Любовь Дубинкина (автор ШколаЖизни.ру) статьями «о хлебе на столе», красотой образов мотивировала меня на продолжение темы. В живописи, литературе, искусстве вязание снопов, молотьба веками вдохновляли авторов к описанию финальных работ в уборке хлеба. Рассказы читали вместе с женой, и вновь слушал историю её детства.
В 1949 году семья из трёх поколений с четырьмя детьми переехала в новое большое село, запомнились хвалебные отзывы взрослых: да, здесь же станция ж/д рядом, школа-семилетка, церковь, до города — 3 км, там промышленность — флюсо-доломитный комбинат.
Поселили семью в пустовавшем добротном кулацком доме с деревянным полом. У дома сохранились остатки былого хозяйства: площадка, не зараставшая травой — ток зерна, некоторый инвентарь молотьбы — цепи, выбивалки, тара веялки зерна.
На огороде, кроме картофеля, семья выращивала и фасоль. Осенью бабушка на домашнем току использовала цепи, тазы, вёдра, привлекала внучат очищать фасоль от стручков.
В школе детей водили на колхозный ток, запомнилась молотилка с ручным приводом и вид женщин с завязанными лицами, на которых были открыты лишь глаза.
Ушёл сизифов труд уборочных кампаний, пришли современные технологии, завораживающие коротким и быстрым темпом уборки зерна.
Мой тесть работал в колхозе на разных должностях, учился на агронома, стал председателем колхоза, вставал в три часа ночи, как обычно, но в период уборочной страды, никто не знал в семье — когда вчера дед лёг спать? Имел много правительственных наград, был танкистом, участником Курской дуги. О войне рассказывать не любил, но очень гордился современным хлеборобством и высокими достоинствами сорта пшеницы — Мироновская 707.
Однажды у старшего внука в семье спросили: кем твой дед работает в колхозе?
— Работает дедом.
Уже и внук стал дважды таковым, а ответ родственники помнят.
В период летнего педагогического безделья дед повёз меня на экскурсию уборочной страды. Пять комбайнов друг за другом скашивали колосья пшеницы в валки, где она дозревала до товарной спелости, не осыпалась, как раньше в снопах. Синхронная работа комбайнёров удивляла слаженностью действий, за штурвалами были механизаторы — самые высокооплачиваемые колхозники.
Комбайны оставляли стерню одинаковой высоты, на ней стелились линии скошенных валков полуовальной формы и солнечной красоты сверкающих колосьев пшеницы.
Вблизи уборочных площадей располагалась полевая кухня под навесом, где механизаторы обедали. Благоприятная погода использовалась без потерь рабочего времени, и так до наступления темноты.
Прошла неделя, и вторая полевая экскурсия оказалась более насыщенной впечатлениями. Комбайны переоборудовали на подбор валков, обмолот зерна и упаковку соломы в брикеты. На стерне оставалась цилиндры крепко спрессованной соломы — никакой надобности в скирдовании.
К комбайнам подъезжали самосвалы ЗИЛы, зерно пересыпалось в кузов. Далее: вагон-весы, где водитель не выходил из кабины, путь на элеватор, а там — проверка влажности зерна, очередь перед разгрузкой. Но чёткий контроль обеспечивал беспрерывный обмолот — комбайны работали полный световой день.
Тесть гордился: успел за неделю завершить обмолот без потерь зерна. И добавлял: жаль, что нет самосвалов большей грузоподъёмности — 5 тонн зерна в кузове маловато.
Шёл третий год выпуска грузовиков КАМАЗ (1978 г.), не все детали освоены по проекту, много ещё обходных процессов — изготовления деталей во вспомогательных цехах, неимоверные конфликты на этой почве, и до проектного выпуска автомобилей — далековато.
В середине дня у директора прессово-рамного завода совещание: в Казахстане небывалый урожай зерна, элеваторы на удалении, надо спасать урожай, дополнительно к месячному плану нам предстоит дать на главный конвейер 1000 машинокомплектов. Вопросы есть? Всеобщее молчание, в тишине кабинета звучит заключение:
— Поручение ЦеКа нашей партии исполнять неукоснительно.
Грузовики-самосвалы были отгружены Казахстану до истечения месяца.
Забыл тот год, но событие хорошо запомнилось. Работал тогда начальником Центральной лаборатории, вёл разработку и освоение безотходных процессов изготовления стальных деталей, поступило задание — одного человека направить на работу в колхоз на две недели.
Собрал вверенный коллектив, предложил добровольцу объявиться. Молчание. Сказал: по конкурсу прошёл, завтра выезжаю, все обрадовались.
Утром в автобусе добровольцев-начальников было более половины, звучали поздравления от ежедневной текучки, когда каждый день что-то случается из того, чего не должно быть.
Например, вызывает к себе начальник охраны: ваш наладчик на проходной был пьян, подпишите протокол за ответственность. Подписал, беседую с провинившимся, отвечает:
— Ну, да, было — от проходной прошёл 1,5 км до раздевалки и запах удалился.
Провинившийся был почётным донором России, принял заверения о не повторяемости нарушений.
Разместили нас в домах одиноких хозяев деревни, домашние питомцы — кот и собака — выражали восторг новым гостям. Хозяйка пояснила: они решили, что вас прислали рыбачить, им угощение достанется.
В первый же день сельчане окружили нас, интересовались ежедневным выпуском КАМАЗов, отвечал: 420…440 разных моделей в сутки. Оглядывался на своих коллег — односложно подтверждали истину, казавшуюся людям сказочной. Разные следовали восклицания и все одним словом или бессловесные.
Работа оказалась простой, весь день готовили к хранению фуражное зерно, на току скопились горы. Фуражное зерно готовится на корм скоту, птицефермам. Рабочий день завершался в 16:30, затем — рыбалка, истинный санаторий от насыщенной заводской жизни.
Зерно повышенной влажности, собранное в плохих погодных условиях, элеваторами не принимается, его сушат во вращающихся барабанах с подогревом. Процесс — непрерывный, с одной стороны зерно загружается в барабан, на другом конце барабана длиной до 5 м — высыпается.
Вот мы и загружали зерно в барабан, следили за порядком на току, чтобы кучи зерна не растекались произвольно по полу, завоз новых партий шёл своим чередом.
Фуражное зерно отличается тёмно-коричневым цветом, не должно быть пережжённым,
Впечатления от села: всего две улицы, выделяются пустующие дома. На крыльце одного — одинокая табуретка обрастает мхом, свидетельница похоронного ритуала, калитка закрыта. Одинокие старики приходят на наряд — единственное место ежедневного общения, молча слушают.
Коренным образом изменились технологии возделывания с/х культур. Однако сельская жизнь аналогичных изменений не получила. Бытовые городские условия жизни сёлам недоступны. Молодёжь продолжает покидать село. Возрождение села — тоже актуальнейшая задача современности, где не видны фундаментальные проектные наработки.
Обновление статьи напомнило сцену прощания с селом. В избе нас было трое, спали на раскладушках. Не знаю: почему и как, хозяйский кот узнал, что после завтрака - уезжаем. Впервые он забрался на раскладушку, лёг возле пояса и периодически всю ночь облизывал ладонь руки, хотя от игр с котом воздерживался. Ничего подобного от своей кошки не знал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Помнится, как после 2-го курса поехали мы на картошку в один из колхозов. И дня три на поле не ездили, а работали на току. Я понимаю, почему у работниц были закрыты лица до глаз. Потому что дышать мукой, которая летит во время работы из зёрен - невозможно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Помню как в 1961-63м году в сельской школе с одноклассниками ходил с холщёвой торбочкой за комбайном СК-1 и подбирал колоски.
Даже грамоту в школе вручили.
А в 1973-м году принимал участие в армии в сдаче Родине "казахстанского миллиарда пудов" пшеницы.
Запомнилось, что чесалось от стерни на жаре всё тело .
Кормили правда хорошо, привозили на роту в грузовике с утра на закланье живого барана, которого рота поглощала дружно и единоутробно.
Пить правда хотелось зверски, флажки на день не хватало..
Спасибо за воспоминания!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Между 9-м и 10-м классами школы работал на прицепном комбайне сначала копнильщиком, а потом помощником комбайнёра. За уборочную наш комбайн намолотил 400 тонн зерна. А в школе за не политые 5 растений капусты на школьном огороде мне поставили двойку по ботанике. На всю жизнь осадок остался.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, спасибо за откровенность, у меня тоже столько осталось осадков - тьма, однако в юности они наиболее впечатлительны, видимо, поэтому лучше запоминаются.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все правильно, Леонид! Я не упоминала в своих статьях тех моментов, которых не видела своими глазами. Не видела, т. к. они пришли в жизнь села после того, как я уехала в институт и т. д. Вы моложе меня, поэтому и застали все это.
Прочитала с удовольствием и грустью...
0 Ответить
Любовь Дубинкина, кажется наоборот - Вы моложе меня, т.к. живу 84-й год. Спасибо за приятные слова.
Оценка статьи: 5
0 Ответить