Сергей Тим Профессионал

ЖКХ - своеобразная отрасль государства, или Почему опять повышаются тарифы?

С 1 июля 2013 года для жителей страны, которая в мире занимает первое место по экспорту газа, он подорожает на 15% (единовременно), вода и электричество предположительно — на 12−15%, про отопление узнаем осенью.

lculig, Shutterstock.com

В начале года Путин дал распоряжение о максимально допустимом повышении тарифов ЖКХ. Их рост не должен составлять больше чем 6% в год в общем по стране. Для отдельного региона эта цифра не может превышать 15%. 31 мая на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ президент потребовал ограничить рост тарифов.

Дмитрий Медведев также недоволен расценками на блага цивилизации для населения. Он требует от Минэкономразвития, министров и Федеральной службы по тарифам обуздать аппетиты коммунальщиков. Якобы рост цен не должен превышать рост инфляции. А что же на деле?

Росстат за прошлый (2012) год озвучил такие цифры: рост инфляции — 6,6%, тарифов ЖКХ — 9,4%. В этом году инфляция ожидается выше. Тарифы тоже подрастут и наверняка опять обгонят общее повышение цен в магазинах. Если же посмотреть статистику, выяснится, что с 2000 года электроэнергия подорожала в 7,5 раза, газ — в 10, вода — в 15, а управляющие компании за работу берут уже в 13−15 раз больше.

Куда же уходят деньги, и почему на услуги ЖКХ устанавливают такие высокие расценки?

Коммунальщики винят во всем отсталость и разруху в отрасли. В стране, победившей 20 лет назад социализм, все еще пользуются его плодами. Более того, советские трубы — основная составляющая водопроводов, канализационных систем, газопроводов; советские столбы и провода — основа электросетевого хозяйства России; советские дома — жилье для большинства населения. К сожалению, время не жалеет ни трубы, ни столбы, ни крыши, ни подвалы… Все это необходимо менять и латать. В том числе за деньги граждан. Так, на заседании Госсовета Путин сообщил, что для приведения коммунального хозяйства в порядок необходимы 9 с лишним триллионов рублей.

Но с другой стороны, цены на услуги ЖКХ постоянно растут опережающими инфляцию темпами. И это происходит уже не один десяток лет, случается, по нескольку раз за год. Даже учитывая какой-то процент неплательщиков, сложно предположить, что в отрасли задыхаются от безденежья. Например, есть вполне официальные цифры, говорящие о ежегодном поступлении коммунальщикам более триллиона рублей — только от частных лиц. Интересно: где деньги?

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты, говорит о бесполезности повышения тарифов. Потому что средства попросту неэффективно тратят неграмотные управленцы, а часто еще и подворовывают. Причиной анархии в ЖКХ Степашин называет отсутствие закона по сдерживанию роста тарифов, а также непрозрачность затрат, которые поступают на общедомовые нужды. Сергей Вадимович предлагает тарифы вообще заморозить — на 3 года. Правда, что делать потом, он не уточняет.

Само собой, для борьбы с бесконтрольностью в отрасли необходимы контролирующие органы. Но ведь и они есть. И в регионах, и в московских кабинетах трудятся чиновники, обязанные пресекать казнокрадство, мздоимство и нерациональные затраты. Однако стоит случиться в коммунальной сфере какому-нибудь общеизвестному скандалу, как призванные навести шороху чиновники тут же начинают перекладывать ответственность друг на друга — ищут крайних. Вот и непонятно: то ли контроль слаб, то ли он растворяется в своей многочисленности.

Что будет дальше с ЖКХ? Порадует ли хозяйство россиян когда-нибудь в будущем работой и ценами — неизвестно. Ну, а в ближайшее время коммуникации наверняка продолжат менять в порядке аварийной очереди, когда, как говорится, край, а тарифы будут повышать по два раза за год. В принципе, все уже давно привыкли. Еще вот думается, что повышения эти останутся для большинства граждан, как всегда, в разумных пределах: где-то посередине невыносимого и терпимого.

Обновлено 16.06.2013
Статья размещена на сайте 7.06.2013

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Что касается тарифов на ЖКХ, уже давно ясно, что повышаются они не потому, что все сгнило и убыточно, а потому что все тарифы ЖКХ подводятся к европейским стнадартам.
    К тому же в этой сфере уровень монополизации выше некуда, оно и понятно как возможно отдать скажем водопроводную систему нескольким собственникам?
    Пусть расскажут нам жители иных (западных) государств, как у них там на этом фронте. И есть ли у них этот фронт.

    • Ури Фри, еще бы доходы не забыли подвести. А то придумали среднюю зарплату, которую получают 10% населения и довольны.
      Отдать можно, вон электросети Чубайс разодрал на части, теперь у меня сосед платит столько, а я не столько, и ведь разница приличная.
      на Западе, кажется, приучены экономить, лишний раз лампочку не включат - про англичан читал такое. И еще у них заводят автономное отопление, скажем, на многоквартирный дом ставят отдельную котельную, стоит она в подвале, тут же греет, нет потерь тепла, да и дешевле порядком. Вот тоже сосед мой, большой начальник, живет на втором этаже и умудирился получить разрешение на газовый котел, так сейчас доволен: раньше, говорит платил за отопление 2500 руб., а теперь - 800. Ну да в этом году у нас будут ставить общедомовой счетчик тепла, вроде бы должно стать дешевле отапливаться, правда, сам счетчик тоже не мало стоит.

      • Сергей Тим, так а зачем им поднимать доходы как в Европе, низкие зарплаты это один из источников победы в конкуренции (пример Китай).
        Чубайс создал крупных собственников, деятельность которых практически никак не отразилась на тарифах на электричество, население как получало электричество от одного собственника так и получает.
        Ваш сосед молодец, он не одинок, таких много, но вот монополист не дает возможность поступить так всем, сами же пишите.
        И от того что вам поставят общедомовой счетчик тепла, ваша личная плата не будет зависить от того сколько реально тепла получила ваша квартира.
        Сейчас вроде решается вопрос в Думе, о заключении личных контрактов каждого собственника непосредственно с поставщиком услуг ЖКХ, многие в Думе против этого.

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 16 июня 2013 в 10:24

    Большой ошибкой было в свое время передать в частные руки управление такой стратегической отраслью, как ЖКХ. Вопреки декларируемому утверждению, что частники лучше управляют бизнесом, налицо факт: бизнес - он в любых руках бизнес, а уж особенно в честных, и в первую очередь существует для извлечения прибыли. Этот вопрос изучали многие серьезные спецы, некоторые из них категорически предупреждали, что это отрасль жизнеобеспечивающая, и передача ее в частные (а порой и зарубежные) руки собственников - стратегическая ошибка. Коммуникации по бОльшей части в ужасном состоянии, и действительно год от года хиреют. Бизнес сферы ЖКХ передается в права управления на определенный промежуток времени, и конечно же собственнику выгодней выкачать все, что можно, и уйти из сферы, не вкладываясь в нее всерьез. Зачем вкладывать, если это из твоей же прибыли??? В общем, это большая и серьезная проблема.

    • Аксинья Одинец, основной причиной бардака в этой области, как раз отсутствие конкуренции, весь бизнес ЖКХ в каждом населенном пункте в руках местной администрации.

      • Олег Антонов Аксакал 16 июня 2013 в 12:02 отредактирован 16 июня 2013 в 12:02

        Ури Фри, если вы придумаете как конкурировать на трубах, входящих в квартиру (единственных) и подводящих электропроводах (единственных), то благодарные потомки никогда вас не забудут.

        • Олег Антонов, а чего тут думать? Ведь уже писалось здесь, делают автономные котельные на один или несколько домов, то же самое и распределительные электроподстанции. Но кто же отдаст такие лакомые кусочки?
          Наконец создание новых видов источников получения энергии и электричества (уже изобретенных и работающих в странах Европы).

          • Ури Фри, сделаете автономную котельную на дом - отыграют тарифами на газ. Да и просто так тоже можно:
            Вот тоже сосед мой, большой начальник... говорит платил за отопление 2500 руб., а теперь - 800
            То есть за сезон он экономит порядка 10 тыс. руб. Котел с системой и всеми согласованиями обошелся минимум тысяч в 50, а может быть и больше. Через пять лет вроде бы окупится. Но через эти же пять лет его попросят заменить котел, потому что вышел срок службы. Или опрессовать систему. Или получить какой-нибудь сертификат. Или... еще 50 причин отдать всю экономию

            • Олег Антонов, не только в деньгах дело: у соседа этого в квартире тепло, а у нас дубак, хоть окна ставь пластиковые с 5 стеклами, хоть стены обшивай какой-нибудь упсой, потому как не топят черти ни хрена. И думается, сосед все же через 10 лет будет в выигрыше. А то что он начальник, я указал не зря, потому что неизвестно, как ему дали согласие на автономное отопление в пятиэтажке, да еще на втором этаже. Возможно, и согласование было не очень дорогим - замначальника прихоперских электросетей как никак.

              • Сергей Тим, думается мне, что с современными тарифами на электричество замначальника прихоперских электросетей из-за экономии мог бы и не париться. Удобство - полностью согласен, экономия - сомневаюсь.

                • Олег Антонов, богатые, они еще и потому богатые, что считают каждый рублик, в отличие от... И потом этот замначальника не своим электричеством тогрует. Я бы все же поставил автономку, может быть, и поставлю, потом, когда такие начальники обкатают, или когда наши теплосети накроются

              • Сергей Тим, мало того что человек со своим котлом, может вполне нормально регулировать температуру в своей квартире, но он при этом не будет страдать от жары в апреле, когда за окном +20, а в квартире +30, а эти черти вдруг шпарят топить как-будто на улице -30, за мои деньги меня же и подогревают, когда это совсем не надо.
                А еще вспомните историю со счетчиками, в старых домах (хрущобах например) их и поставить невозможно, надо делать капитальный ремонт. А с этими общедомовыми нуждами по электричеству? Когда 5 лампочек в пятиэтажном доме потребляют электричества столько, сколько 5 квартир за месяц.

            • Олег Антонов, так это и называется создать условия для конкуренции. Если государство это не хочет, то придумают и еще кучу причин, как отбить руки предпринимателю, мы это наблюдаем каждый день везде и всюду.

  • "С 1 2013 года июля для..." - долго "переваривал" эту фразу . Наверное "С 1 июля 2013 года..." - лучше воспринимается .

    Оценка статьи: 3

  • "Давным-давно" с самого верха было сказано о том, что "это ваши проблемы, собственники жилья". Было сказано и была отмашка. Вот и ринулись все, кому не лень в эту отрасль.

    Недовольство, замечания, требования... - игра в подкидного дурачка с населением. Все козыри у "них", у народа - наследие СССР. Причем "замутили" социалистическую экономику в те времена, естественно, верхи. Отбрыкались от всего социалистического наследия тоже верхи... А народ с шестерками на руках пытается выиграть в дурака против козырей всех мастей.

    Конечно, перед выборами кому-то и повезет. Или случится Чудо, что характерно для России. В России только на чудеса и надеются.

  • В начале года Путин дал распоряжение... 31 мая на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ президент потребовал... Дмитрий Медведев также недоволен...

    Так уже ясно, что президент, премьер, правительство и дума - дорогостоящая декорация. Все решения давно принимают другие люди. А им все мало

    • Олег Антонов, какие люди, назовите хотя бы пару имен?
      Вы заблуждаетесь, именно они, перечисленные вами и принимают судьбоносные решения. А денег, это давно известно, много не бывает.

      • Ури Фри, вот вам не пара, а целая сотня
        А перечисленные лишь исполняют. Хотя не исключено, что искренне верят в свою самостоятельность.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 16 июня 2013 в 16:31

          Олег Антонов, как раз наоборот. Сотня и помельче - это те, кому "перечисленные" и не названные позволили зарабатывать. Потому и двухметровый олигарх стал карманным политиком.

          • Марианна Власова, абсолютно согласен с вами, можно еще добавить, что из эти ста имен, некоторые непосредственно работали и работают на деньги и фактически под руководством отдельных сильных мира сего.

            • Все же мне кажется, что наоборот. Ну что политик? Сегодня президент, а завтра расстреляли. Сегодня премьер, а завтра сидит. Если же рулят именно политики, то многое из наблюдаемого в их деятельности объяснить невозможно.

              • Олег Антонов, так и бизнесмены, сегодня он этом бизнесе, а завтра его продал другому бизнесмену, а другой разорился потому, что поменялась власть.
                Хотя это в большей мере зависит от государства, в России всегда все определяют политики.
                А что для вас необъяснимо в деятельности политиков?

                • Ури Фри, вступление в ВТО, смена милиции на полицию, общедомовые расходы в ЖКХ, перевод стрелок, закон об образовании и т.д.

                  • Олег Антонов, так вступление в ВТО открывает новые возможности для российского бизнеса (в основном олигархического) на международных рынках, а другой бизнес мало кого интересует.
                    Смена милиции на полицию, вообще по-моему блажь Медведева была.
                    И ЖКХ и новый закон об образовании, и тот же ЕГЭ , это все строительство западной модели государства на российской земле, но как всегда с российскими особенностями.
                    По-моему все довольно объяснимо и даже закономерно, мы двигаемся все ближе и ближе к Западу, за что Путин и подвергается нещадной критике.

        • Ури Фри Читатель 16 июня 2013 в 12:33 отредактирован 16 июня 2013 в 12:33

          Олег Антонов, вы действительно считаете, что владелец сайта Вконтате или Яндекс может влиять на власть?
          Ходорковский тоже возможно так считал, но просчитался.
          Или скажем Михаил Прохоров, который решил пойти в политику и урвать кусочек власти, но что-то за последние 2-3 года, он не только не смог этого сделать, но его даже к столу не подпустили, не говоря уж о тарелке.
          А вот бизнесом ему никто не запрещает заниматься.
          Я все же считаю, что это сотня имеет отношение к власти (в основной финансовой), но не решающее.

          • Ури Фри, а вы думаете, что владельцы сайтов с аудиторией в десятки миллионов человек ничего не могут? Тому же яндексу достаточно чуть подкрутить алгоритм поисковой выдачи, чтобы результаты выборов стали гораздо менее предсказуемыми.
            А вы считаете, что Прохоров туда реально рвался? А не просто сыграл роль в декорации для поднятия узнаваемости?

            • Олег Антонов, "владельцы сайтов с аудиторией в десятки миллионов человек ничего не могут?" Могут, если эти сайты занимаются политикой, а не зарабатыванием денег.
              Если Прохоров несколько лет пытается создать реальную политическую партию, участвует в выборах (неудачно прямо скажем), наверное он это делает не для того, чтобы развлечься. Развлекаться он умеет и знает как это делать.
              И зачем ему нужна узнаваемость, если они не хочет участвовать в политике? Жил же он до сих пор (вполне комфортно жил), и чем меньше знали о его жизни, тем для него было комфортнее и лучше.