• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Мистический триллер «Омен» (1976). Дьявол с ангельским лицом?

Кадр из фильма «Омен», 1976 г. Как говорил Станислав Ежи Лец: «Иногда дьявол искушает меня поверить в бога». Парадоксально, но факт — многие скорее склонны уверовать в существование Ада, чем признаться в наличии неких божественных сил. Вопрос ли это веры, или страха, по сути, неважно. Важно то, что у каждого человека есть темная половина.

Дьявольщина в кинематографе всегда имела свою нишу, однако до конца шестидесятых подобные картины серьезных успехов в кинопрокате не добивались, уплотняя категорию малобюджетных триллеров и ужастиков. В 1969 году на широкие экраны выходит «Ребенок Розмари» Романа Полански, ознаменовав новый виток интереса к тематике.

Вслед за ним Уильям Фридкин будоражит общественное мнение своим жестоким и натуралистичным триллером «Изгоняющий дьявола» (1973). Апофеозом же этого «дьявольского бума» стала картина американца Ричарда Доннера «Омен», породившая целый киносериал, повествующий о воцарении Антихриста на Земле.

…6 июня 1966 года в семье американского посла в Риме, Роберта Торна (Грегори Пек), произошло горе: его любимая жена Кэтрин (Ли Ремик) не сумела родить супругу первенца. Понимая, что для жены весть о мертворожденном сыне станет ударом, Торн соглашается на буквальную «сделку с дьяволом». По наущению «заботливого» священника, отца Спилетто, он совершает подлог и усыновляет неизвестного младенца, чья мать умерла при родах в ту же ночь.

С тех печальных событий минуло пять лет. Торна повысили до должности посла в Великобритании, где он и проживает вместе со своей женой и малолетним сыном Дэмиеном. До некоторых пор ничто не предвещало неприятностей, однако вскоре счастливое семейство Торна окутывает зловещая аура. Сначала нянечка Дэмиена, дабы «порадовать» хозяйского сына, выбрасывается из окна с петлей на шее, затем самого посла начинает преследовать странный священник Брэннан, недвусмысленно намекающий Торну, что его сын — порождение Сатаны.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Омен», 1976 г.

Разумеется, Роберт Торн — адекватный человек, иначе бы не занимал столь серьезный руководящий пост. Но после нелепой смерти «буревестника» Брэннана и несчастного случая с супругой, посол начинает сомневаться. Его опасения разделяет и частный фотограф Дженнингс, на снимках которого вокруг будущих жертв невероятным образом проявляются зловещие предвестники смерти. Вместе с фотографом Торн отправляется в Рим, чтобы узнать правду об усыновлении Дэмиена и найти могилу его матери…

Без всякого сомнения, фильм Ричарда Доннера за прошедшие с премьеры годы нисколько не устарел. Более того, в связи с ширящимися в массах апокалиптическими настроениями, классическая лента по-прежнему привлекает зрителей своей неповторимой атмосферой.

Многие пытались повторить успех Доннера. Сюда входят и продолжатели франшизы (всего киносериал насчитывает три официальных сиквела и один ремейк 2006 года), и бесчисленные подражатели. К сожалению, ибо теряем в этом случае только мы с вами, никому не удалось создать столь же пугающий эффект. Пожалуй, единственная лента, хотя бы вполовину сумевшая вызвать у зрителя схожее настроение — это мистический триллер Тейлора Хэкфорда «Адвокат дьявола» (1997).

В отличие от своих предшественников, «Омен» — произведение оригинальное. В то время как «Ребенок Розмари» базировался на одноименной книге Айры Левина, а в основу «Изгоняющего дьявола» лег роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти, сценарий «Омена» писался с нуля. Его автором является Дэвид Зельцер, для которого «Предзнаменование» (именно так буквально переводится Omen с английского) стало самой успешной работой в кинокарьере.

Зельцер уместил в своем сценарии сразу несколько жанров, однако картина получилась очень целостной и гармоничной. Внешне «Омен» представляется собой мистический триллер в лучших традициях европейского кино и Альфреда Хичкока со всеми необходимыми составляющими: цитаты из Библии, религиозные культы, одержимые персонажи и сверхъестественные происшествия.

Ближе к середине лента превращается в настоящий детектив, когда посол и его невольный помощник Дженнингс (фотограф сам заинтересован в расследовании истины, ибо на его фото обнаружились те же странные и страшные метки) отправляются в Италию, чтобы выяснить истину о происхождении Торна-младшего.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Омен», 1976 г.

И в то же время, несмотря на всю запутанность и зрелищность истории, авторы не просто рассказывают развлекательную сказочку, а превращают фильм в настоящую драму об отце, который вынужден убить собственного сына во спасение безликого человечества.

Несомненной удачей является тот факт, что на главную роль в «Омене» пригласили легендарного Грегори Пека. Впрочем, актер и сам был крайне заинтересован в своем участии. Ради этого он прервал свой «отпуск» (Пек почти пять лет отдыхал от работы в кино) и даже согласился на серьезное снижение гонорара. Правда, предусмотрительно подписал контракт на получение 10% от сборов, что в итоге сделало эту роль для Пека одной из самых высокооплачиваемых за всю карьеру.

Лауреат «Оскара» («Убить пересмешника») привнес в картину необходимый уровень достоверности и создал запоминающийся образ. Для сравнения, вспомним ремейк 2006 года, где Роберта Торна сыграл Лив Шрайбер, исполнитель талантливый, но не хватающий звезд с неба. Комментарии излишни.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Омен», 1976 г.

Отдельно стоит отметить работу оператора, монтажера и композитора. Снимавший фильм Гилберт Тейлор был позаимствован автором у того же Полански: оператор трудился над «Отвращением», первым фильмом «квартирной трилогии», куда также входит «Ребенок Розмари». Его неторопливый стиль, длинные, статичные планы делают значительный вклад в напряженную обстановку фильма, создавая у публики ощущение тревоги.

Монтажер Стюарт Бейрд, позднее сотрудничавший с Доннером в «Супермене» и «Смертельном оружии», великолепно нагнетает саспенс, давая сто очков вперед всем нынешним хоррорам с их дешевыми трюками и неожиданными пугалками из-за угла. О многом говорит и то, что опыт Бейрда используется до сих пор: его уверенный стиль чувствуется в постановке лент бондианы «Казино Рояль» и «007: Координаты «Скайфолл».

Еще один профессионал экстра-класса, композитор Джерри Голдсмит, отвечал за написание музыкальной темы к фильму. Эти надрывные хоровые напевы, проговаривающие слова на латыни, покажутся вам знакомыми, ибо оскароносный саундтрек (а в особенности песня «Ave Satani») был быстро растиражирован. Аналогичные мотивы с тех пор используются во всех популярных демонических ужастиках.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Омен», 1976 г.

Успех фильма, как и ожидалось, спровоцировал появление продолжений. Сиквел под названием «Дэмиен: Омен 2» вышел уже спустя два года, однако от атмосферы таинственности оригинала не осталось и следа. Не помогла проекту ни ставка на узнаваемые персонажи, ни уже проверенная временем музыка Голдсмита. И хотя финансовые результаты «Дэмиена» по-прежнему порадовали продюсеров, зритель в большинстве своем был разочарован.

Третий фильм с заголовком «Омен III: Последний конфликт» (1981) удался во многом из-за присутствия в кадре англичанина Сэма Нила, коему досталась роль взрослого Дэмиена — Антихриста. В том числе над финалом трилогии в качестве продюсера работал и сам Доннер, не позволивший испоганить концовку.

На этом история «Омена», увы, не закончилась. В 1991-м для телевидения был снят дешевый и совершенно ненужный фильм «Омен IV: Пробуждение», якобы продолжающий историю после смерти Торна-младшего — коммерческая и откровенно дурацкая поделка.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Омен», 1976 г.

Что касается ремейка 2006 года, то он был создан также исключительно ради денег, коих он собрал свыше ста миллионов. Но это совсем другое кино — безыскусное и глянцевое.

Статья опубликована в выпуске 13.03.2013
Обновлено 8.08.2022

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прочитала с огромным интересом. Мне очень нравился и этот фильм, и эта книга. Правда мальчика, который играл Омена, я больше не видела в других картинах.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных, Во-первых, книга, если и есть, была написана позже, то есть по мотивам фильма. Во-вторых, мальчик играл не Омена, а Дэмиена. Кстати, актер Харви Стивенс, коему тогда было тоже 5 лет, как и герою, понятия не имел, что снимается в ужастике. Мальчику такие новости не сообщали. Стивенс к тому же засветился и в ремейке 2006 года, но в эпизодической роли репортера.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 марта 2013 в 14:32 отредактирован 13 марта 2013 в 14:39 Сообщить модератору

        Евгений Жарков, книга есть, издавалась и переиздавалась, на русском языке роман называется "Знамение", написан после выхода фильма, автор - сам сценарист "Омена" Дэвид Зельцер. Вот только оригинал не находится, возможно, это просто русский перевод сценария.

        • Марианна Власова, точно! "Знамение"... официального издания книжки читать не довелось, но читала в журнале "Смена"... каждый выпуск ждала и аккуратно странички подклеивала к предыдущим, вот и получилась своя книжка Спасибо, приятные воспоминания навеяли

          Оценка статьи: 5

  • Может и не знал, но жути нагнал! Чего стоят одни глазищи черные!!!

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Дуюнова Валентина Дуюнова Читатель 13 марта 2013 в 18:06 отредактирован 27 мая 2018 в 20:34 Сообщить модератору

    И я прочитала с большим интересом. А сам фильм хорошо помню, смотрела его раза три, а самый первый раз - ещё в советское время, в конце 80-тых, дома по видеомагнитофону. Произвёл огромное впечатление!

    Оценка статьи: 5