В 1974 году мы — пять человек (четыре студента и один аспирант) — решили дешево посмотреть страну. Сделать это можно было одним способом — автостопом. Это поездка на попутных машинах бесплатно. Деньги идут только на питание. Правда, о том, что мы денег не платим, надо предупреждать водителя заранее — во избежание неприятностей.
Я заразил этой идеей свою жену, тогда студентку Ленинградского института точной механики и оптики, и трех ее сокурсников. А куда ехать? Страна наша широтная, поэтому только на Восток. До этого я бывал на Дальнем Востоке со стройотрядами и знал из личного опыта, что деньги на обратную дорогу можно быстро заработать на кетовой путине в Нижнем Амуре.
И поехали. Две пары. Первая — супруги Аня и Юра Егоровы, вторая — моя жена Люба Аблесимова и ее подружка Надя Костенко. Завершал я один, как более опытный, чтобы следить за ситуацией на дороге и никого не потерять. Встречались на пересечении трассы и намеченной реки на мосту через 300−350 км. Это казалось наиболее надежной точкой сбора на ночевку. Я уже знал из предыдущих путешествий, что средняя скорость передвижения по дороге, включая время ожидания машин, составляет 36 км/час.
Какие водители берут в таких путешествиях? В основном два сорта. Первые — те, кому просто скучно ехать в одиночку на дальние расстояния. С ними надо все время разговаривать. Вторые — просто раздолбаи в хорошем смысле этого слова. Им все равно, но и интересно — куда это детишки в стройотрядовских курточках собрались. До Урала брала в среднем каждая 20-я машина, в Сибири — каждая 10-я.
Безопасно двигаться парами. Ночевали в палатках, пищу утром и вечером готовили на костре, а днем перекусывали в заешках (столовые, забегаловки на трассе — довольно дешево и качественно). До Байкала 6000 км мы преодолели за 16 дней с остановками. Сменили в среднем по 40 грузовых машин. Легковые тогда были предметом роскоши и попутчиков не брали. Автодороги заканчивались в Читинской области, поэтому от Селенгинска до Хабаровска добрались на поезде. От Хабаровска до Николаевска-на-Амуре — теплоходом.
Только в этой дороге мы поняли, что Россия, в основном, расположена за Уралом. Географический центр ее находится на меридиане севернее Красноярска — это 5000 км от Ленинграда. В Чныррахе на берегу Амурского лимана мы три недели солили кету на рыбзаводе. Заработали по 170 руб. Этого хватило на обратный самолет Николаевск-на-Амуре — Ленинград.
Встречи с людьми, разговоры, пейзажи, кета, икра произвели такое впечатление, что рассказы об этом приводят к эффекту «раскрытой варежки» до сих пор. Еще один результат. После окончания учебы мы с женой уехали работать в Хабаровск, где и проработали в различных организациях 30 лет. Как я шучу: «И за большее преступление дают меньший срок».
В 1999 году двадцатипятилетие путешествия мы решили отметить обратным образом — от Хабаровска до Петербурга, но уже вдвоем. Жена сказала: «Если не развалимся, то доедем». Все-таки нам было по 50 лет. Здесь уже появилось подобие дороги Хабаровск-Чита и 10500 километров мы преодолели за 18 дней с остановками. Одна существенная разница — брать стали в основном легковые машины и микроавтобусы (из 72 машин 55 были легкие — комфорта больше). Грузовики боялись ограбления. Груженые дальнобойщики вообще не брали, а пустых было 17. В остальном все то же самое. Конечно, поток машин резко увеличился, что облегчало посадку.
До сих пор автостоп — самый дешевый способ посмотреть страну и узнать ее людей. Очень рекомендую. Но совет: такую дорогу осилят только те, кому «под каждым кустом и стол, и дом». Остальным не рекомендую — намучаетесь.
Спасибо, Николай, за такой интересный рассказ. Сколько лет на сайте, а этим материалом Вы открылись с совершенно неизвестной мне стороны...
До Урала брала в среднем каждая 20-я машина, в Сибири — каждая 10-я.
Сын моей однокурсницы - геодезист. И как-то подрядился проводить съемку трассы будущего "Северного потока". Их партия снимала на севере Амурской области и на юге Якутии. Одно из того, что его там поразило:
После прохождения части маршрута они выходили на условленную точку к одной из автомобильных дорог. Поскольку время такого выхода запланировать очень тяжело, часто им приходилось ждать экспедиционную машину, которая тоже должна была подойти к этой точке, чтобы отвезти партию на базу. Так вот: пока они ждали машину, какой бы транспорт ни проходил мимо ( в их, попутном, или встречном направлении, легковые, грузовые, груженые, полные, пустые)... ВСЕ машины останавливались и ОБЯЗАТЕЛЬНО СПРАШИВАЛИ - всё ли в порядке и не нужна ли какая помощь. Просто правило там такое. Даже если человек и не голосует, остановись и спроси.
И другая история. Уже, как говорят здесь, в журнале - "из личного опыта".
Как-то поторопился и на ремонтируемом участке трассы родной "Колы" пробил радиатор. Сам-то этот участок проехал, там было не остановиться. Но километра через два после него встал. Конец сентября. И хоть ясный, погожий солнечный денек, но... Ветерок-то уже холодный. Пробирает. А пробит радиатор. Двигун я заглушил. Через час чувствую - начинаю дубеть... Когда часа через четыре возле меня, с поднятой рукой с зажатым в нем "галстуком", притормозил каблучок "ИЖ-ОДА", я уже был синий. Водитель ИЖа посмотрел на меня: "Давно стоишь?". "Часа четыре". "И что: за это время - НИКТО?!". "Ты - ПЕРВЫЙ!". И тогда он произнес фразу и с такой неповторимой интонацией, которые я запомнил на всю жизнь: "НУ, КОЗЛЫ!".
0 Ответить
Константин Кучер, козлы это точно. Недавно, 3 апреля нас выперли из санатория Хилово в связи с коронавирусом. Это около трассы Псков-Новгород. Решил вспомнить молодость и на попутках добраться до Новгорода. 4 часа на ветру и под снегом простоял на трассе, прошло около 30 машин и никто не взял замерзающего старичка (мне 71 год). Кое как добрался до станции ДНО и на поезде, и такси добрался до своей деревни Зарубино. Такие дела, машин больше, но черствости в людях прибавилось.
0 Ответить
Да, Николай... Как-то не очень хочется в это верить, но очень похоже на то.
0 Ответить
Последняя машина у Чудово (Ленинградская обл.).
1 Ответить
Совсем немного и за Чудово, в сторону Питера, есть такой поселок Зуево. Именно, в нем, под правую стрелку светофора, я ухожу на Кириши и Волхов, чтобы уже у Новой Ладоги выйти на родную трассу "Кола" (С.-Петербург-Мурманск). До Петрозаводска остается чуть больше 300 км.
0 Ответить
Константин Кучер, знаю Зуево - там всегда сворачивал на Кириши.
0 Ответить
Пермь у памятника в Пермском госуниверситете.
1 Ответить
Клубника на Байкале у Байкальска.
1 Ответить
У станции Козулька (Новосибирская область).
0 Ответить
Ночевка на камнях обочины под Талданом (Амурская область).
1 Ответить
Ответ на вопрос: на чем передвигались? В том числе и на крутых внедорожниках.
1 Ответить
Начало в Хабаровске у дома.
1 Ответить
Напомнили мою молодость, когда я решил посмотреть Самарканд и Бухару. И везде мы были дома. Дом, как одна, огромная советская страна. И было абсолютно безопасно. Никаких проверок документов, выяснения личности. Только один раз, когда шли по дороге, дежурящий автоинспектор спросил: куда идете,ребята? А мы в ответ: куда глаза глядят! А он нам: смотрите внимательно на дорогу...
1 Ответить
Максимилиан фон дер Грюн, а откуда ехали?
В 1999 году мы повторили сей путь - только в обратную сторону Хабаровск-Петербург. На окраине Ачинска (Красноярский край) полукриминальные элементы тоже поинтересовались Откуда и Куда. Мы ответили. С большим уважением и без конфликтов нам пожелали счастливого пути, а это была ровно половина 5000 км от Хабаровска и 5000 км до Санкт-Петербурга. Нам было с женой по 50 лет. Страна, конечно, была другая - бандитская, но у нас брать, кроме жизни, было нечего. А жизнь нищих ученых? Кому она нужна!? В свое время хоть инквизиция ими интересовалась!..
1 Ответить
Николай Аблесимов, мы отправились с другом из Пскова. Старший брат моего друга был настоятелем Псково-Печерского монастыря. По пути посетили некоторые храмы и передали небольшие дары от монахов. Ради этого взяли академ-отпуск в институте и целый год путешествовали. Еще был жив и руководил Леонид Ильич. Страна еще была не бандитская, как в девяностые. Ощущение безопасности в те годы до сих пор памятно.
0 Ответить
Максимилиан фон дер Грюн, в 1999 году тоже никто не приставал. А на своей машине мы проехали сей путь трижды в 2004 (туда - сюда) и в 2006 в Зарубино Новгородской области переехали из Хабаровска. Тоже без приключений. Ночевали на речках и озерах в палатке.
0 Ответить
В степях северного Казахстана. Автор - перегруз.
1 Ответить
Ждем на обочине знаменитой трассы М10 около Ленинграда. Обратите внимание на количество машин.
1 Ответить
Да... Нынче такую пустую трассу. Тем более, "около Ленинграда"... НЕ УВИДЕТЬ!! Какое бы время суток не стояло. Нет сейчас таких незагруженных трасс "около Ленинграда".
0 Ответить