После смерти моей тети осталась школьная тетрадка с записями. Я знала, что она занимается поиском документов о родственниках и земляках, воевавших на фронтах Второй мировой войны. Помню, как она рассказывала о поездке в город Подольск в Центральный архив Министерства обороны СССР в 1986 году.
В тетради оказались короткие записи. Были копии наградных листов, написанные от руки. Тогда еще не было «ксероксов». Под всеми заметками стоят ссылки, например: «ЦАМО СССР Ф.38 армии» или «ЦАМО СССР ф.268 ОП 115349С д. 2 л.69−77». Думаю, что очень непросто было разобраться в этом множестве документов.
Зная дату, место рождения и место призыва (военкомат какого города или района) военнослужащего, можно попытаться узнать должность, батальон, бригаду, армию и фронт.
Хороший источник информации — наградной лист. Там описываются и личные данные, и подвиги, за которые боец представлен к награде.
Послужной список можно поискать в Главном Управлении кадров министерства обороны (ГУК) где хранятся списки и приказы о наградах.
Мой дядя, которому посвящены заметки из архива, служил в инженерно-саперных войсках. Каждое слово, написанное далее, полностью основано на архивных материалах.
В первые годы войны инженерно-технические роты строили оборонительные сооружения. Все они сдавались командованию той части, которая будет занимать оборону.
Строили дзоты в каменных домах, оборудовали четырехамбразурные дзоты, прорывали ходы сообщения к ним. Устраивали противотанковые и противопехотные препятствия. Оборудовали щели для истребителей танков, артиллерийские точки. Существующие дома переоборудовали под блиндажи и для обогрева. Устраивали убежища в 5−8 накатов, с прослойками земли, оборудовали их топчанами, ставили устройства для воды.
Устанавливали минные поля, минировали завалы, производили постройку и минирование заградительных сооружений на заданных участках.
Строили мосты через реки, оборудовали командные и наблюдательные пункты.
В период наступательных операций инженерно-саперные войска непрерывно проводили разведку переднего края, состояния дорог, мостов, их разминирование. Восстанавливали взорванные противником мосты, расчищали лесные завалы, держали связь с передовыми стрелковыми частями. Восстанавливали дороги после бомбежек, засыпали воронки, устраивали проходы в минных полях.
В архиве хранятся чертежи и схемы, выполненные и подписанные моим дядей, по которым строились мосты для прохода танков, выдерживающие нагрузку до 60 тонн. Под его руководством построен мост через реку Неручь в деревне Волоя. Мост был построен в трудных зимних условиях.
Во время строительства и ремонта объектов противник производил артиллерийские налеты и вел автоматный, пулеметный и минометный огонь.
Для выполнения строительства требовалась большая организационная работа. На подводах, которые тянули лошади, везли передвижные мастерские: кузнечную, столярную и слесарную. Все необходимое изготавливалось из местных средств, иногда с привлечением местного населения. Жизненно важными были сроки выполнения заданий и их качество. Даже на войне действовали нормативы возведения объектов. Обязательным условием была их маскировка. Все построенные объекты сдавались по акту, вместе с чертежами и схемами.
К сожалению, не все документы сохранились. В заметках написано, что за 1943 год в ЦАМО нет документов о боевых действиях 345-го армейского инженерного батальона.
В последнем бою 4 августа 1944 года немцы, пытавшиеся вырваться из окружения, уничтожили практически все руководство батальона, где служил мой дядя. Погибло много бойцов, немцы расстреляли лошадей, сожгли имущество.
Благодаря заметкам из архива удалось по часам восстановить день гибели моего дяди и место его захоронения.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...