Артём Аргунов Подготовка материала: Мастер

Что такое истинный шансон?

Что сегодня в первую очередь приходит русскому человеку на ум, когда он слышит слово «шансон»? Зона, зеки и хриплые, порой неестественные мужские и женские голоса, поющие о тяжёлой и нелёгкой судьбе урки.

Фото: pixabay.com

Сегодня в России, как, впрочем, и остальных постсоветских республиках, шансон накрепко слился с городским романсом и блатной песней. Под словом «шансон» сегодня мы подразумеваем блатную песню. Есть даже радиостанция «Шансон», где крутится преимущественно блатная или околоблатная музыка.

Однако на самом деле слово «шансон» имеет совершенно иной смысл, нежели тот, который появился у него в последнее время. Вот что по этому поводу пишется в Современном энциклопедическом словаре:

«ШАНСОН (франц. chanson), французская песня — народная, профессиональная полифоническая 15−16 вв., а также современная эстрадная (из репертуара шансонье)».

«ШАНСОНЬЕ (франц. chansonnier), французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, часто автор их слов и музыки. В числе шансонье — П. Дюпон, Г. Монтегюс, М. Шевалье, Э. Пиаф, Ив Монтан, Ж. Брассенс, Ш. Азнавур, М. Матье, П. Каас.»

«ШАНСОНЕТКА (франц. chansonnette):1) песенка игривого, часто фривольного содержания…2) Исполнительница таких песенок в кафешантане, ресторане».

Эдит Пиаф пела шансон
Эдит Пиаф пела шансон
Фото: Источник

Как мы видим из приведённых выше цитат, шансон — это далеко не блатная песня. Это скорее бардовская песня или же лирическая песня о любви. Среди названных французских исполнителей песен в стиле шансон нет ни одного, кто пел бы о тюремной лирике, о зеках и их нелёгких судьбах.

Из русских шансонье середины прошлого века можно вспомнить того же Эдуарда Хиля, в репертуаре которого также нет песен о зеках. Это красивые, лирические песни о любви, и не только.

Эдуард Хиль тоже был шансонье
Эдуард Хиль тоже был шансонье
Фото: Источник

Из числа современных российских так называемых шансонье далеко не все могут так именоваться. Хотя, безусловно, некоторые из них как нельзя лучше подпадают под этот стиль. Взять, к примеру, Михаила Круга: автор и исполнитель собственных песен, среди которых есть не только чисто блатные вещи, но и прекрасные лирические композиции, в которых нет ни малейшего упоминания о зоне и её обитателях. В песнях Михаила, спетых с душою русского человека, великолепно сочетаются смысл в текстах, мотив и хорошая, качественная аранжировка. Михаил Круг — это действительно лицо русского шансона нашего времени.

Безусловно, не один Михаил Круг может относиться к числу истинных шансонье в полном смысле этого слова. Есть и другие. Отчасти к ним можно отнести Ивана Кучина, Катю Огонёк, Сергея Нововицына, Жеку и других. Но лишь отчасти, ибо в их песенном творчестве много и таких вещей, которые имеют отношение к блатной песне, но никак не к шансону в прямом смысле этого слова.

Михаил Круг - звезда русского шансона
Михаил Круг — звезда русского шансона
Фото: Источник

Подмена понятий в России началась ещё в конце восьмидесятых. Шансон, как свидетельствуют вышеприведённые цитаты, это ещё и ресторанная музыка. А в России был такой период, когда процент от посетителей ресторанов составляли так называемые «новые русские», то есть люди из криминального мира. В их повседневности, конечно же, были актуальны именно блатные песни. А музыку, как говорится, заказывает тот, кто платит. Да и российская повседневность того времени была очень тесно связана с активными криминальными группами, что, пожалуй, также играло далеко не последнюю роль в популяризации песен тюремной тематики.

Нельзя сказать, однако, что до середины 80-х таковых песен в России не было совсем. Они были. Но они, как и многие музыкальные направления того времени, были запрещёнными, подпольными. И назывались тогда эти песни «блатными». Это был не шансон, это был городской романс.

Катя Огонек
Катя Огонек
Фото: Источник

Нельзя также сказать и то, что тюремная лирика не может считаться шансоном. В определении музыкального направления «шансон» нет каких-либо ограничений в плане выбора тем для песен. Лирика с тюремным оттенком вполне может претендовать на звание песни в стиле шансон. Люди, по той или иной причине попавшие в места не столь отдалённые, точно так же могут чувствовать, любить и воспевать свою любовь.

Но вряд ли можно отнести к шансону песню, где речь идёт об ограблении, убийстве, где клеймится власть, сотрудники правоохранительных органов, и так далее. Это есть как раз та самая блатная песня, столь плотно смешавшаяся в последнее время с шансоном. И она не имеет никакого отношения к шансону как к таковому.

Иван Кучин
Иван Кучин
Фото: Источник

К шансону также можно отнести и некоторые из тех песен, которые сегодня считаются попсой. Но не ту бессмыслицу, которую мы слышим на популярных fm-станциях, а песни со смыслом, с мотивом и хорошей аранжировкой.

Шансон — это, по сути, та же попса или её часть, так как сегодня под это понятие подпадает множество различных музыкальных стилей.

Попса — это скорее даже не стиль, а просто популярная музыка. А популярным может быть многое, в том числе и хорошие, качественные песни о любви или незатейливые шуточные песенки, то есть шансон.

Статья опубликована в выпуске 30.08.2018

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Василенко Читатель 5 декабря 2009 в 12:47 отредактирован 23 мая 2018 в 11:19

    Привет! Передлагаю вспомнить, не так уж и далёкую, историю появления в России жанра Шансон. При советской власти все песни делились на две группы: официальные, которые пели везде, от деревенского клуба, до Кремлёвского Дворца съездов. Они круглосуточно звучали на всех каналах радио и ТВ. Их пели люди на всех официальных мероприятиях. Но были и неофициальные песни, которые рождались в народе и пелись им для себя. Эти песни рождались в крупных коллективах, группах сообществах, объединённых общностью интересов и условий проживания, людей.
    Это, прежде всего городские дворы, армия, зона и некоторые профессии (водители, врачи, спортсмеы и др.). Неофициальную песню называли самодеятельной песней, дворовой, блатной, бардовской, авторской. Все эти песни объединяло одно - их не пускали на большую сцену, они не звучали по радио и ТВ. Но они были и имели право быть!!! С развалом КПСС и ликвидацией идеологического отдела ЦК КПСС, неофициальная песня вышла на свободу. Она зазвучала по радио, появилась на кассетах и дисках, увидели мы её исполнетилей и на экранах ТВ. Возникла необходимость отнести её к какому-либо жанру, вот тогда, имено для этих песен приспособили это французское слово ШАНСОН, считая что именно к этому жанру болбше относятся неофициальные песни. А сейчас мы начинаем искать дословный перевод слова ШАНСОН и рассуждать относятся ли к нему наши песни. Не нравится - замените! Уберите из названия этого жанра слово шансон и назовите его по-другому, сути это не изменит. Нам нужны эти песни, в т.ч. и блатные, т.к. эти песни идут из народа, эти песни - крик души, это - песни "за жизнь". И от этого никуда не деться. А все попытки растворить эти песни в попсе или замолчать (запретить) их, ни к чему не приведут. Эти песни были, есть и будут.