• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

«Человек-паук 2012». Все новое - это хорошо забытое новое?

Остается лишь позавидовать непосильному труду наших прокатчиков. Это ведь каких умственных потуг и креативной мысли стоит им процесс придумывания маркетинг-ориентированных заголовков к зарубежным фильмам. В результате чего французская трагикомедия «1+1» превращается в «Неприкасаемых», «Последняя схватка» со Шварцем — в «Возвращение героя», а многочисленные звериные мультики — в сплошную «бригаду» лесной, подводной и прочей братвы.

«Человек-паук 2012» Фрагмент постера к фильму

Само собой, на Западе тоже не мудрствуют лукаво, обзывая очередной блокбастер. К примеру, когда компания Marvel, недовольная экранизацией комикса про Халка, решила перезапустить картину с новым актером (Эдвард Нортон), ленту обозвали совсем непритязательно: «Невероятный Халк» (The Incredible Hulk). Очевидно, но невероятно, вторая версия аналогично провалилась в прокате. С Человеком-пауком поступили так же. Не видя иного пути, перезапуск франшизы ознаменовали не иначе как «The Amazing Spider-Man». Вообще, у английского прилагательного amazing несколько значений. Налетай — выбирай: изумительный, поразительный, удивительный. Наши почесали в затылках и «выбрали»: «Новый Человек-паук». То бишь не старый. Чтоб не путались.

История с перезапуском паучьей франшизы завязалась в 2009-м, когда Сэм Рэйми, автор новейшей трилогии о приключениях Тоби Магуайра в обтягивающем костюме, предложил продюсерам пойти на фиг. Озвученная в СМИ официальная версия гласит, что режиссер потерял всякое желание творить в данном направлении и дальнейших путей развития киносериала не представляет. И ежу понятно, что Рэйми попросту устал. Устал от нервного съемочного графика, от постоянных трений с «кошельками», вечно сующими свой нос в авторский кинопроцесс, от кислой мины неустанно рефлексирующего Магуайра. Денег постановщик поднял на проекте немало и спокойно удалился снимать свое кино.

Продюсеры поплакали-поплакали, да и кинули клич. Мол, на Рэйми свет клином не сошелся, а раз уж и Тоби с подружкой Кирстен лыжи смазали, то вместо номера 4 будет снова номер первый. Абсолютно новый фильм с новыми лицами в кадре и за оным. По итогам длительного кастинга выбор пал на Марка Уэбба, автора милой и симпатичной мелодрамы «500 дней лета». Ключевых персонажей расписали между Эндрю Гарфилдом (Питер Паркер), Эммой Стоун (подружка Паркера — Гвен Стэйси), Мартином Шином (дядя Бен), Салли Филд (тетя Мэй) и Рисом Ивансом, коему доверили сыграть злодея. А когда все в сборе, то не грех и кино снять. И сняли, между прочим, неплохо, несмотря на то, что тело предыдущей трилогии еще не успело остыть.

…Старшеклассник Питер Паркер, проживающий после безвременной кончины родителей у дяди и тети, любит одноклассниц на расстоянии фотовспышки. Питер не то чтобы полноценный ботаник, но, несмотря на атлетическое телосложение и аналитический склад ума, успехом в школе не пользуется. И не особо стремится выделиться на фоне сверстников. За что периодически бывает бит и прилюдно унижен, вызывая сочувствие у симпатизирующей ему Гвен Стэйси. Но жалость — плохой фундамент для романтики, а посему Паркер утирает синяки и продолжает мучиться безответным чувством.

Все решительно меняется в тот момент, когда Питер обнаруживает в подвале портфель своего отца, в тайном кармашке коего находится папка с секретными документами о неких генетических разработках. За выяснением сути этих записей юноша обращается к бывшему товарищу и коллеге отца — доктору Курту Коннорсу, ныне работающему на могущественную корпорацию Osborn. И как это часто случается, копание в прошлом вносит коррективы в будущее. Проникнув под чужим именем в лабораторию Коннорса, Питер вместо вожделенных знаний получает укус паука-мутанта, а вместе с ним и сверхчеловеческие возможности.

Обретя сверхсилу, Питер не знает куда ее применить, поэтому возмещает былые обиды. Не было бы счастья, но несчастье помогло: какой-то маргинал убивает его дядю Бена, и Паркер, сшив себе костюм народного мстителя, повсюду ищет преступника. Однако главная опасность исходит вовсе не от головорезов на улицах, а от того самого доктора Коннорса, коему старшеклассник, безо всяких задних мыслей, подарил отцовскую формулу для скрещивания генов. Коннорс, как и подобает настоящему ученому, испытал эликсир на себе и превратился в громадного злющего ящера. И теперь Человек-паук, следуя принципу «я тебя породил, я тебя и убью», вынужден вступить в неравную схватку с превосходящими в массе и злобе силами противника…

Оговоримся сразу: несмотря на то, что новый и старый «Человек-паук» одинаковы с лица, как те двое из ларца (очки, пауки, злодей-ученый, костюм, неразделенная любовь), по сути, фильмы получились принципиально разные по стилю и нагрузке. Если у Рэйми «паучок», что в супергеройском прикиде, что без оного, отчаянно муссировал проблемы бытия и нервничал от собственного раздвоения личности, то Питер Паркер в исполнении Гарфилда («Социальная сеть») вместе со сказочной мощью приобрел манию величия. Он более последователен в своих действиях, будь то подростковая месть школьным обидчикам или же окучивание возлюбленной Гвен, а в костюме любит поиграть с жертвой, целиком и полностью сознавая свое превосходство.

Разумеется, никто не ждал, что лента Уэбба сумеет побить оригинал Рэйми по сборам, и этого не случилось. Хотя бы потому, что даже фанаты комиксов были скептически настроены по поводу столь стремительного перезапуска. Не говоря уже о тех, кому все эти похождения доморощенного ботаника в леггинсах были изначально до лампочки. Но и сказать, что фильм снимали зря, тоже нельзя. В конце концов, если бы Кристофер Нолан послушал слова пессимистов, когда намеревался вслед за Бертоном и Шумахером реанимировать фигуру Бэтмена, то не видать нам «Темного рыцаря», как своих ушей. Марк Уэбб подобных высот не достиг, но все же его опус выглядит более продуманным и, если хотите, цельным, нежели «Человек-паук» Рэйми.

Сравнивать актерскую игру представляется мне мартышкиным трудом, ибо на вкус и цвет. Даром, что у Рэйми дядю Бена играл лауреат Оскара Клифф Робертсон, а его супругу — актриса с Золотым Глобусом. Уэбб, наоборот, пригласил на партию тетушки Мэй оскароносную Салли Филд, предоставив Бена знаменитому Мартину Шину, который, по иронии судьбы, тоже дальше Глобуса в своей карьере пока не продвинулся. Рокировка удачная хотя бы потому, что у дяди Бена роль, в силу сюжетных обстоятельств, короткая, и Шин справился с ней блестяще.

Эмме Стоун пришлось изображать два в одном флаконе, то есть одновременно быть и другом вместо Джеймса Франко, и подругой героя, замещая Кирстен Данст. Старлетка, взлетевшая на Олимп после ролей в «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и «Прислуге», тоже смотрится на своем месте, а уж как славно пучит очаровательные глазки. А вот Рис Иванс в сравнении с Уиллемом Дефо явно проигрывает. Несмотря на то, что главгад из «Человека-паука» был в своей злобе туп и немилосерден, тогда как Ящер протаптывает дорожку в ад благими намерениями избавить человечество от болезней и скорби. И кто виноват, что люди в столь щедром даре не нуждаются?

Если говорить о литературном источнике, то, само собой, Рэйми был ближе к оригиналу. Но задача авторов нового фильм и состояла в том, чтобы максимально абстрагироваться от предыдущей франшизы, в то же время не упуская ключевых деталей из жизни Питера Паркера. Вот почему «Новый Человек-паук» — это не альтернативная версия, а авторское прочтение культового комикса, которое, как известно, имеет право на существование.

Статья опубликована в выпуске 24.05.2013
Обновлено 12.03.2021

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: