• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марина Романина Дебютант

Давать или не давать «на чай» ?

Кто-то не задумывается о чаевых, а для кого-то они стали привычкой. Отблагодарить курьера за быстро доставленный товар, официанта — за внимательное и расторопное обслуживание, а горничную — за вовремя принесенные свежие полотенца — правило, обязанность или жест доброй воли? Откуда пошла эта интересная традиция и почему мы называем ее «дать «на чай»?

photowind , Shutterstock.com

О зарождении культуры «чаевых» существует немало версий. Вот к ним мы и обратимся за помощью.

Благодарность или взятка?

Почему все-таки у многих из нас слово «чаевые» вызывает некоторое недоумение? Ведь представители обслуживающего персонала и без того должны быть приветливы, качественно оказывать услуги. В конце концов, они являются лицом своего заведения, рекламой своей фирмы.

Итак, для начала давайте усвоим одну простую вещь: чаевые — добровольное вознаграждение, выдаваемое клиентом обслуживающему персоналу в качестве благодарности за добросовестно выполненную работу. Выплачиваются они сверх счета. То есть мы можем таким образом отблагодарить официанта, таксиста, парикмахера, курьера, даже гардеробщика и т. п.

Иногда деньги, оставленные «на чай», составляют значительную, и даже большую, часть доходов. В некоторых заведениях величина официальной заработной платы подразумевает получение работником чаевых. Он должен как можно лучше исполнять свои обязанности, чтобы рассчитывать на хорошее вознаграждение и тем самым привлекать клиентов.

Однако есть и заведения, где администрация забирает чаевые. Как правило, в таком случае они делятся поровну на всех.

Выходит, что существует некая традиция выплаты чаевых. Откуда она берет свои корни, мы сейчас и узнаем.

Хочешь чай — для начала заплати

Говорят, что еще в XIV веке в немецких городах пользовались услугами «носильщиков воды». Единственным источником чистой воды были колодцы, расположенные на городских площадях. Вода была бесплатной, и брать ее можно было в любом количестве. Вот и находились люди, которые помогали донести тяжелые ведра с водой до дома. В благодарность они получали «питьевые деньги» достоинством в один гульден.

Но помимо этой версии, существует ряд официальных.

Появление чаевых в русской культуре:

«Дать «на чай» означало расплатиться за стоимость самой мелкой расфасовки чая.

В купеческих домах XIX века традиция устраивать чаепитие говорила о теплых и дружеских отношениях между хозяевами и гостями. Давая на чай, люди как бы выражали сердечную благодарность.

Появление чаевых в западной культуре:

В Англии с появлением чая в XVIII веке среди высшего общества стало принятым послеобеденное время проводить в так называемых чайных садах. Наслаждаясь ароматным напитком, люди развлекали себя музыкой, танцами, представлениями. На столах, за которыми пили чай, стояли коробочки с надписью «T.I.P.S.» (To Insure Prompt Service). Чтобы обслуга приносила чай быстро и он не успевал остыть, в коробочки бросались монетки. Отсюда и слово в английском языке «tips», или чаевые.

У американцев было принято, придя в ресторан или бар, класть деньги на стол. В зависимости от того, понравилась ли кухня и обслуживание, клиент оставлял либо забирал деньги.

Как ни странно, но доплачивали и палачам, чтобы те скрашивали участь обреченных на смерть, делая ее быстрой и тем самым менее болезненной. Эта плата носила название «горловые».

Как видите, чаевые давали во все времена и баловали ими в основном в ресторанах. Но постепенно давать «на чай» стали и в других сферах обслуживания.

Но так было много лет назад. А как чаевые встречает наш век? На этот счет у разных стран разные взгляды.

Современные чаевые

Отправляясь в поездку за рубеж, не забывайте, что вам придется постоянно сталкиваться с обслуживающим персоналом. К отелю вас доставит таксист, носильщик в целостности доставит вещи в номер и горничная не забудет поменять для вас постельное белье.

Но везде ли принято благодарить чаевыми? Об этом мы сейчас и поговорим.

Чаевым здесь будут рады

Если вы отправляетесь в Турцию, то будьте готовы в ресторанах раскошелиться дополнительно на 5−10%, включаемых в счет, которые, скорее всего, заберет администрация. Поэтому если хотите отблагодарить персонал, то отдайте деньги прямо в руки. В этой стране чаевые — признак хорошего тона.

В Греции же деньги официанту давать не принято — их оставляют на столике. В кафе дают «на чай» в размере 5% от счета, в ресторанах — 10%. Можете добавить лишний евро.

А вот в Египте уже в отеле с вас попросят 22%, которые будут включены в счет. В ресторанах эта сумма составляет от 1 до 5 долларов.

Индия — страна, избалованная чаевыми до такой степени, что если вы окажетесь слишком щедры, то персонал будет не только обходителен, но иногда даже назойлив. Помните, что давать чаевые вы не обязаны. Свою работу здесь будут выполнять не хуже и без чаевых. Хотите поблагодарить — можете порадовать сувениром, рукопожатием и искренней улыбкой.

Что касается Испании и стран Скандинавии, то здесь нашего туриста любят и без чаевых. Их здесь от вас никто даже не ждет.

Чаевые не возьмут

Но спешить расщедриваться на чаевые не стоит. Есть ряд стран, где деньги «на чай» рассматриваются как взятка и даже оскорбление.

В Японии к чаевым относятся весьма негативно.

В Китае любая плата поверх счета запрещена законом. Правда, здесь культура чаевых все же осторожно пробирается в дорогие рестораны. Чаевые включаются в счет. Единственная категория людей, которая будет всегда рада чаевым — это таксисты. Им вы можете заплатить больше, округлив названную сумму.

Что же касается России, то здесь культура чаевых несколько не прижилась. Дополнительную плату за услуги вписывают в счет некоторых ресторанов -10%. В кафе и барах посетители чаще всего не балуют денежными поощрениями официантов. Другой вариант — не забрать сдачу, оставив счет и деньги на столе. Реже чаевых удостаиваются парикмахеры, мастера ногтевого сервиса, заправщики авто, курьеры, бармены.

Все по этикету

Конечно, чаевые вы давать не обязаны, но если хотите поблагодарить человека за качественно выполненную работу:

Не чувствуйте себя скованно, ведь вы не делаете ничего предосудительного.

Отдавайте деньги прямо в руки, глядя в глаза и улыбаясь представителю персонала.

Если у вас осталось мало денег — лучше не давать чаевых вообще, чем дать мало. Этим вы можете обидеть.

Горничной чаевые оставляют на кровати. Если вы оставили их на столике или на тумбочке, она может решить, что вы просто забыли свои деньги.

Курьеру «на чай» отдают прямо в руки, когда вы с ним решаете попрощаться.

Официантам принято чаевые класть прямо на счет. Молча оставлять сдачу не очень приветствуется. Можно отдавать прямо в руки.

Если, скажем, в ваш туристический бюджет не входит графа под чаевые, то подумайте заранее, как мягко отказать в денежном поощрении персоналу, если он его ждет. Не забудьте в этом случае хотя бы искреннее «спасибо».

Но лучше все-таки предусмотреть затраты на чаевые заранее. Узнайте, кому и сколько оставляют «на чай» в той стране, куда вы собрались поехать. Не забывайте, что где-то чаевые вообще не принимают.

Мы пользуемся услугами разного характера почти каждый день. А когда отдыхаем у себя на родине или за рубежом, обслуживающий персонал — иногда основной контингент, с которым нам приходится общаться. Хотим мы этого или нет, но традиция чаевых имеет место быть. И вы можете относиться к ней как угодно, приветствовать или отвергать. Но в любом случае чаевые — поощрение добровольное, впрочем, как и любая благодарность. А самое главное, чтобы она была искренней.

Статья опубликована в выпуске 20.10.2014
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Беда с этими чаевыми. Никогда не знаешь, на что человек обидится - на то, что ты даешь ему чаевые, или на то, что не даешь.

  • Слышала где-то, что немцы жадны на чаевые. Хотя мне кажется, все зависит от качества выполненной услуги. Недавно отдыхали в Испании, ужинали и обедали в одном и том же ресторанчике несколько раз - еда наивкуснейшая, столики прямо на пляже, все официанты до жути внимательные и обходительные - чаевые оставляли каждый раз, очень уж нравилось )

  • Как японцы я тоже негативно отношусь к чаевым, ибо это оскорбление. Так называемому "обслуживающему персоналу" (ужасное словосочетание), нужно достойно платить, чтобы им не кидали объедки с барского стола.

    Оценка статьи: 5

  • Мария Абрамова Мария Абрамова Читатель 20 октября 2014 в 03:36 отредактирован 20 октября 2014 в 11:37 Сообщить модератору

    Занятный случай произошёл у нас на работе году этак в восьмидесятом, точнее не помню. Я работала экскурсоводом в музее, рассказывающем о подвигах рабочего класса на баррикадах в девятьсот пятом году.
    В те года были заведены организованные экскурсии разных категорий посетителей - пионеры, студенты, от предприятий, советские экскурсанты из разных городов, интуристы.
    И вот одна из сотрудниц приходит "с группы" (так это у нас называлось) и с ужасом рассказывает, что после проведённой ею экскурсии один слушатель-американец подаёт ей бумажный новенький рубль! Она в недоумении прячет руки за спину, переводчик тоже маленько обалдел и не сообразит, что делать...
    Тот американец, видать, понял, что дал мало и подаёт ей второй рубль. Моя коллега уже в полном замешательстве близка к истерике.
    Американец понять ничего не может - ведь он же даёт чаевые от чистого сердца - ему понравилась экскурсия!
    Так она и не взяла, бедняга! Унизил он её...
    Теперь со мной был случай.
    Лет опять же много тому назад поступила я работать на госслужбу.
    Дело делала аккуратно и тщательно. И вот один из посетителей (родом с Кавказа) вдруг оставляет мне в поданных бумагах сто рублей... Я их заметила после его ухода. Бегу к начальнице в панике - мол что делать? Взятка? Караул! Она засмеялась - купи на эти деньги пару тортиков и поставь в кухне - чайку весь офис попьёт.

    Оценка статьи: 5

  • Хотя я часто и оставляю чаевые на счете, но это скорее дань традиции. И еще мне почему то неудобно, когда я ухожу не оставив их, наверное,потому что порой вопрошающие взгляды официантов просто убивают. Я считаю, это несправедливым, тогда уж давайте людям всех профессий, будем давать поощрение помимо зарплаты, а то как то нечестно получается...

    Оценка статьи: 4

    • Валентина Швец, я Вас понимаю, поэтому и задалась вопросом о том, почему от нас ждут еще каких-то поощрений, например, в кафе. Мол, раз официант был расторопен и отлично нас обслужил, то мы можем его за это наградить. Простите, но за что? Я считаю, что каждый в принципе должен хорошо работать. Любая работа должна быть выполнена на соответствующем уровне.

      • Марина Романина, в кафе несколько иная история. Насколько я знаю, владельцы кафе назначают официантам зарплату из расчета "на чаевых заработаете". То есть изначально подразумевается, что им нужны чаевые.

        • Марта Александрова, вот это вот и не нравится! Если врачу дают деньги, судье, ну и вообще человеку другой любой профессии, это взятка. А обслуживающему персоналу воспринимается в порядке вещей.
          Во Франции, например, в некоторых заведениях, если ты не оставишь чаевые или оставишь мало, это считается неприличным, и тебе при следующем визите аккуратно откажут, скажут нет мест. Знакомая рассказывала, которая живет в Париже

          Оценка статьи: 4

  • У нас в маркете типпинг был запрещён. В начале карьеры секкера я помог погрузить одному покупателю большую партию пакетов со льдом и получил 5 баксов чаевых. Но потом я отказывался от предложений, говорил, что деньги омрачают отношения, мол, как мы встретимся в следующийй раз? Вы будете озабочены, а я буду ждать на лапу.

    Во многих местах, в ресторанах этот момент отработан и проходит без заморочек.

    Оценка статьи: 5