Сергей Пузырев Грандмастер

Налоги: откуда взялись и надо ли их платить?

Уплачивать налоги — конституционная обязанность каждого трудоспособного гражданина, живущего в демократическом государстве. Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

sevenke, Shutterstock.com

Налоги делятся на прямые и косвенные, устанавливаемые в виде надбавки к цене товара или услуги.

«Если людям нечем было платить налоги и подати, то их брали вшами, лишь бы население не бездельничало», — рассказывает испанский хронист Сьеса де Леон, исследователь доколумбовой Америки.

Какой валютой будет платить налоги население России в ближайшем и отдаленном будущем, попытаемся спрогнозировать в ключе давних сведений, вытекающих из истории нашего государства.

История же повествует о том, что сегодняшнее выделение Московского «княжества» в качестве «стольного города» — доминирующего над остальными регионами государства — уже было когда-то. Тогда Москва собирала налог в виде дани со всех подчиненных земель. Сейчас это выделение и обособление столицы от всего остального государства повторяет прошедшие события, которые раскололи общество на богатых и нищих.

Говорят, что Чингисхан со всех подчиненных ему земель брал десятину, и считают это справедливым налогом. Справедливым этот платеж был в первую очередь для самого Чингисхана, а не для плательщиков налога, бремя оплаты у которых увеличивалось в два, а то и три раза из-за увеличения акцизов и введения новых податей.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо понять смысловое наполнение данного платежа. Для этого определим первоисточник, заплативший свою первую лепту. Когда налог — это демократическая мера изъятия материальных средств у населения, которое в большей своей части является свободным. Так как у несвободных людей — рабов, лишенных всех прав, — налогов нет.

Надо полагать, среди первопредков, которые все были родственниками по крови, всегда был кто-то «сильнейший», который отбирал себе все самое лучшее. «Сильнейший», которого описал Ч. Дарвин, всегда побеждает, и бороться с ним бесполезно. Обычно сильнейшим был вождь (вожак), который и устанавливал свои законы в сообществе, которые выполнялись под присмотром самого вождя.

Подобный отбор налогом назвать трудно. Налог — это сбор средств на общее дело, которое, скорее, проявило себя на уровне общинного родового строя. «Сильнейший» на уровне общины, объединяющей несколько семей, объявлял на совете: «Я не хочу работать, и поэтому предлагаю себя в качестве вашего защитника. Я вас буду защищать, а вы меня будете за это кормить и одевать».

Альтернативой может быть подобное выступление главы рода: «Нам необходима группа людей, которая будет выполнять мои указания, усмирять „хулиганов“ и защищать вас от произвола „сильнейших“. На содержание данной команды требуется внесение материальных средств в виде продукции земледелия и чего-то конкретного». Вот это внесение имущества в общую копилку и было первым налоговым сбором.

Считается, что общеизвестный налог «десятина» восходит к глубокой древности и описан в Библии — когда Авраам отдал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной в качестве военных трофеев. Десятина, по Библии же, состояла из десятой части всего полученного дохода от земледелия, животноводства и других источников получения прибыли в пользу левитов и затем первосвященника.

Добровольное пожертвование «десятина» узаконенным платежом стала после Турского (567) и Маконского (585) соборов. Обязательным платежом на содержание церкви десятину объявил Карл Великий в 779 году. О существующих взаиморасчетах между «сувереном» и его подданными во времена вассальной зависимости говорить сложно. А о платежах населения, платящего оброк феодалу, в это время речи вообще нет.

Для более детального изучения данного вопроса нужно отметить, что по сути, начиная с дохристианских времен, установлены два вида налога — церковный и «светский». Величина последнего не поддается точному подсчету, потому что в налог «кесарю» может быть включена не только «десятина Чингисхана», но и оброк местному феодалу, а также акцизы и пошлины вышестоящих правителей.

В рамках существующей науки мы знаем о том, что все в окружающем нас мире материально, и материя не может существовать иначе как в движении, — без движения нет жизни. Человек неотделим от окружающего его мира, частью которого он является, и соответственно с этим включен в происходящие вокруг него обменные процессы природного комплекса, двигаясь вместе с ним в единстве.

Знания о тройственности построения любой структуры в системе мироздания давно уже вышли из кулуаров философии, и нет необходимости доказывать очевидные факты. Материя, из которой состоит мир, так же определена, как энергия, где самые малые частицы этой материи, «кварки», находясь в постоянном движении, отдают треть своей энергии, восстанавливая возникающий дефицит из окружающего мира.

Как сложно организованная система природного сообщества каждый человек обладает собственным энергетическим потенциалом, который в структуре общественного бытия выражен имущественным окружением, где деньги играют роль оценочного эквивалента энергетического состояния (значимости) человека в обществе. Энергетический обмен в данном случае у человека происходит за счет отдачи части своего достояния.

Это значит, что налоги надо платить, чтобы гармонично вписываться в окружающий ландшафт, но при этом не стоит забывать о триединой системе бытия, где система является устойчивой в приделах 33−66% собственного потенциала. А при потере энергии (налога из всех доходов человека) более 33% система может претерпеть качественные изменения. При нагрузке же более 50% система развалится.

Отсюда вывод: за все надо платить, но платежи должны быть разумными, не превышающими возможностей человека.

Обновлено 26.01.2012
Статья размещена на сайте 25.01.2012

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У К А З
    ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
    О проведении на ряде предприятий Крыма экономического эксперимента
    ( СЗРК, 1995 г., N 2, ст. 110 )
    С целью совершенствования системы налогообложения и создания условий для устойчивого развития предприятий всех форм собственности п о с т а н о в л я ю:
    1. Провести на ряде предприятий Крыма экономический эксперимент по методике, разработанной Крымским отделением Инженерной Академии Украины.
    2. Утвердить "Временное Положение о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора для предприятий и организаций, участвующих в экономическом эксперименте". (Прилагается).
    3. Установить, что правовая база эксперимента определяется постановлением Правительства Крыма: от 14.07.94 г. N 100, от 18.08.94 г. N 125 и от 06.09.94 г. N 141.
    4. Установить, что нормативные документы и инструкции в части ценообразования и налогообложения, действующие в настоящее время, на предприятия, участвующие в эксперименте, не распространяются.
    5. Контроль за ходом эксперимента возложить на Экономический Совет при Президенте Республики Крым и Министерство финансов Крыма.
    6. Настоящей Указ вступает в силу с момента подписания.
    Президент Республики Крым Ю.МЕШКОВ
    г. Симферополь, 13 февраля 1995 г. N 9/95

  • Талантливо не платить налоги - искусство,постичь которое стремиться практический каждый житель нашей страны, от пенсионера до олигарха. Не надо, думаю, кого-либо убеждать, что если бы статья называлась или содержала : "как не платить эти налоги", то резонанс вызвала бы куда больший.... А почему так - это уже другая тема.

    Оценка статьи: 4

  • Заголовок заинтересовал. Статья - не очень.

  • Я работал на производстве в СССР и знаю, что изготовив продукции на один рубль я получал зарплаты 5-8 копеек.

    Оценка статьи: 4

    • Александр Петров, я не финансист и не экономист, но сдается мне, что Вы путаете налоги с себестоимостью продукции и ее розничной ценой, определяемой либо Комитетом по надзору за ценами, либо рыночным спросом. Ваш аргумент, имхо, не является доказательством.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич, я тоже не экономист, но догадываюсь что за бесплатные путевки, медицину, образование и т.д. в СССР должен был кто то платить. И платили мы с вами, но нам это не говорили, а просто недоплачивали. Вот вам и косвенные налоги.

        Оценка статьи: 4

        • Александр Петров, А как думаешь. Сейчас тебе платят 92 копейки на рубль произведенной тобой продукции"? Так вот, если при Советах с тебя брали 80% налогов то теперь с оставшихся 20% вычти еще сегодняшних 80% и получишь свою истинную стоимость (з/п). Экономист!

          • Михаил Востепаненко, а я и не говорю что сейчас налогов меньше. Но сейчас кроме налогов за то, что раньше было якобы бесплатно теперь самому платить надо. КрЫтикан!

            Оценка статьи: 4

  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 27 января 2012 в 15:41 отредактирован 27 января 2012 в 15:42

    Да Бог с ними, с граммаКтическими ошибками! Другое мне интересно. Барин брал десятину и десятину брала церковь. Итого - 20%. Поскольку Россия, а так же и Украина с Белоруссией, были единым государством при царе-батюшке, то и экономика держалась везде на земледелии. Стало быть в аграрном обществе крестьяне были основными налогоплательщиками. И отдавали они по 2 мешка зерна с каждых 10 собранных на полях. По 2 гуся, 2 курицы, 2 утки, 2 ягня и 2 теля и т.д. с каждой рослины, птицы и животины. Однако 80% оставалось основному производителю всего национального богатства страны - крестьянину. Но барин был "плохой" потому как эту десятину все же забирал. Свергли барина. И царя, как главного барина, тоже убрали. При Советах читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Что-то как-то все "трудноусвояемо". И, мне кажется, тема не раскрыта.

    Оценка статьи: 3

    • Олег Силантьев, не согласна. Откуда взялись налоги - понятно, надо ли их платить - тем более понятно (у нас в принципе, и не спрашивают, хотим ли мы содержать законодательную и исполнительную системы). Лично меня напрягают грамматические ошибки (одна во всяком случае прямо бросается в глаза).