Однако желающих заключать брачные договоры в России по-прежнему немного. Если в Европе подобные контракты составляют более 70% супружеских пар, то у нас примерно 4%. Да и из них большинство — те, кто собрался разводиться и не хочет «заморачиваться» судебными процессами по разделу имущества (брачный договор может быть заключен в любой момент брака, хоть за несколько дней до развода).
Почему так? Ответ очевиден: русские люди привыкли считать, что любовь и разговоры о деньгах несовместимы. Кажется почти неприличным накануне свадьбы обсуждать материальные аспекты семейной жизни. Да и через несколько лет брака — не дай бог, один из супругов заговорит о заключении контракта! Вторая половинка тут же начнет его подозревать в том, что он собрался разводиться, а потому заранее готовит себе «запасной аэродром».
Давайте посмотрим на ситуацию по-другому.
Способность взрослых людей открыто обсуждать финансовые и другие имущественные вопросы говорит об их зрелости, честности и доверии друг к другу, о стремлении разрешать проблемы законно и с учетом мнения партнера.
А вот неумение или нежелание касаться этих тем — как раз плохой знак. Это может говорить как о некоторой инфантильности человека, так и о том, что он вообще ничего не планирует дальше сегодняшнего дня. И, кстати, именно в этом случае стоит усомниться в чисто человеческой надежности партнера.
Почему он не хочет обсудить, кому какая доля в имуществе принадлежит? Может быть, при разводе надеется «оттяпать» себе то, что ему и принадлежать не должно? Не верите, что подобное возможно? Ну, при разводах еще и не такие страсти кипят, а люди порой предстают в таком свете, что и ожидать было нельзя…
В конце концов, давайте признаемся честно: для современного человека больше одного брака в течение жизни — норма. Случиться может всякое. Так уж лучше заключить брачный договор с партнером и прожить с ним долгие годы (нет, не из-за контракта, а по любви!), чем не заключить, а потом остаться ни с чем.
Вообще-то, в некоторых ситуациях мужья и жены в обязательном порядке прописывают свои имущественные права, и никого это не смущает и не оскорбляет. Так, покупая квартиру, вы документально фиксируете — кому какая доля принадлежит: вам, супругу, каждому из детей. Доли при этом могут выделяться исходя из разных факторов: в зависимости от вложенных каждым супругом денег или от того, какой площади были старые квартиры, проданные ради покупки новой. А возможно, один из членов семьи вообще останется без доли в этой новой квартире. И ничего страшного в подобном «расчете» никто не видит.
Так вот, брачный договор — по сути, то же самое, только применительно ко всему имуществу.
Более того, брачный договор не только регулирует «где чьё» — он, если к делу подойти с умом, поможет семье в повышении ее благосостояния. А еще — защитит семью от многих неприятных и опасных моментов.
Вот, к примеру, история одного молодого человека, назовем его Дмитрий. Он, что называется, завидный жених. Несмотря на молодость (ему всего 25), очень хорошо зарабатывает и может откладывать довольно крупные суммы. За сравнительно короткий срок Дмитрий только за счет своей зарплаты сумел накопить около миллиона рублей. С помощью отца купил квартиру в строящемся доме — он вот-вот будет сдан. Но квартира с черновой отделкой, и практически все свои сбережения Дмитрию придется отдать за ремонт, а значит, он останется без накоплений и все придется начинать с нуля.
А ведь парень весной собирается жениться, и семью надо будет обеспечивать. Вот он и ищет ответ на вопрос: как лучше распорядиться недвижимостью, чтобы она приносила доход, а не одни лишь траты? Сдать квартиру в аренду, продать, заложить, а на полученные деньги купить еще одну?
Кстати, Дмитрий уже пытался взять ипотеку, но, несмотря на «чистую» кредитную историю, в четырех банках получил отказ. Трудно сказать, в чем тут дело: может быть, в его молодости, а может, в том, что зарплата у него хоть и хорошая, но «проектная», то есть сдельная, а не по принципу «пятого и двадцатого». За советами и разъяснениями подобных ситуаций, конечно, лучше обращаться к экспертам.
Что интересно, очень различное отношение к заключению между будущими супругами брачного договора. Дмитрий, к примеру, об этом и слышать не хотел. Но почему? Это ведь, кроме прочего, помогло бы решить и финансово-жилищную проблему молодой семьи. В брачный договор можно вносить абсолютно любые пункты, связанные с имущественными аспектами, если они не противоречат закону.
Контракт можно составить таким образом, что муж и жена — совершенно независимые друг от друга собственники крупных активов. Это повысит их шансы на получение кредитов (в том числе ипотечных), причем и тогда, когда они будут выступать созаемщиками. А если недвижимость они рассматривают не только как крышу над головой, но и как инструмент для получения дохода, мужу и жене — владельцам отдельных активов — есть смысл, как в шахматах, действовать поочередно: то «работают» займы и объекты одного супруга, то другого, по цепочке.
Ну и о некоторых драматических моментах. Жизнь может по-разному повернуться. И если у одного из супругов образовались крупные долги или же он признан банкротом, никакие взыскания, разумеется, не могут быть обращены на собственность второго супруга. То есть, если брачный контракт был составлен правильно, даже в самой тяжелой ситуации жизнь семьи не изменится. Или, по крайней мере, потери будут сведены к минимуму.
Так что брачный контракт — это отнюдь не способ «выяснить отношения» (в самом худшем смысле этого слова), или шантажировать партнера, или «урвать» побольше при разводе. Это инструмент защиты и обеспечения стабильности семьи. И, конечно, каждого из супругов по отдельности.
Дмитрий признался, что никогда не пытался оценивать возможность заключения брачного договора с такой точки зрения и боялся даже заговорить со своей невестой на эту тему. Когда же приходит понимание важности подобных совместных решений, нужные слова обязательно найдутся.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...