна Сарбаева, Так, может, пусть врачи, официанты и т.д. четко выполняют то, что обязаны (в соответствии с должностной инструкцией) и получают то, что должны получать? Ведь грань между "чаевыми", "подношением", наколядованным" очень тонкая (http://www.pravda.com.ua/rus/news/2011/09/19/6598540/).

  • Хотел просто поставить пятерку за вполне разумную и полезную статью, но некоторые высказывания в комментариях навели на мысли. Хорошо конечно тем кто с белой костью да голубой кровью, они могут хвастаться, что они не халдеи. А кто такой халдей? Обслуживающий персонал? Официант, парикмахер? Т.е. тот, кто делает что бы вам было хорошо? Так почему тогда врач не халдей? Горничная убирает за вами мусор, а врач чистит ваше тело. А учитель не халдей? Он вместо вас обучает и воспитывает вашего ребенка, потому что сами вы этого не можете. Если сантехник работает на улице - он не халдей, а если пришел к вам кран починить, потому что вы слишком благородны для такого дела, то он сразу в халдея превращается? Мне кажется, кто не может сказать спасибо чаевыми, тот и словами то это никогда не скажет. А если и скажет, то только потому, что денег жалко.

    Оценка статьи: 5

    • Александр Петров, одно из толкований слова "халдей" - 1. 1. Персонаж пещного действа (см. пещной), рядившийся в восточные одежды (старин.). || Пренебрежительное название ряженых шутов и скоморохов, потешавших народ на святках на улицах, базарах и обычно не стеснявшихся грубых и непристойных выходок (старин.).
      2 "плут, проходимец", смол. (Добровольский), также "нахал" (Даль).
      Если Вы считаете, что врач или, как Вы выразились: "...тем кто с белой костью да голубой кровью, они могут хвастаться, что они не халдеи.... Так почему тогда врач не халдей? Горничная убирает за вами мусор, а врач чистит ваше тело. А учитель не халдей? Он вместо вас обучает и воспитывает вашего ребенка, потому что сами вы этого не можете..." учитель - халдеи, то глубоко заблуждаетесь.
      Проститутка, которую Вы сняли на улице для получения удовольствия - халдейка. Артисты эстрады - халдеи. А вот врач и учитель - нет. И еще: врач не "чистит" Ваше тело, он его исцеляет, лечит то есть. Другими словами говоря, исправляет нарушения функций дарованного Вам Богом организма, которые Вы благополучно десятилетиями гробили всевозможными непотребствами и излишествами. Надеюсь я ответил Вам на Ваши вопросы?

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич, ну конечно ответили. Теперь я знаю, что вы врач, поэтому не халдей, вы барин. А вот нянечка - халдейка, ату ее. Слово то какое-то унижающее. Но видит Бог, не я его первый применил.

        Оценка статьи: 5

        • Александр Петров, ну, ответить-то ответил, да, наверное, не до конца разъяснил. Что же, давайте разгребать этот завал. И начнем с того, что я не барин. Врачи редко из барского рода происходили. Врачи, писатели, ветеринары, педагоги, преподаватели, воспитатели, в том числе и названная вами нянечка, а так же гувернанты, никогда не относились к халдеям, но и к барам, как уже упоминалось, тоже не принадлежали. Кто же мы? Ответ давно известен. Мы - интеллигенция.
          Сантехник, водитель-дальнобоя, водитель автобуса, токарь, фрезеровщик, посудомойка, оружейник? Тоже давным-давно определено. Они - рабочие. К халдеям же причислялись официанты и половые, а так же лакеи разных мастей. Слово обидное? Нет обидных слов. Есть неадекватные реакции на те или иные слова. Будем прояснять ситуацию дальше? Или перейдем в личку, пока Мамочка не вмешалась?

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Русич, а в СССР наверно гордо считали себя "мы - советский народ"? А теперь значит интеллигенция. Может и так, только замашки барские: ей, халдей, подай-принеси.
            На барина не обижайтесь, сами сказали, что для вас нет обидных слов

            Оценка статьи: 5

            • Александр Петров, Ваши рассуждения - это Ваши рассуждения. И Ваше восприятие моих слов в подобном ключе. И в СССР была интеллигенция. И рабочий класс был. И где Вы нашли такое чтобы я так к людям обращался? Можете просмотреть все мои комменты к этой статье, а заодно, чего уж мелочиться, и ко всем статьям за время моего пребывания на этом сайте. Если найдете хоть где-то подобное высказывание - вышлю Вам 1000 рублей. И не в качестве чаевых, а в качестве премии за пустую работу. Барин, говорите? Нет, не обижаюсь. Может и барин. Я это право имею, побарствовать. Заработал и заслужил. Вам выслать ксерокопию моей трудовой книжки? Выписку из послужного списка? Перечень Правительственных и Государственных наград? А отзывы сослуживцев и коллег, читателей и пишущей братии этого сайта Вам не нужны? Мне это будет не сложно. Суждения Ваши зацикленны, придирчивы, пристрастны, и весьма поверхностные, увы.

              Оценка статьи: 5

              • Сергей Русич,20 декабря 2011 в 13:02
                "оставляю чаевые официантам. Парикмахерам не даю чаевых никогда. Услугами прочих халдеев не пользуюсь".
                Денег не надо, вы их "заработали и заслужили". Вы свое спасибо заслужили в виде наград и званий, но официант тоже заслужил свое спасибо в виде чаевых. Если вы считаете, что официант и горничная ниже вас - ваше право, только унижать людей не надо.

                Оценка статьи: 5

                • Александр Петров, ах вот Вы о чем! И где здесь оскорбление? Где сказано, что я считаю людей этих профессий ниже себя? Я всего лишь сказал, что не пользуюсь услугами халдеев, т.е. лакеев. Например,я не бываю и не ночую в гостиницах и не пользуюсь услугами швейцаров, носильщиков, горничных и т.д. Скорее всего Вы вложили в мои слова какой-то свой личный, узкий, лично Вас чем-то задевающий и оскорбляющий, смысл. Если это так, то перед Вами лично я извиняюсь. И мои извинения могут для Вас лично принять вполне конкретную и не виртуальную форму в виде 1000 рублей. Киньте в личку адрес куда эти деньги выслать и не считайте их чаевыми и оскорбительными, они заработаны честным трудом.

                  Оценка статьи: 5

  • Я думаю, что брать чаевые неприлично. Я бы не смог. Давать чаевые - дело каждого. Но чаевые даются за отличный труд и старание угодить. В этом случае я даю чаевые и в парикмахерской, и таксисту и медсестре и врачу. Но когда врач не подходит к больному, пока не получит на "лапу", то за это хочется сильно, сильно нагадить. А вообще сказано: "Дай Бог давать и не дай Бог брать!".

    • Михаил Востепаненко, я врач, но я НИКОГДА не беру чаевые. Я не халдей. Я врач. А это совсем иная песня. Хотя, не буду спорить с Вами, в последние годы пошла такая тенденция среди моих коллег - опускать себя до уровня прислуги.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич, Спасибо за порядочность! Я и сам беру на заводе пару гаек,болтов, рейку какую. Это мелочь. Скажут; а если все по гайке? Нет. Всем это не надо. И мне надо раз в два года. А вот требовать с больного "предоплаты" - это не уровень прислуги. Это вымогательство, нечестное и позорное. Он при окладе в 15 тыс. вымогает с меня 3-5 тыс. с моего заработка 8 тыс. Причем я в этот период нахожусь в трудной ситуации, физически беспомощный и сам нуждаюсь в финансовой помощи на спец.питание, лекарства, услуги разного рода. Таких убивать надо.По крайней мере калечить.

  • Согласен с Сергеем Дмитриевым - чаевые - это убийство внутреннего настроя сделать хорошо, а все - только с мыслью - даст или не даст чаевые. Наверно, я до этого не дорос.

  • Недавно в СМИ промелькнула информация о том, что московский официант по-неосторожности убил своего клиента, сильно толкнув его. Клиент оказался английским писателем. Интересно, за какие грехи пострадал писатель и почему официант с ним расправился, ведь клиент всегда прав. Грустные мысли по поводу вышеизложенного.

  • Эдик Пономаренко Эдик Пономаренко Читатель 20 декабря 2011 в 14:38 отредактирован 26 мая 2018 в 19:35

    Оставлять или не оставлять чаевые и в каком эквиваленте это мнение лично каждого индивида. Обслуживание во всех видах деятельности отнюдь бывают разными,иногда и жалобную приходиться требовать

  • Я, конечно и безусловно, как сказали бы многие молодые люди, "совок". И нет тут ничего удивительного. Родился и вырос в СССР. Но меняются люди, времена и условия жизни. Теперь, если меня действительно хорошо и быстро обслужили, оставляю чаевые официантам. Парикмахерам не даю чаевых никогда. Услугами прочих халдеев не пользуюсь.

    Оценка статьи: 5

  • Я всегда стараюсь оставлять чаевые. По возможности.
    Зная, на какой зарплате мои мастера стрижки и маникюра, оставляю им всегда 10-15% от суммы в чеке.
    Однажды у девушки, которая в киоске на автобусной остановке делает натуральный кофе, упала на прилавок откуда-то сверху бумажка, там было написано что-то вроде пожелания себе "4000 выторг и 400 чаевых ежедневно".
    А ведь никому, кто каждое утро покупает у неё латте, каппучино, американо и в голов уне пришло за её быстроту и улыбку оставить чаевые. Тогда я стала раз в неделю (каждый день было бы накладно) оставлять ей "на чай".

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Сарбаева, в каких-то странах принято давать на чай, а в каких-то категорически не принято. Вообще не понимаю, если труд официанта, парикмахера, носильщика, горничной оплачивается работодателем - зачем ему платить еще и чаевые? Если богатый турист может себе позволить заплатить за услугу, пусть это делает. Но зачем всех под одну гребенку..?

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 20 декабря 2011 в 06:59 отредактирован 20 декабря 2011 в 07:07

    "берут,как будто берут чаевые,паспорт американца." (ВВМ)
    Так как же берут чаевые? С какой миной? Я уверен дача-приём чаевых - взаимный дискомфорт,хотя иногда остаётся и приятный осадок у давшего.
    Многих покупателей я приводил в неловкое положение, отказываясь от чаевых,показывая на бэджик на фартуке "Carryout service is aur pleasure.No tipping, please." Некоторым я читал лекцию по этикету, меня несло как Остапа, я говорил, что деньги портят отношения,бросают тень между людьми. Как мы встретимся в следующий раз? Я буду ждать, Вы будете озабочены дать. Зачем нам это нужно? Лучше расстанемся друзьями без неприятного осадка в деньгах. Чаевые - это пережиток прошлого. Некоторые с пониманием и благодарностью протягивали руку для рукопожатия.
    Я помню, нам делал мелкий ремонт один слесарь. Я попросил его о чём-то дополнительном, он сделал и я попытался дать на чай. Я запомнил, как красиво, с полным достоинством и категорично он отказался, как бы говоря:"Ну, что Вы, такие мелочи."
    Да... Когда куда-нибудь опаздывают, то таксисту в любом случае говорят, что на СИМПОЗИУМ торопятся.

  • Разумно.

    Заметим в скобках, что если вы человек небогатый и оставляемые чаевые ощутимо наносят брешь в вашем бюджете - не оставляйте чаевых.

    Оценка статьи: 4